Найти тему
Shadows of the Past

Дракула. Вампиры Среди Нас

Оглавление
«Леди Лилит» — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, 1873
«Леди Лилит» — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, 1873

Страшные истории, основанные на реальных событиях - мы их так любим! Настолько, что бесконечно ужасный образ кровопийцы прошел через столетия, и уже в 21 веке подростки ломились в кинотеатры, чтобы посмотреть на семейку прогрессивных вампиров.

Рассказываем, как с идеей о живых мертвецах справилось человеческое воображение, приводим исторические примеры и размышляем, чем же нам нравится бессмертие.

А в конце истории дадим один способ, который вас убережет от всякой нечисти.

Никогда не умереть

Человечество всегда интересовало, что будет после физической смерти. Не удивительно - страх смерти является основным для нашего вида.

Получается, надо придумать способ продлить себе жизнь, верно? Помимо философского камня и источника юности, люди нашли еще один жутковатый вариант бессмертия: через кровь.

Кровь - это жизненная сила, душа, как считали некоторые философы.

А те, кто пьют кровь - вампиры. Они-то и живут вечно. Казалось бы, рабочая схема, бери да применяй. Или нет?

Почитайте, как появились вампиры и вы поймете, почему не захотите повторить этот путь.

Культ крови в древности

Кровь - жизненная сила человека
Кровь - жизненная сила человека

Идея живого мертвеца бродит в умах людей давно. Подкреплялась она не только реальными болезнями типа порфирии или бешенства, но и историями в разных культурах.

Месть Адаму

Начнем с легенды о Лилит, согласно которой она была первой женщиной, ещё до Евы. Её отверг Адам, и она решила как следует “отомстить бывшему” - стала повелительницей демонов. Естественно, её мишенью стали все потомки Адама - мужчины, а точнее юноши.

Лилит пила кровь младенцев и лишала юношей сил и мужественности во время сна. И действительно, почему бы не уничтожить мужской род на корню, пока они не подросли и не начали разбивать сердца. Возможно, от этого пошло поверье о демоне суккубе.

Вампиры Персии

Легенды о живых мертвецах находят и в Китае, Южной Америке и других частях света. Например, в Персии, ныне Иран, нашли вазу с любопытным рисунком: на нем человек борется с чудовищем, которое пытается высосать из него кровь.

Античные соблазнительницы

А в Древней Греции были широко распространены мифы о таких существах как эмпуза, ламия, стригии.

  • Эмпуза - дочь Гекаты - создание с бронзовыми ногами, которая могла обращаться в красивую девушку, соблазняла мужчин как Лилит (встречали таких в онлайн-знакомствах?)
  • Ламия, чудовище пожирающее детей и пьющее их кровь
  • Стригии в древней Греции - птицеподобные женщины, тоже любили пососать кровь. Вредили новорожденным и мужчинам по примеру Эмпузы.

Все эти “прекрасные” создания пили кровь у спящих. В отличие от живых вампиров, эти существа были скорее бесплотными демонами.

Трансильвания

Замок Дракулы открыт для посещения
Замок Дракулы открыт для посещения

В Восточной Европе тоже разные ходили слухи: в молдавской и румынской мифологии были стригои - вампиры, ведьмы, в которых превращались повешенные люди.

Вампиры средней полосы

У славян были свои кровопийцы, “основанные” на идее о заложных покойниках. Заложных - потому что при захоронении их клали лицом вниз и закладывали камнями и ветками.

Но чтобы получить такой перфоманс на собственных похоронах, надо было либо умереть не своей смертью, либо при жизни быть ведьмой, колдуном или некрещеным ребенком.

Интересный факт: согласно поверьям, земля у церкви таких людей не принимала, и их хоронили в “переходных” зонах - на обочине, перекрестках, между границ полей.

Европейские упыри

«Преждевременное погребение», художник - Антуан-Жозеф Вирц,1854 год
«Преждевременное погребение», художник - Антуан-Жозеф Вирц,1854 год

Христианство немало поспособствовало возникновению легенд о вампирах. Католики сурово полагали, что не покаявшийся человек, самоубийца и отлученный от церкви не мог обрести покой. В целом, как и в славянских легендах - не должным образом встреченная смерть равнялась отмене путевки в мир иной.

Чумная вечеринка

В областях, затронутых чумой, вера в вампиров была сильна. Правда, народ сам создавал “живых мертвецов”, не сознавая того.

Дабы избежать распространение эпидемии, людей хоронили быстро, не удостоверившись в их смерти. Такой подход логично вылился в то, что в склепах находили хорошо сохранившиеся трупы, перепачканные кровью.

Делали вывод - “это вампир!”. На самом деле, похороненный заживо приходил в себя уже в гробу, и пытался выбраться из него любым способом - но безуспешно.

Кровавые ванны Батори

Эржебет Батори
Эржебет Батори

Мы уже упоминали о молочных ваннах Клеопатры, а вот о кровавых пишем впервые.

История и правда леденящая: дело было в Венгрии, в начале 17 века. Графиня Эржебет Батори приказывала похищать молодых девушек. Она якобы не просто пила их кровь, а еще и принимала ванну с кровью. Цель - как можно дольше сохранять молодость и красоту.

К счастью, спустя некоторое время “косметологический кабинет” графини прикрыли. Кузен Эржебет заручился помощью солдат, и вместе они осадили замок, а затем и взяли его. Пришли прямо к столу - ритуалы были в самом разгаре.

Подручные графини были казнены, а сама Батори по родству с королевской семьей избежала казни. Её содержали взаперти до самого конца. Батори приписали к вампирам как при жизни, так и после смерти.

И действительно, образ вампира считается неувядающим именно потому, что он пьет кровь.

Бал вампиров в Румынии

Первенство по числу и красочности легенд о вампирах у Румынии. Страна, разделенная на княжества, подарила миру самого известного кусаку в истории. Речь идет о реально существовавшей личности - Владе III. Именно его образ Брэм Стокер использовал для своего романа “Дракула”.

Правитель и воевода Валахии получил прозвище Цепеш (сажающий на кол). Дракула (дракон, демон) - унаследованное от его отца Влада II прозвище, так как тот состоял в ордене дракона.

Дракула храбро сражался против турок. Но по слухам, находясь в Османской империи в качестве заложника, он набрался опыта в казнях. “Почему бы и мне не сажать людей на кол?”, вероятно, призадумался он, а позже и с размахом реализовал.

Чтиво для высшего общества

Дракула в исполнении Гэрри Олдмана, 1992 год. Фотограф: Herb Ritts
Дракула в исполнении Гэрри Олдмана, 1992 год. Фотограф: Herb Ritts

Удивительно, но не Дракула был первым вампиром, которого сделали героем книги.

Первым художественным произведением с мертвечиной считается повесть врача Джона Полидори “Вампир”. Изданная в 1819, она впервые представляет образ вампира-аристократа, предшественника графа Дракулы. То есть, это уже не подозрительный тип с могилы, а полноценный член светского общества.

Вообще, история создания этого произведения заслуживает отдельной темы, так как частично авторство приписывают и Байрону.

Женщины тоже кусают

Позже появился женский вариант литературного вампира - Кармилла. Это произведение вышло в свет за 25 лет до Стокера, но отличалось пикантной деталью - вампирша Кармилла проявляла свой кровавый интерес к девушке. Прототипом Кармиллы скорее всего была упомянутая выше Батори.

Русский след в вампирских историях

Еще раньше, в 1839 году, Алексей Толстой написал рассказ “Семья Вурдалаков”. При жизни писателя оно не было опубликовано. Написанное на французском языке, в России оно было представлено в 1884 году, а во Франции еще позже - в 1950 году. Алексей Толстой также написал повесть “Упырь”.

И хоть не с Дракулы началась литература на эту тему, именно он дал гигантский толчок для развития образа вампира в книгах и кино.

Голливудский поцелуй с привкусом крови

Катрин Денёв и Дэвид Боуи в фильме «Голод» 1983 года
Катрин Денёв и Дэвид Боуи в фильме «Голод» 1983 года

Итак, книжного образа уже было мало. Настало время кинематографу оживить кровопийц. Но для начала вампир пришел в театр.

В 1924 году состоялась премьера пьесы о Дракуле, спустя 12 лет после смерти Стокера. Успешно отгремев в Лондоне, пьеса отправляется на знаменитый Бродвей. Роль графа исполнил Бела Лугоши, актер венгерского происхождения.

Вот это кино

Началось всё с “Носферату, симфония ужаса” (1922) - это первый немой фильм про вампиров с Максом Шреком в главной роли.

Всё тот же Бела Лугоши исполнил в 1931году роль графа и в кино. Это был первый звуковой фильм о вампирах, но второй, где показано это существо.

В 1931 году был так же снят фильм “Вампир, или странное приключение Давида Грея”.

Эволюция киновампиров

Кадр из сериала «Реальные Упыри»
Кадр из сериала «Реальные Упыри»

По началу Дракула - голливудская история, но с середины 20 века подобные фильмы стали снимать в других странах.

Появились и новые персонажи:

  • “Умереть от наслаждения” 1960 года - экранизация Кармиллы.
  • “Красные губы” 1971 года - про Эржебет Батори.
  • “Интервью с вампиром” 1994 - практически стал легендарным.
  • Персонаж Марвел, убийцы вампиров - Блэйд.

Ну а дальше пришла сага про хладных - “Сумерки”.

В двадцать первом веке вампиры уже не боятся света, креста, чеснока. Они очеловечились, идут в ногу со временем, и вместо мрачных замков предпочитают стильный дом в лесной тишине.

Хорошо быть холодным

Что же заставило образ вампира пройти сквозь века и остаться с нами? Согласитесь, изначальный прообраз - чумной труп или колдун, похороненный лицом вниз - это не ухоженный аристократ с проницательным умом и животным магнетизмом.

Но именно за это противоречие зацепились и писатели, и режиссеры, и публика. Почему?

Например, идея быть выше смерти, выше общества. Ведь насколько легче существовать, когда единственная твоя проблема - солнечный свет.

И вот еще несколько вампирских противоречий, которые нам интересны:

  • Существо, на которого нельзя повлиять привычными рычагами. Везде у них преимущество: и на улице пацаны не докопаются, и кредиторы не достанут, и ОМОН не скрутит. Эдакие супергерои со знаком минус.
  • Можно делать что угодно - все равно навеки изгнан обществом. Все наслаждения мира доступны, запретов нет, похоть и извращения проходят без последствий - разве что осиновый кол может прилететь.
  • Их красивая жизнь - не результат честной работы. Только питаясь другими, паразитируя, они приходят к своим богатствам, положению, образованию. Отличная метафора успешного успеха в соцсетях.
  • Женская игра на выживание “А вдруг он изменится ради меня?”, или "Теперь меня есть кому защищать от злого прогнившего мира".
  • Вампир - образ потерянной души, которая всё же делает усилие и становится лучше. Не злоупотребляет своими особыми умениями и живет максимально “по-человечески”. Это уже про волю к жизни, и конечно, такие примеры вдохновляют.

Исцеляющая сила человеческого отношения

Кадр из фильма «Носферату»
Кадр из фильма «Носферату»

Согласно легендам, вампирами становились те, кто вел сомнительную жизнь или был недостойным образом упокоен. То есть, существовавшие без любви и поддержки, чьи родственники даже не удосужились проводить как следует в мир иной. Вся боль и отчаяние не ушли вместе со смертью, а переродились и стали больше.

И вот живой мертвец питается другими, силой восполняя то, что ему не дали, когда это было нужно больше всего. Попутно он создает привлекательную картинку собственной жизни - чтобы больше “мотыльков” прилетело на искусственный, холодный свет мертвого сердца.

Итак, наш рецепт от нечисти: внимательное отношение к себе и к близким. Предупредит появление вампиров - хоть реальных, хоть энергетических. А также вылечит вампира внутри, если вдруг Вы ощущаете невосполнимую пустоту в себе.