Найти тему
AUTOMPS

Манекены за рулём? Легко! И речь вовсе не только о беспилотном вождении!

Фанаты техники, если таковые есть среди наших читателей (надеемся, что есть) смогут пополнить свою копилку знаний о современных манекенах для крэш-тестов.

Уж не знаем,насколько эволюционировал человек за последние полвека(как бы не деградировал!) а вот манекены постоянно изменялись и в трудах праведных всё больше приближались к нам, которые из плоти и крови. Это и не удивительно, ведь, чтобы экстраполировать результаты крэш-тестов с манекенами на живых людей, необходимо, чтобы эти ростовые куклы были максимально похожи на нас в части размеров, массы, положения на сиденье, деформируемости и т.д.

Чаще всего используемые сегодня манекены происходят из семейства

Hybrid-III. Их разработали ещё более 40 лет тому назад. И с тех пор чаще всего используют куклу, изображающую мужчину 50 перцентиля ростом 1,75 м и массой 78,2 кг. Такими были американцы в 1960-е годы.Компанию им составляли дамы 5-го перцентиля (1,51 м, 49,1 кг) и наевшиеся фастфуда толстяки 95-го перцентиля (1,87 м, 101,2 кг). Ну и, конечно, у них были дети самых разных возрастов.

К настоящему времени ассортимент манекенов существенно вырос, ведь теперь проводятся не только фронтальные, но и боковые крэш-тесты, да еще и удары сзади практикуют. И на каждый вид испытаний нужна своя конструкция дублёра.

Мало того, начали думать о защите пешеходов,стало быть и для них потребовалось найти замену с особым устройством шеи, головы, ног...

Так и появилось в 2016 году поколение манекенов Thor (Test Device for Human Occupant Restraint). Они похожи на нас ещё больше, обладают более точными датчиками.

CAE-сравнение нового манекена Thor-5F (слева) и старой модели HIII-5F (справа) для NHTSA фронтального крэш-теста с частичным перекрытием. Видна филигранная структура бедренной кости в новинке.
CAE-сравнение нового манекена Thor-5F (слева) и старой модели HIII-5F (справа) для NHTSA фронтального крэш-теста с частичным перекрытием. Видна филигранная структура бедренной кости в новинке.

Среди них стоит отметить пару новых моделей Thor-5F, изображающую миниатюрную женщину ростом 1,51 м и массой 47,5 кг, который лучше соответствует реальности и Thor-AV для применения в беспилотниках 5-го уровня (SAE-Level 5). Зачем? Дело в том,что водитель такого автомобиля может сидеть совсем в другой, расслабленной позе, не держась за руль в момент ДТП, а то и повернувшись боком к попутчикам. В качестве основы для такого манекена послужили модели Thor-50M и Thor-5F, но доработанные с учетом того, что спинка сиденья за ними может быть отклонена на 60º.

В самое последнее время появились и виртуальные «манекены» для виртуальных крэш-тестов! Когда ДТП симулируется специальными программами с использованием ИИ. Этот проект называется "OSCCAR (Future Occupant Safety for Crashes in Cars)и позволяет изрядно сэкономить на количестве реальных тестов с уничтожением весьма дорогих концептов. Впрочем, натурные испытания никуда не исчезли, просто ни проводятся уже на завершающей стадии разработок. А преимущество виртуальных манекенов еще и в том, что можно легко имитировать любого седока — от старика до младенца, беременную даму на любом сроке и т. п. варианты.