Найти тему
Юлия Варенцова

Совершенно случайно, в одном из гобеленов, сотрудники музея нашли мощи Серафима Саровского

Места, связанные с земной жизнью преподобного Серафима, которые так почитались в дореволюционной России, в советское время потеряли свой исторический облик. Но местные жители хранили память о них.

Валентин Степашкин, историк:

К этим местам не зарастала народная тропа, то есть к ним ходили бабушки, дедушки, торили эту тропу. Они приходили на дальнюю пустыньку, устанавливали крест, приходила милиция, бабушек разгоняли, крест убирали. На следующий день приходили опять бабушки и устанавливали новый крест. И вот эта борьба была постоянно, и в конце концов в 1990-м году вот эти мемориальные места начали восстанавливать.

Любимую икону преподобного Серафима – "Умиление", - его лапти, чугунок и скамейку сестры Дивеевского монастыря после разорения обители сумели передать самому Патриарху Пимену. А тот вручил их надежному человеку, протоиерею Виктору Шаповальникову – обычному приходскому священнику из подмосковного Кратово.

Протоиерей Вадим Суворов, кандидат богословия:

Он дал такое пророческое благословение отцу Виктору, сказав, что ты семейный священник в отличие от меня, от монаха, поэтому возьми эти святыни на хранение в свою семью, сделай отдельную комнату, поставь там решётку, поставь там железную дверь и пусть эти святыни хранятся до того времени, когда ты сможешь вернуть их Церкви. И когда наступили 90-е годы, он тогда уже Патриарху Алексию Второму передал эти святыни.

Петербургский Казанский собор, в советские годы – Музей истории религии и атеизма. В 1990-м году храм уже возвращали верующим, музейщики освобождали помещения. Мощи Соловецких святых и благоверного князя Александра Невского, наконец, перестали считаться экспонатами и были переданы Церкви, больше никаких мощей в каталогах не значилось.

Совершенно неожиданно, разбирая хранилища перед переездом, музейные работники нашли в одном из гобеленов большой сверток, а в нем – человеческие останки и шелковые рукавицы, на которых было вышито "Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас". Находку сравнили с подробной описью мощей Серафима Саровского, составленной большевиками в 20-м году, и обнаружили их абсолютное сходство. Так мощи преподобного Серафима были обретены во второй раз.

Торжественный крестный ход с этой святыней прошел от Москвы до Нижегородчины. Но в Саров, где батюшка прожил почти всю жизнь и где был похоронен, вход посторонним был по-прежнему запрещен. Было невозможно вернуть мощи преподобного Серафима туда, где они пребывали после канонизации – в крипту возле Успенского собора Саровской пустыни. Поэтому их принесли в Дивеево.

Так сбылось пророчество самого Серафима Саровского. Он говорил, что будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И даже передал дивеевским сестрам свечу, с которой в монастыре через много лет после его кончины будут встречать его мощи.

С перенесения мощей преподобного Серафима в 1991-м году началось возрождение всей Русской Церкви после 70-летних гонений. Дивеевская обитель с тех пор стала самым посещаемым монастырем России. А в Сарове теперь любят говорить, что это не только секретный город, где была создана атомная бомба. Но, главное, еще со времен батюшки Серафима, Саров - это духовный щит России.

Из документального фильма "День ангела. Преподобный Серафим Саровский":

ВКонтакте | ВКонтакте

подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/solzemlii