Безруков возомнил себя экспертом по творчеству Есенина и Высоцкого, Туктамышева вновь всех поразила женственностью, а победил, как обычно, Ягудин за выслугу лет. Таким, если говорить кратко, получился Русский вызов - 2024.
Темой шоу стало культурное наследие России. Наличие темы мне понравилось: во-первых, помогает оправдать название, во-вторых, задает какие-то критерии оценивания, в-третьих, раз уж российские спортсмены вынуждены вариться в своем пруду, то почему бы и не покататься "под свое". На самом деле, это получилось довольно интересное и яркое шоу с очень разнообразными номерами: трагичными и юмористическими, по мотивам кинофильмов и под аккомпанемент стихотворений. Для удобства я их объединила в несколько категорий, а в конце статьи будет ссылка, где можно посмотреть шоу полностью или отдельные заинтересовавшие прокаты. А теперь обзор. Осторожно, будут спойлеры)
А вам не надоело все это катать на соревнованиях?
Начну я с этой категории номеров, которая меня повергает в искреннее недоумение. Потому что совершенно непонятно, зачем для шоу ставить номера, подобные которым много раз ставили для соревнований. Их было немало: от совсем безликих, которые даже нельзя никак описать, (постановки Евгении Медведевой и Синицыной-Кацалапова), до номеров с формальной идеей. Чуть лучше выглядели посвящение маме от Даниила Самсонова и танец со взлетающим корабликом Тарасовой-Морозова. Немного выделился танец оживших статуй Степановой-Букина. Красивая хореография, хорошая идея, но абсолютный диссонанс с текстом песни.
Юмор хороший и не очень
Вопреки моим пессимистичным настроениям, веселых номеров было немало. В основном, по мотивам популярных советских комедий. Шанаева-Дрозд изобразили персонажей "Служебного романа", Худайбердиева-Базин - сценку из "Брильянтовой руки". И оба номера получились очень искусственными, держащимися только на костюмах и знакомой с детства музыке. Причем в случае с "Брильянтовой рукой" гораздо органичнее было бы выбрать песню "Помоги мне", под которую можно придумать много смешных и интересных парных элементов, нежели "Песню про зайцев", ставшую просто фоном, хоть любую другую музыку подставляй.
Ещё одну кинокомедию представили Мишина-Галлямов. Они перевоплатились в Остапа Бендера и Эллочку-людоедку. Стулья, ситечко, американский тушкан - всё наличествовало. Правда, под конец номера музыка неожиданно заиграла в рок-обработке, и ребята скинули костюмы, оставшись в алом латексе. Необычненько... неожиданно... но как-то странно. Получился какой-то Фредди Бендер.
Новая танцевальная пара Пасечник-Чиризано показали задорный танец стиляг. Не хорошо, не плохо, опять же все образы в основном состояли в костюмах. Но выступление интересно как первое появление пары на льду. Номер танцоров Варвары Ждановой и Тимура Бабаева-Смирнова тоже был с веселым настроем, но в народном стиле, и аналогично произвел слабоватое впечатление. Частушки, песни - в музыкальном сопровождении намешали слишком много тем и стало трудно уловить, что изображают фигуристы.
А самую яркую актерскую игру показал Роман Савосин, воплотив образ Шарикова из "Собачьего сердца". Мимика, движения, реквизит - всё работало на выступление. Смешно, талантливо и наполнено с технической точки зрения.
Безруков критикует
Сергей Безруков принял на себя обязанность консультанта по творчеству Есенина и Высоцкого и нещадно раскритиковал номера Дмитрия Алиева и Андрея Мозалёва. Алиева он обвинил в том, что песня В. Высоцкого "Моя цыганская" не об алкоголике. (Хотя слова: "Или куришь на тощак, или пьёшь с похмелья" заставляют усомниться.) Впрочем, алкоголика Дмитрий и не изображал. Это был смешной и одновременно печальный советский интеллигент, маленький человечек с бессмысленным существованием, о котором собственно и песня. Кстати, в авоське у него была бутылка кефира, а не что-то предосудительное.
Андрей Мозалёв катался под поэму Есенина "Черный человек". По мнению Безрукова, и рубашка оказалась не того цвета, и Андрей не так играет борьбу Есенина с чёрным альтер-эго. Только вот откуда он взял, что фигурист был именно Есениным?! По-моему это был именно Чёрный человек, злая сущность, что Андрей прекрасно и показал.
Драматичная драма
Номера этого типа часто обвиняют в том, что они выигрывают за счет тяжелой темы. И с этим сложно спорить. Действительно больше наград у трагических историй. Впрочем, если тема тяжелая, это не значит, что выступление сразу становится плохим.
Менее всего из драматичных номеров мне понравился прокат Евгения Семененко под песню "Журавли". Тема войны врядли может оставить зрителей равнодушными, но номер потонул в реквизите. Мне кажется, если бы постановка была проще, и осталась только трансформация костюма в крылья, то номер бы только выиграл.
Номер Ксении Синицыной о блокадном Ленинграде в образе Тани Савичевой совершенно объяснимо занял третье место и вдобавок собрал три приза от членов жюри. Скорее всего, если бы его исполняла не Ксения, то я б назвала эту постановку спекулятивной на невероятно тяжелой теме. Но Синицыной удалось сыграть роль невероятно точно и проникновенно. И наконец-то её артистическую одарённость действительно оценили, что редко бывает в должной мере на традиционных соревнованиях. Единственным минусом я бы назвала синий маникюр. Да, в зале это не заметно, но видно на записи и для такого образа яркие ногти - слишком контрастно, слишком выносит в современную реальность.
Другой проникновенный номер - посвящение Сергею Гринькову в исполнении Софьи Муравьевой. Прекрасное соединение темы турнира и самого фигурного катания. Да, возможно, этот номер не сразу понятен массовому зрителю, но видеоряд и комментарий Сони после проката позволяют быстро разобраться в сюжете. А посвященных он действительно способен растрогать до слёз.
Характерные номера
Есть прокаты тоже серьёзные, но без явно слезливой темы. И каждый из этих номеров по-своему запомнился. Меньше всех здесь впечатлил Михаил Коляда. "Ты меня на рассвете разбудишь..." - одна из беспроигрышных музыкальных тем, а особенностью номера стало то, что Михаил выступал в паре с супругой Дарьей, тоже бывшей фигуристкой. Само по себе посмотреть на одиночника, внезапно вставшего в пару - это интересно (впрочем, жюри этой фишки не поняло), вдобавок Дарья показала небольшой перформанс в воздухе. Но почему-то номер не заиграл, и дело даже не в заминках при спуске с обруча, а скорее в том, что у них не получилось пары. Они вышли на лед вдвоем, причем в образе одной из самых романтизированных пар в искусстве, да к тому же они и сами пара в жизни - при этих вводных ждешь какой-то особой химии, парности, но ни одного парного элемента кроме держания за руки я не дождалась. Понятно, что Михаил одиночник, понятно, что Дарья очень давно не выступала, но если уж вы замахнулись на такой номер, то мало просто выйти вдвоем. Красивое парное вращение, несколько провозок, может быть какая-нибудь не сложная поддержка - все это сделало бы номер гораздо эффектнее, чем полёты в обруче. А получилась не история пары, а выступление одиночника с подтанцовкой.
Еще одна новая танцевальная пара Василиса Кагановская и Максим Некрасов показали номер под саундтрек из "Мастера и Маргариты". В целом, неплохо, но стандартно: Маргарита трясла красивыми волосами, партнер представлял скорее Воланда, чем Мастера, вопреки прозвучавшему тексту.
Номер Анны Фроловой "Царевна-лебедь" был просто квинтэссенцией темы турнира: костюм в русском стиле, музыка Римского-Корсакова, Пушкин - "наше всё". Пожалуй, если б такой номер выиграл - это было бы легче всего понять. К тому же у женственной и мягкой Ани прекрасно получились и Царевна, и лебедь.
Гоголя в исполнении Макара Игнатова, я считаю, совершенно незаслуженно обошли вниманием. Актерски он замечательно изобразил метания писателя, даже сделал колесо и эффектно поджёг рукописи. Может быть, это был не Гоголь из учебника литературы, а, скорее, Гоголь из фильма-сериала, но почему бы и да.
Но больше всего оставил впечатлегий прокат Елизаветы Туктамышевой. Вновь она не стала эксплуатировать излишне сексуальный образ, а показала чистую женственность: взрослую, глубокую, думающую. Номер невероятной красоты и со множеством смыслов под стихотворение "Реквием" Цветаевой в исполнении Алисы Фрейндлих. Лиза заняла второе место, но для меня это был победный номер, стоящий высоко над другими.
Абстракции
Абстрактные номера ни о чём, но о многом стоят особняком. Да их понять не просто, но и катать тоже не просто. Впрочем, оба эти исполнения никак не повернётся язык назвать пустыми. Петр Гуменник с огромной экспрессией и без всякого реквизита откатал программу, посвящённую русскому авангарду, а Марк Кондратюк, сам далеко не чуждый рисованию, показал творческие метания художника и во время проката создал картину на холсте. Правда, цвета он использовал весьма спорные. Перефразируя бородатый анекдот, иногда краска это просто краска, но всё же грамм сомнения остается, а если это посыл, то подобное не хочется видеть на развлекательном мероприятии.
Не стареют ветераны
Из фигуристов старшего поколения, давно закончивших свои соревновательные выступления, было всего три участника. И все вызывают глубочайшее уважение тем, что в возрасте за 40 и с внушительным списком травм за спиной способны исполнять на льду достаточно сложные вещи.
Однако, менее всего запомнился номер победителя шоу Алексея Ягудина. Постановка выглядела очень вторичной, как будто Алексей катал нечто подобное уже много раз. И мало помогало то, что Алексей сам читал стихотворение "Мгновения". Видимо, этот факт был призван поразить воображение аудитории, но этого не вышло. Возможно, из-за того, что не сложилось никакого образа: слова песни из "Семнадцати мгновений весны", почему-то положенные на музыку к фильму "Свой среди чужих, чужой среди своих", вступали с ней в полный диссонанс, и было абсолютно не понятно, что хочет изобразить спортсмен. Ведь у этих произведений совершенно разный смысловой посыл: музыка считывается как символ обретения людьми друг друга, а песня говорит о скоротечности жизни. И если очень хочется вручить приз за выслугу лет, то тогда есть Мария Петрова и Алексей Тихонов. У них был абсолютно чудесный номер по мотивам мультфильма "Ёжик в тумане". Тёплый, добрый, наивный. И пусть кто-то возмутится тем, что они две минуты вставали и садились на скамейку, но в это время звучали невероятно важные слова, которые Мария и Алексей очень искренне передали. Впрочем, их номер никак нельзя назвать технически пустым.
Но больше всего из номеров старшего поколения мне понравилось выступление Оксаны Домниной и Максима Шабалина. Это было сильное и жизнеутверждающее высказывание, где все отлично сработало на идею: этнические образы, босые ноги и сами фигуры танца. Босиком по льду пройти отмеренный путь и вынести свой крест - отчетливо звучащий посыл в целом аллегоричного танца. Опять же, это то выступление, победа которого не вызвала бы возмущенный свист зала. Возрастные спортсмены со своими историями и трудной судьбой, причём ни разу не мухлюющие и не облегчающие себе задачу, и креативная, сильная постановка в придачу. Нет, я не хочу пропагандировать идею, что организаторы шоу должны оказывать кому-то материальную помощь, но такой выбор был бы гораздо более понятным, чем очередная победа Ягудина.
Напоследок, я решила составить собственный рейтинг НЕкомментатора
Победу я бы присудила за "Реквием" Елизавете Туктамышевой. Второе место - за "Посвящение С. Гринькову" Софье Муравьёвой, третье - за "Художника" Марку Кондратюку.
Единение музыки и катания - "Авангард" Пётр Гуменник
За доброту и душевность - "Ёжик в тумане" Петрова и Тихонов
За изящество и артистизм - "Чёрный человек" Андрей Мозалёв
За подаренное хорошее настроение - "12 стульев" Мишина-Галлямов
За актёрское мастерство - "Моя цыганская"Дмитрий Алиев
За соответствие образа и костюма - "Царевна-лебедь" Анна Фролова
За яркое воплощение идеи - "Босиком" Домнина и Шабалин
За верность памяти - "Дневник Тани Савичевой" Ксения Синицына
За оригинальную идею - "Гоголь" Макар Игнатов
За чувство юмора "Собачье Сердце" Роман Савосин
Пишите в комментариях кто кому и что присудил бы.