Немного цифр от ВОЗ по тревожным расстройствам (неврозам):
В 2019 г. тревожными расстройствами страдало 301 млн человек, включая 58 млн детей и подростков. Тревожные расстройства характеризуются чувством сильного страха и беспокойства и связанными с этим нарушениями поведения. При этом симптомы носят весьма серьезный характер и приводят к значительному дистрессу или существенным функциональным нарушениям....Существует ряд эффективных методов психологической помощи, в дополнение к которым в зависимости от возраста пациента и степени тяжести выявленного нарушения может назначаться медикаментозное лечение.
Это было 5 лет назад, до ковида и СВО. Не забываем о том, что 301 миллион человек - это те, кто обратился за помощью и попал в статистику, реальная цифра, на сегодняшний день, будет гораздо выше.
Как мы видим, при тревожных расстройствах, ВОЗ рекомендует психологическую помощь и, лишь в некоторых случаях, медикаменты. Но, по неизвестным мне причинам, психологическая помощь при тревожных расстройствах не особо популярна в России. У нас человеку с тревогой дают рецепт на Прозак и отправляют домой. А как должно быть?
Осознанная психотерапия
Чтобы справиться с неврозом, человек должен понимать суть психотерапии. Это не та ситуация, где пациент приходит к врачу со словами "лечи меня доктор". Психотерапия это сотрудничество между психологом и клиентом. Сотрудничество подразумевает понимание клиентом направления терапии, смысла применяемых к нему терапевтических методов, и принципа работы этих методов.
Первое, что надо обозначить, когда мы говорим о терапии неврозов (тревожных расстройств) - 95% клиентов приходят с жалобой на тревогу, панические атаки, ВСД, навязчивые мысли, страхи, подавленность, эмоциональные расстройства. То есть, с жалобой на симптом. Клиенты считают проблемой именно симптом, и не видят той причины, которая создала симптом. Поэтому:
Первый этап - информирование клиента о принципе работы симптома и происхождении симптома
Клиент должен знать как возник симптом, почему он не проходит сам по себе, как симптом связан с жизненными обстоятельствами клиента. Поэтому, психолог должен объяснить клиенту, что его симптом не возник сам по себе, иначе, клиент может посчитать себя неизлечимо больным и испугаться еще сильнее.
На этом этапе, психолог, иногда, обращается к медицинским знаниям, чтобы исключить органическую природу симптома у клиента.
После подробного информирования, при необходимости, порекомендовать клиенту пройти медицинские обследования и дать ему упражнения для работы с симптомом.
Второй этап - поиск причины симптома
На этом этапе начинается диагностическая работа. Психолог собирает полный анамнез жизни, семьи, наблюдает за клиентом, выстраивает причинно-следственную связь жизненных обстоятельств с появлением симптомов, строит гипотезы.
В некоторых случаях, клиент, рассказывая психологу подробности своей жизни, внезапно, сам осознает причину симптома. Просто, вслух проговорив психологу свою проблему.
Сопоставив полученные данные, проверив несколько рабочих гипотез, психолог и клиент находят причину симптома (внутренний конфликт). После этого начинается психотерапия внутреннего конфликта.
Третий этап - психотерапия внутреннего конфликта
Психолог, используя психотерапевтические методы помогает клиенту разрешить внутренний конфликт. Основные инструменты психолога на этом этапе - работа с мыслями, убеждениями, эмоциями, поведением клиента. Происходит реконструкция личности клиента. Он внедряет в свою жизнь новые знания, привычки, поведение, применяя которые, получает новый опыт. С помощью нового опыта и знаний, клиент меняется как личность, разрешая внутренний конфликт.
Препараты, во всей схеме, иногда нужны, лишь на первом и втором этапе. Если у клиента острый симптом, который мешает терапии, то препараты его облегчат, что позволит клиенту заниматься терапией более эффективно.
Симптом может сохраняться на протяжении всех этапов терапии. Но, клиент уже на первом этапе узнает как самостоятельно работать с симптомом, и, как правило, симптом его не беспокоит.
Итог
Как видите, в психотерапии нет эзотерики, пожизненного приема таблеток, и погружений в глубины сознания. И в целом, нет ничего сложного или волшебного.
Я бы сказал, что психотерапия - это искусство психолога задавать вопросы, и искусство клиента пользоваться ответами.