О повести-феерии Константин Паустовский как-то сказал:
«Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».
«Алые паруса» переведены на множество языков, но экранизированы – по пальцам одной руки перечесть. Есть балеты, спектакли и примерно миллион мюзиклов (я была у себя в городе в Музыкальном театре, кстати), а фильмов – мало.
Помимо всем известного и очень любимого варианта 1961 года Александра Птушко с Анастасией Вертинской и Василием Лановым, есть еще украинский четырехсерийный сказочный фильм 2010 года «Правдивая история об Алых парусах», правда, по мотивам, причем мотивам нескольких произведений Грина, и мультипликационно-игровой видеофильм Бориса Степанцева 1982 года «Ассоль» - мне не понравился.
И вот выходит новое кино. Причем у нас с опозданием на 2 года, премьера состоялась в начале марта 2024 года, а фильм вышел в мировой прокат еще в 2022-ом. Я увидела афишу, буквально влюбилась в эстетику момента, запечатленного в кадре и решила, что мне это надо, буду смотреть.
🎬Алые паруса (2022)
L'Envol
Итак, это вольная экранизация Грина, рассказанная с французским шиком. С работами Пьетро Марчелло я не знакома, по-моему, это всего третий его художественный фильм, и, оказывается, в 2019 году он снял «Мартин Иден» по Джеку Лондону.
Несмотря на то, что снято по мотивам, в целом сюжет мало чем отличается. Отличается восприятие.
Ветеран Первой Мировой Рафаэль (Рафаэль Тьери, очень необычный актер с лицом, простите, бурлака на Волге), возвращается не в Каперну, а в родные французские края, к жене. Но жены-то, конечно, уже никакой нет, она умерла, оставив крошку-дочь. Солдат почему-то живет не в своем доме, а на ферме приютившей его соседки, добродушной мадам Аделины (Ноэми Львовски), которая все это время и заботилась о девочке и вообще в итоге стала для нее все равно, что матерью. Это одно из заметных расхождений, так как Ассоль Лонгрен воспитывал один. Мужчина помогает Аделине по хозяйству за кров и еду.
У Рафаэля золотые руки. Он мастерски обращается с деревом и пытается устроиться на работу – местные строят какой-то корабль. Он мил со всеми в деревне, воспитывает дочурку Жюльетту, но однажды узнает, как именно погибла его супруга (то есть пострадала от рук трактирщика а-ля Меннерс). Бла-бла-бла, немного переиначенная история с потонувшим виновником всех несчастий, и против Рафаэля и Жюльетты ополчились все. Они стали изгоями. Его выгнали с работы, девочку называют сумасшедшей с двора чудес за нелепые мечты об алых парусах. Подросшая Жюльетта (Жюльетта Жуан) – очаровательная умница. Вместе с отцом она с успехом продает детские игрушки в самом Париже (в деревне никто не купит всё равно) и пускает по реке кораблик с алыми парусами, правда, в нем угадываются элементы воздушного шара или дирижабля.
Тут крайне мало внимания уделено именно волшебной части, поэтому фильм скорее реализм, чем феерия. Если лишний раз моргнуть, вообще не понятно, при чем тут алые паруса и почему Жюльетте кричат вслед мальчишки всякие обзывалки. Собирателя сказок и легенд Эгля нет, зато есть ведьма-колдунья, очень кстати, крутая (Иоланда Моро), она еще в главной роли в фильме «Серафима из Санлиса» и «Новейший завет», если кто смотрел. Очень фактурная дама. И эта вот лесная колдунья обещает Жюльетте, что прилетит за ней прекрасный принц.
И вдруг и правда летит самолет (наверное, это моноплан, но я не знаток авиации), а в нем едва ли не главный секс-символ Франции Луи Гаррель. Не капитан корабля Артур Грей, а лётчик Жан с непонятной жизненной позицией и сомнительной репутацией пьяницы и игрока. Вообще мне Гаррель нравится, и с предложенным образом он справился отлично. Другой вопрос, такого ли принца ждала Ассоль, простите, Жюльетта?
Хотя, судя по ее поведению, быть может, и такого. При первой же встрече Жюльетта кинулась целовать незнакомца, и тут же позволила ему запустить руки под юбку. Штттаааа? Ну она не Ассоль, она Жюльетта. Ей, наверное, можно. Очень по-французски.
Потом было расставание, а потом Жак снова прилетел. И на крыльях его… дельтаплана (?) были привязаны длинные алые ленты. Бинго. Конец. Правда, конец таки не очень хэппи-эндовский, Рафаэль умер, а Жюльетта как-то не выглядит девушкой, которая готова улететь в прекрасное далёко с Жаном на алых лентах дельтоплана. Прям как та новая свободолюбивая Русалочка, что не вышла замуж за принца, а просто для начала отправилась с ним в путешествие.
Своеобразно ли? Еще бы. Но стильно. И очень, очень красиво. Такая тёплая зернистость, мягкая палитра и много внимания деталям природы – свет солнца сквозь дырявые листочки, тополиный пух, мерцание воды в пруду на закате. Ну и кадр в поле в алом платье – хотя бы ради него посмотреть можно.
Конечно, сравнивать с нашим советским фильмом – смешно. Это вообще кино другого уровня и послевкусия, несмотря на один первоисточник.