Ингушетия. Джейрахское ущелье: от Эка-чожинского водопада до Пялинга

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии. Пересекая реку Асса по железному пешеходному мосту, входим в темный влажный лес, извилистая и скользкая тропа ведет вдоль безымянного ручья, на пути встречаются препятствия в виде огромных валунов.

На тропинку сверху падает какой-то немаленький камень, возможно, наверху, бродит медведь.
На ручье уже можно увидеть небольшие водопады, преодолевающие каменные преграды. Для жителей равнинного района это ли не настоящие водопады?

Однако Эка-чожинский водопад в высоту 37 метров, и его гул перебивает шум реки. Красивые белые косы воды ниспадают вниз, перепутываясь между собой. Здесь совсем не ощущается осень, а ведь на дворе 21 сентября.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-3

Проехав погранпост с грустным одиноким пограничником, оплатив въезд в заповедник Эрзи, мы удаляемся от мирской суеты. Теперь мы в полной изоляции. Есть только мы и горы. И, разумеется, башенные комплексы. Их тут очень много, так, что в прошлый приезд в 2017 году за один день все их посетить не смогли.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-4

Таргим – на другой стороне реки, проход только от военной базы с другой стороны, но нам и с противоположной неплохо видно, особенно красиво, когда солнце играет среди облаков, освещая отдельные участки горных ложбин.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-5

Сторожевые башни как будто повторяют горные пики, устремленные своими острыми крышами в небо.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-6

Тут же стоят руины церкви Али-Ерды, типичного грузинского храма, основанного в 830-е годы, однако много раз разрушавшегося. Сейчас здесь только стены, понять не намётанному глазу, что это был храм, сложно.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-7

Делаем совместное фото на память на фоне Таргимских башен.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-8

И нас уже поджидает наш мул, готовый подниматься выше в горы. Дорога и пейзаж просто завораживающий, наверное, еду все время с открытым ртом, хотя столько раз уже бывала в горах. Ингушский Олимп, гора Цей-Лоам видна отовсюду.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-9
Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-10

Тем временем приехали к еще одному древнему комплексу – Пялинг. Поселению больше тысячи лет. Здесь сохранилось аж пять целых башен. Тропинку на верх трудно обнаружить, мы как обычно ломились по лошадиным. Зато мимо ароматной алычи.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-11

Правда, потом выяснилось, что со стороны, издалека, всё-таки снимки выходят лучше. Но отказать себе в удовольствии полазать по селению всё равно нельзя.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-12

Как-то неожиданно возникли тучи, закрыли Цей-Лоам, вдали загромыхал гром, пришлось максимально быстро спускаться из Пялинга. Кстати, по древнему поверью, именно на этой горе живет бог-повелитель грома и молний. И если гремит гром и сверкают молнии, то это Сел рубит злых духов своим острым мечом. Эх, если бы он и до злых людей добрался!

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-13
Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-14

Кажется, не миновать нам дождя, но тучи проходят буквально в стороне, и мы, поднимаясь вверх и отдаляясь от непогоды, едем к еще одному отдаленному от цивилизации комплексу.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-15
Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-16

А по пути фотографируем восстановительные работы на одной из родовых башен. Наверное, кто-то из рода взял на себя обязанность воссоздать место, где жили предки.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-17

А жили они в этих селения до 1944 года, пока их, не сказав ни слова, не депортировали в степные районы Казахстана и Киргизии. Случилось это 23 февраля, поэтому для чечено-ингушского народа этот день отнюдь не праздник.
Сейчас здесь живут только чабаны, приходя с отарами на летние выпасы. Поражает и вызывает уважение эта способность и привычка горцев лезть на верх такого холма, который кажется неприступным, идти даже впереди своих животных! Вы, конечно, разглядели силуэт мужчины?

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-18

Итак, в такой прекрасный день, уже позабыв о миновавшей грозе, мы подъезжаем к нашей финальной точке в Эрзи, к самому отдаленному его комплексу. Дальше идет дорога на Чечню. Этот путь, как мы знаем из разговоров с пограничниками, открыли для мирских людей только в 2022 году году. Прямо у дороги – отлично сохранившиеся склепы.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-19

А с другой стороны – ледяные вершины, за которыми – Грузия.
Куда мы приехали, расскажу и покажу в следующей части.

Двигаясь в сторону Джейрахского ущелья, невозможно проехать мимо тропы к одному из красивейших водопадов в Ингушетии.-20