Найти тему

Поворотный круг на железной дороге: как развернуть паровоз?

Оглавление

Первыми локомотивами на железной дороге были паровозы. У них, в отличие от, например, электровоза, только один пост управления — в будке машиниста. Поэтому в конечных пунктах тягового плеча требовался разворот локомотива. Сегодня расскажем, какие для этого были найдены решения.

Из фондов Музея железных дорог России. Поворотный круг. Депо Санкт-Петербург — Сортировочный — Витебский
Из фондов Музея железных дорог России. Поворотный круг. Депо Санкт-Петербург — Сортировочный — Витебский

Поворотный круг на железной дороге

Поворотный круг — это устройство, позволяющее поворачивать подвижной состав. В прошлом для приведение круга в действие использовалась мускульная сила, затем появились пневматический и электрический приводы, электрический стал основным. Использование поворотного круга позволяло оптимально организовать производственное пространство: механизм позволял разворачивать подвижной состав на ограниченной площади.

Помимо поворотных кругов, если позволяло место, для удешевления устраивали поворотные треугольники и петли.

Поворотный круг применялся в комплексе со зданиями депо, ротонд и депо веерного типа. Поворотный круг часто применялся в комплексе со зданиями депо веерного типа. Первые круглые депо-ротонды также имели внутри поворотные круги. Но, нередко, круг размещался отдельно от деповских построек.

Типы поворотных кругов

Существуют два типа конструкции поворотного круга: уравновешенный и неуравновешенный. Уравновешенный круг — более старый тип. После того, как на круг заезжал подвижной состав, его нужно было уравновесить. Процесс был достаточно сложным, так как тендер паровоза мог быть частично или полностью заправлен водой или топливом, что влияло на его положение на круге при уравновешивании. Если тендер был нагружен не полностью, то на круге должно было быть дополнительно на 1,5-2 метра больше длины, чем колёсная база всего локомотива.

Кстати, как использовались уравновешенные поворотные круги, можно увидеть в художественном фильме «Миколка-паровоз» (Беларусьфильм, 1956 год).

Увеличение веса и длины паровозов привело к появлению неуравновешенных поворотных кругов. При такой конструкции поворотная балка опиралась как на центральную опору, так и на концевые колёса, которые, в свою очередь, опирались при повороте на кольцевой рельс. Балка состояла из двух соединённых в центре частей. При этом езда осуществлялась по верху балки. Отсюда появилось и название «с ездой поверху» — аналогично с мостами. Преимущество таких кругов было в том, что ферма для поворачивания могла быть короче — достаточно, чтобы все колёса локомотива и тендера помещались на ней. Это значительно сокращало время на установку и поворот локомотива.

На отечественным железных дорогах использовались поворотные круги различного диаметра. С появлением новых мощных локомотивов СО, ИС, ФД, Л, ЛВ и П36 стали использоваться 30-метровые круги.

В некоторых депо поворотные круги используются и сегодня, практически все они неуравновешенного типа и имеют электрический привод.

Из фондов Музея железных дорог России. Поворотный круг. Псковское локомотивное депо.
Из фондов Музея железных дорог России. Поворотный круг. Псковское локомотивное депо.

Поворотные круги в Музее железных дорог России

В музее можно увидеть два поворотных круга: один расположен на открытой территории и является памятником техники прошлого; другой — в центре нового здания, он создан специально для музея.

Технические характеристики поворотного круга в центре нового здания Музея железных дорог России учитывают массу самых тяжелых экспонатов. Длина поворотного круга рассчитана на современный цельнометаллический вагон.

Сегодня на этом поворотном круге находится паровоз серии СО, построенный в 1948 году.

История создания паровоза серии СО17 — в нашей прошлой статье.

На этот паровоз, который и сам по себе является памятником техники, с помощью проекционного оборудования демонстрируется световое шоу, посвященное культуре XX века.

-3

Приходите в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, чтобы увидеть настоящий поворотный круг, легендарные локомотивы и вагоны и узнать много интересного из истории развития железных дорог. Билеты и подробная информация о музее — на нашем сайте.

Посмотрите исторические фотографии из архива и посетите виртуальные экскурсии, воспользовавшись нашим приложением «Цифровая платформа Музея железных дорог России»:

Не забудьте заглянуть в сувенирный магазин при музее. Здесь можно найти макет поворотного круга и другие памятные сувениры и необычные подарки, приобрести которые можно как в музее, так и в интернет-магазине с доставкой в любую точку страны.