Найти тему
Cat_Cat

Немного теории полёта

Тема авиации обширна, и рассказывать что-либо без применения терминологии - занятие неблагодарное. Слишком велик шанс либо запутать читателя ещё больше, либо наврать. А учитывая специальность автора (динамика и управление, незаслуженно непопулярные даже в собственном университете), рассказывать интересности без хотя бы минимальной теоретической подготовки не выйдет. Поэтому перед предметными статьями будут статьи с теоретическим минимумом, изложенным в облегченной форме. Небольшая статья, почему самолёт летает, уже была, но самолёты умеют взлетать, садиться, маневрировать, а изредка даже падают. Многое из этого завязано на понятиях углов Эйлера. Если хотите сразу к сути, то пропустите следующие три абзаца, это будет не критично.

Углы эти берутся не из головы, а из нескольких систем координат. Да, самолёт находится одновременно в нескольких разных системах, для моей дипломной работы, например, их понадобилось четыре штуки. Для самых важных и самых часто используемых углов их понадобится всего две.

Первая система называется связанной и обозначается как OXYZ. В ней продольная ось OX направлена вдоль оси самолёта от хвоста к носу. У нее есть некоторые нюансы расположения, но сейчас они нас не волнуют. Нормальная ось OY направлена к верхней части самолета под прямым углом к продольной, а они вместе образуют плоскость симметрии самолёта OXY. Поперечная ось OZ направлена по правому полукрылу самолёта от фюзеляжа и дополняет систему до правой. Начало координат в центре масс самолёта. Небольшой факт: если сейчас я захочу показать свои расчеты инженеру, например, НАСА, он не поймет. Не поймет потому, что в западной школе авиастроения (назовем ее так) приняты не правые, а левые системы координат. Из-за этого возникает огромная путаница со знаками и переводом расчетов.

Но это мы отвлеклись, а у нас тут вторая важная система координат простаивает ‒ скоростная OXaYaZa. Скоростная ось OXa направлена по вектору воздушной скорости (это скорость относительно потока воздуха, с учётом ветра и прочих возмущений), ось подъемной силы OYa находится в плоскости симметрии самолёта и направлена к верхней части самолета, а боковая ось OZa дополняет систему до правой. Начало координат также в центре масс.

Теперь, наконец, о углах. Самыми важными для расчетов являются углы атаки, скольжения и крена. За ними идёт угол тангажа, который отображается на авиагоризонте у пилотов. Для навигации используют рыскание или курс относительно севера. И где-то на задворках сознания студентов пылятся угол пути и скоростные углы рыскания, тангажа и крена. Они выводятся из других систем координат и очень редко используются.

Справа обозначены углы: буквой альфа обозначен угол атаки. Печатной тета обозначен угол наклона траектории (но есть нюанс). Строчной закругленной тета обозначен самый большой угол, угол тангажа
Справа обозначены углы: буквой альфа обозначен угол атаки. Печатной тета обозначен угол наклона траектории (но есть нюанс). Строчной закругленной тета обозначен самый большой угол, угол тангажа

Итак, угол атаки, угол, чье изменение на несколько градусов способно как поднять самолёт в воздух, так и свалить его в землю. А еще от него зависит подъемная сила, чем больше угол, тем больше сила (но есть нюанс). Угол атаки ‒ это угол между продольной осью и проекцией воздушной скорости на плоскость симметрии самолёта, обозначается греческой строчной альфа. Звучит страшно, но на самом деле все просто: угол атаки показывает, насколько нос самолёта поднят (или опущен, если угол отрицательный) относительно воздушной скорости. В нормальном горизонтальном полете всегда есть небольшой положительный угол атаки, и воздух набегает на самолёт не четко в нос, а немного в пузо. Этот угол очень хорошо заметен на взлете и посадке, когда самолет летит буквально днищем вперед, т.е. скорость направлена вперед по взлетно-посадочной полосе, а нос в это время задран вверх.

Отрыв самолета Ту-144 от полосы. Пока что он летит почти горизонтально, а нос задран высоко, значит, он летит с положительным углом атаки и положительным углом тангажа
Отрыв самолета Ту-144 от полосы. Пока что он летит почти горизонтально, а нос задран высоко, значит, он летит с положительным углом атаки и положительным углом тангажа
угол атаки.gif

Прерванная посадка истребителя на авианосец. Видно, как он летит с огромным углом атаки, буквально пузом вперед.

Вторым углом будет угол скольжения. Он не такой пафосный, как угол атаки, но тоже очень важный, особенно на больших скоростях, когда они объединяются с углами атаки и крена и общими усилиями могут устроить катастрофу (истребители из-за этого падают). Угол скольжения ‒ это угол между воздушной скоростью и плоскостью симметрии самолёта, обозначается греческой строчной бета. Если в случае угла атаки воздух набегает в пузо, то в случае угла скольжения воздух набегает в бок. Если набегает в левый бок ‒ угол положительный. Угол скольжения можно увидеть при посадке самолета с сильным боковым ветром, когда самолет летит к полосе боком и выравнивается только перед самым касанием или даже после него.

угол скольжения.gif

Посадка авиалайнера с сильным боковым ветром. Самолет летит ровно вперед, скорость направлена по полосе, но при этом он расположен в воздухе боком. Угол скольжения на глаз около 15-20 градусов.

Про угол крена уже сказано, поэтому про него кратко: это угол между нормальной осью OY (связанной системы) и вертикальной плоскостью, обозначается строчной гамма. Если одно полукрыло самолёта выше другого ‒ самолёт летит с креном. Если левое полукрыло выше ‒ крен положительный.

Истребитель, летящий с большим отрицательным углом крена, на глаз градусов 60
Истребитель, летящий с большим отрицательным углом крена, на глаз градусов 60

Если эта троица при всяком удобном случае стремится устроить встречу самолёта с землёй, то угол тангажа не такой. Он честный работяга, помогающий пилотам, работает в авиагоризонте (одни из приборов на панели самолета) без выходных и праздников. Угол тангажа - угол между продольной осью OX и местной горизонтальной плоскостью. Он обозначается строчной тета. Знак определяется так же, как и для атаки.

Приборная панель самолета Ту-154. Над штурвалом виден прибор с кругом, как бы поделенный на две половинки, светлую сверху и темную снизу. Это авиагоризонт, а две черточки на нем (одна горизонтальная и чуть под наклоном, вторая вертикальная и смещена вправо) пилоты называют директора
Приборная панель самолета Ту-154. Над штурвалом виден прибор с кругом, как бы поделенный на две половинки, светлую сверху и темную снизу. Это авиагоризонт, а две черточки на нем (одна горизонтальная и чуть под наклоном, вторая вертикальная и смещена вправо) пилоты называют директора

Получилось много, но и затронуто достаточно много. Теперь, когда терминология более-менее ясна, можно изучать то, как летать на самолёте и как правильно, а главное надёжно, этот самолёт уронить.

А для тех, кто дочитал, небольшая задачка, ответ на которую будет в следующей статье: самолёт летит с положительным углом атаки, околонулевым креном, отрицательным тангажом и при всем этом курс циклически меняется. Что происходит? Если вы это решите, то поздравляю вас, мы это на третьем курсе не все могли решить.

Автор: Лиза Гладышева.