Страшные истории, основанные на реальных событиях - мы их так любим! Настолько, что бесконечно ужасный образ кровопийцы прошел через столетия, и уже в 21 веке подростки ломились в кинотеатры, чтобы посмотреть на семейку прогрессивных вампиров.
Рассказываем, как с идеей о живых мертвецах справилось человеческое воображение, приводим исторические примеры и размышляем, чем же нам нравится бессмертие.
А в конце истории дадим один способ, который вас убережет от всякой нечисти.
Никогда не умереть
Человечество всегда интересовало, что будет после физической смерти. Не удивительно - страх смерти является основным для нашего вида.
Получается, надо придумать способ продлить себе жизнь, верно? Помимо философского камня и источника юности, люди нашли еще один жутковатый вариант бессмертия: через кровь.
Кровь - это жизненная сила, душа, как считали некоторые философы.
А те, кто пьют кровь - вампиры. Они-то и живут вечно. Казалось бы, рабочая схема, бери да применяй. Или нет?
Почитайте, как появились вампиры и вы поймете, почему не захотите повторить этот путь.
Культ крови в древности
Идея живого мертвеца бродит в умах людей давно. Подкреплялась она не только реальными болезнями типа порфирии или бешенства, но и историями в разных культурах.
Месть Адаму
Начнем с легенды о Лилит, согласно которой она была первой женщиной, ещё до Евы. Её отверг Адам, и она решила как следует “отомстить бывшему” - стала повелительницей демонов. Естественно, её мишенью стали все потомки Адама - мужчины, а точнее юноши.
Лилит пила кровь младенцев и лишала юношей сил и мужественности во время сна. И действительно, почему бы не уничтожить мужской род на корню, пока они не подросли и не начали разбивать сердца. Возможно, от этого пошло поверье о демоне суккубе.
Вампиры Персии
Легенды о живых мертвецах находят и в Китае, Южной Америке и других частях света. Например, в Персии, ныне Иран, нашли вазу с любопытным рисунком: на нем человек борется с чудовищем, которое пытается высосать из него кровь.
Античные соблазнительницы
А в Древней Греции были широко распространены мифы о таких существах как эмпуза, ламия, стригии.
- Эмпуза - дочь Гекаты - создание с бронзовыми ногами, которая могла обращаться в красивую девушку, соблазняла мужчин как Лилит (встречали таких в онлайн-знакомствах?)
- Ламия, чудовище пожирающее детей и пьющее их кровь
- Стригии в древней Греции - птицеподобные женщины, тоже любили пососать кровь. Вредили новорожденным и мужчинам по примеру Эмпузы.
Все эти “прекрасные” создания пили кровь у спящих. В отличие от живых вампиров, эти существа были скорее бесплотными демонами.
Трансильвания
В Восточной Европе тоже разные ходили слухи: в молдавской и румынской мифологии были стригои - вампиры, ведьмы, в которых превращались повешенные люди.
Вампиры средней полосы
У славян были свои кровопийцы, “основанные” на идее о заложных покойниках. Заложных - потому что при захоронении их клали лицом вниз и закладывали камнями и ветками.
Но чтобы получить такой перфоманс на собственных похоронах, надо было либо умереть не своей смертью, либо при жизни быть ведьмой, колдуном или некрещеным ребенком.
Интересный факт: согласно поверьям, земля у церкви таких людей не принимала, и их хоронили в “переходных” зонах - на обочине, перекрестках, между границ полей.
Европейские упыри
Христианство немало поспособствовало возникновению легенд о вампирах. Католики сурово полагали, что не покаявшийся человек, самоубийца и отлученный от церкви не мог обрести покой. В целом, как и в славянских легендах - не должным образом встреченная смерть равнялась отмене путевки в мир иной.
Чумная вечеринка
В областях, затронутых чумой, вера в вампиров была сильна. Правда, народ сам создавал “живых мертвецов”, не сознавая того.
Дабы избежать распространение эпидемии, людей хоронили быстро, не удостоверившись в их смерти. Такой подход логично вылился в то, что в склепах находили хорошо сохранившиеся трупы, перепачканные кровью.
Делали вывод - “это вампир!”. На самом деле, похороненный заживо приходил в себя уже в гробу, и пытался выбраться из него любым способом - но безуспешно.
Кровавые ванны Батори
Мы уже упоминали о молочных ваннах Клеопатры, а вот о кровавых пишем впервые.
История и правда леденящая: дело было в Венгрии, в начале 17 века. Графиня Эржебет Батори приказывала похищать молодых девушек. Она якобы не просто пила их кровь, а еще и принимала ванну с кровью. Цель - как можно дольше сохранять молодость и красоту.
К счастью, спустя некоторое время “косметологический кабинет” графини прикрыли. Кузен Эржебет заручился помощью солдат, и вместе они осадили замок, а затем и взяли его. Пришли прямо к столу - ритуалы были в самом разгаре.
Подручные графини были казнены, а сама Батори по родству с королевской семьей избежала казни. Её содержали взаперти до самого конца. Батори приписали к вампирам как при жизни, так и после смерти.
И действительно, образ вампира считается неувядающим именно потому, что он пьет кровь.
Бал вампиров в Румынии
Первенство по числу и красочности легенд о вампирах у Румынии. Страна, разделенная на княжества, подарила миру самого известного кусаку в истории. Речь идет о реально существовавшей личности - Владе III. Именно его образ Брэм Стокер использовал для своего романа “Дракула”.
Правитель и воевода Валахии получил прозвище Цепеш (сажающий на кол). Дракула (дракон, демон) - унаследованное от его отца Влада II прозвище, так как тот состоял в ордене дракона.
Дракула храбро сражался против турок. Но по слухам, находясь в Османской империи в качестве заложника, он набрался опыта в казнях. “Почему бы и мне не сажать людей на кол?”, вероятно, призадумался он, а позже и с размахом реализовал.
Чтиво для высшего общества
Удивительно, но не Дракула был первым вампиром, которого сделали героем книги.
Первым художественным произведением с мертвечиной считается повесть врача Джона Полидори “Вампир”. Изданная в 1819, она впервые представляет образ вампира-аристократа, предшественника графа Дракулы. То есть, это уже не подозрительный тип с могилы, а полноценный член светского общества.
Вообще, история создания этого произведения заслуживает отдельной темы, так как частично авторство приписывают и Байрону.
Женщины тоже кусают
Позже появился женский вариант литературного вампира - Кармилла. Это произведение вышло в свет за 25 лет до Стокера, но отличалось пикантной деталью - вампирша Кармилла проявляла свой кровавый интерес к девушке. Прототипом Кармиллы скорее всего была упомянутая выше Батори.
Русский след в вампирских историях
Еще раньше, в 1839 году, Алексей Толстой написал рассказ “Семья Вурдалаков”. При жизни писателя оно не было опубликовано. Написанное на французском языке, в России оно было представлено в 1884 году, а во Франции еще позже - в 1950 году. Алексей Толстой также написал повесть “Упырь”.
И хоть не с Дракулы началась литература на эту тему, именно он дал гигантский толчок для развития образа вампира в книгах и кино.
Голливудский поцелуй с привкусом крови
Итак, книжного образа уже было мало. Настало время кинематографу оживить кровопийц. Но для начала вампир пришел в театр.
В 1924 году состоялась премьера пьесы о Дракуле, спустя 12 лет после смерти Стокера. Успешно отгремев в Лондоне, пьеса отправляется на знаменитый Бродвей. Роль графа исполнил Бела Лугоши, актер венгерского происхождения.
Вот это кино
Началось всё с “Носферату, симфония ужаса” (1922) - это первый немой фильм про вампиров с Максом Шреком в главной роли.
Всё тот же Бела Лугоши исполнил в 1931году роль графа и в кино. Это был первый звуковой фильм о вампирах, но второй, где показано это существо.
В 1931 году был так же снят фильм “Вампир, или странное приключение Давида Грея”.
Эволюция киновампиров
По началу Дракула - голливудская история, но с середины 20 века подобные фильмы стали снимать в других странах.
Появились и новые персонажи:
- “Умереть от наслаждения” 1960 года - экранизация Кармиллы.
- “Красные губы” 1971 года - про Эржебет Батори.
- “Интервью с вампиром” 1994 - практически стал легендарным.
- Персонаж Марвел, убийцы вампиров - Блэйд.
Ну а дальше пришла сага про хладных - “Сумерки”.
В двадцать первом веке вампиры уже не боятся света, креста, чеснока. Они очеловечились, идут в ногу со временем, и вместо мрачных замков предпочитают стильный дом в лесной тишине.
Хорошо быть холодным
Что же заставило образ вампира пройти сквозь века и остаться с нами? Согласитесь, изначальный прообраз - чумной труп или колдун, похороненный лицом вниз - это не ухоженный аристократ с проницательным умом и животным магнетизмом.
Но именно за это противоречие зацепились и писатели, и режиссеры, и публика. Почему?
Например, идея быть выше смерти, выше общества. Ведь насколько легче существовать, когда единственная твоя проблема - солнечный свет.
И вот еще несколько вампирских противоречий, которые нам интересны:
- Существо, на которого нельзя повлиять привычными рычагами. Везде у них преимущество: и на улице пацаны не докопаются, и кредиторы не достанут, и ОМОН не скрутит. Эдакие супергерои со знаком минус.
- Можно делать что угодно - все равно навеки изгнан обществом. Все наслаждения мира доступны, запретов нет, похоть и извращения проходят без последствий - разве что осиновый кол может прилететь.
- Их красивая жизнь - не результат честной работы. Только питаясь другими, паразитируя, они приходят к своим богатствам, положению, образованию. Отличная метафора успешного успеха в соцсетях.
- Женская игра на выживание “А вдруг он изменится ради меня?”, или "Теперь меня есть кому защищать от злого прогнившего мира".
- Вампир - образ потерянной души, которая всё же делает усилие и становится лучше. Не злоупотребляет своими особыми умениями и живет максимально “по-человечески”. Это уже про волю к жизни, и конечно, такие примеры вдохновляют.
Исцеляющая сила человеческого отношения
Согласно легендам, вампирами становились те, кто вел сомнительную жизнь или был недостойным образом упокоен. То есть, существовавшие без любви и поддержки, чьи родственники даже не удосужились проводить как следует в мир иной. Вся боль и отчаяние не ушли вместе со смертью, а переродились и стали больше.
И вот живой мертвец питается другими, силой восполняя то, что ему не дали, когда это было нужно больше всего. Попутно он создает привлекательную картинку собственной жизни - чтобы больше “мотыльков” прилетело на искусственный, холодный свет мертвого сердца.
Итак, наш рецепт от нечисти: внимательное отношение к себе и к близким. Предупредит появление вампиров - хоть реальных, хоть энергетических. А также вылечит вампира внутри, если вдруг Вы ощущаете невосполнимую пустоту в себе.