Почти 54 года понадобилось отечественному автогиганту, начиная с 1970 года, чтобы выпустить свой 31-миллионный автомобиль, это достижение АВТОВАЗ отметил, как настоящий праздник.
По этому случаю собрались все те, кто, как говорится, руководит процессом свысока: это и замглавы Минпромторга Альберт Каримов, и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, который один из первых пересел на новую Ладу Ауру в качестве рабочего автомобиля, а также президент АВТОВАЗа Максим Соколов.
Как сказал глава предприятия: «Это серьезная веха, это символ того, что предприятие работает, несмотря на санкции, кризисы, разрыв производственных цепочек».
Вместе с тем, буквально за день до великого для предприятия события, были обозначены цены на "новинку" завода - Lada Vesta NG в комплектации с автоматической трансмиссией. Цены многих шокировали, причем в хорошем смысле этого слова.
Судя по всему, руководство завода и вправду сделало выбор в пользу народа - стоимость седана LADA Vesta с мотором 1.8 EVO обозначена такая:
- Comfort 1 589 000 рублей
- Life 1 678 000 рублей
- Enjoy 1 744 000 рублей
- Techno 1 886 000 рублей
Если разобраться, то ситуация складывается в пользу ВАЗа, у них получилось сделать вполне конкурентоспособный автомобиль, ведь изначально автоэксперты предвидели ценник на такую Весту не меньше, чем 2 миллона рублей. Посудите сами: если взять Весту с автоматической трансмиссией и базовым оснащением, то она выходит даже дешевле, чем разнообразные привезенные иномарки.
Более того, внезапно "возрожденные" на заводе в Питере "корейцы" получаются заметно дороже - автомобили марки Solaris с АКПП уже мелькают на площадках с объявлениями, где цена стартует от 2.050.000 рублей.
А тут вам Lada Vesta NG 2024 с "автоматом" (специально в кавычках, потому что трансмиссия хоть и автоматическая, на место обычной АКПП стоит вариатор), так ещё и ценник с учетом хорошей комплектации получился вполне доступным по сравнению с конкурентами.
Получается, и вправду менеджмент ВАЗа порадовал отечественных покупателей. Правда, далеко не всех, в этом и есть загвоздка.
Справедливости ради, стоит сказать следующее - практически каждый будет готов купить Ладу, если её цена будет соответствовать качеству выпускаемого автомобиля. Можно сказать, что критерий "качества" - чисто субъективная штука, но вы сейчас все сами поймете, о чем идет речь.
Честно говоря, лично я сам готов купить новую Ладу, при этом избавиться от своих старых иномарок, но только в том единственном случае, если модель ВАЗа будет ничуть не хуже моих старых, 20-ти летних машин. Однако на данный момент та продукция, которую выпускает завод, не может полноценно конкурировать с б/у иномарками, во-первых, из-за цен, а во-вторых, из-за надежности автомобилей.
Люди, насмотревшиеся отзывов с нескончаемыми поломками свежей Vesta NG на китайских компонентах, уже не хотят переплачивать за подобные приключения с ездой на эвакуаторе и ресурс "ниже плинтуса", которым радует автогигант своих покупателей.
Спорить можно долго, в конечном счете, важный "козырь", которым сейчас обладает завод - Веста наконец-то получило долгожданный (кем-то) вариатор, хотя лично я никогда такую трансмиссию не любил и машин с ней не ждал. Тут нужна либо классическая гидротрансформаторная АКПП, либо МКПП, желательно, чтобы на 6 ступеней.
Тогда-то и будет спрос, а вопросы о долговечности и ресурсе основных узлов и агрегатов автомобиля отпадут сами собой, к тому же через 50-100 тысяч километров не придется искать на замену новый вариатор, ведь старый свое к этому моменту отходит.
Конечно, возникает желание без конца обвинять руководства АВТОВАЗа в желании разбогатеть на продаже простых автомобилей по "конским" ценам, соответствующим диапазону стоимости на такие же иномарки, но и войти в положение завода также можно.
Я больше, чем уверен, что если была бы такая возможность делать машины ещё дешевле и доступнее, то завод непременно воспользовался бы ею. Не нужно быть экспертом, чтобы понять: низкая цена - это очень важное конкурентное преимущество, которым ВАЗ давно бы воспользовался, чтобы реально завалить наш рынок новыми Ладами, выпуская по 500 000 или даже по 1 000 000 машин в год не только на бумаге, и при этом ещё и реализовывать их покупателям.
Однако на данном этапе невысокая локализация продукта, сложности с логистическими цепочками и бесконечные санкции на партнеров, поставляющих комплектующие, не дают возможности делать более доступные цены.
Но при таком раскладе есть важный совет эффективному менеджменту - ни в коем случае не нужно очередное повышение цен прикрывать какими-то новшествами и доработками, выдумывая какой-нибудь рестайлинг или лимитированную комплектацию, от которых нет никакой пользы.
Я говорю сейчас про те самые комплектации "Спортлайн", которые совершенно бесполезны с "чахлым" 1.6 л мотором на заниженной подвеске. Ну не ради этого народ берет Весту в кузове универсал, чтобы ездить с занижением за по не самым лучшим дорогам вне населенных пунктов.
Чтобы было понятнее, приведу наглядный пример доплата за Lada Vesta NG с мотором 1.8 EVO и вариатором по сравнению с такой же базовой машиной, но с 1.6 и МКПП составляет 79 тысяч рублей. Всего 79 тысяч, не 100 тысяч и не полмиллиона рублей, которые хочет выручить завод с продажи топовой "спортивной" комплектации.
Сумели, смогли? Конечно, да.
Так зачем тогда эти неэпически высокие ценники делать и для кого эти непонятные напичканные комплектации?
Ведь очевидно, что очередей на Весту с ценой под 2.5 млн рублей не наблюдается, так зачем тогда переводить ресурсы предприятия. Куда более выгодным было бы сделать больше новеньких Lada Granta на автомате, а не 5 тысяч штук для раздачи "народникам" у власти.
Это будет куда более интересная и полезная машина. Однако и тут завод будто свернул не туда, ведь Гранту планируют снимать с производства в 2026-2027 годах, на замену ей придет более дорогая, но современная Искра.
Что будет дальше, конечно, поглядим, и если у ВАЗа получится удержать цену на базовую Lada Iskra в пределах средней или напичканной всем Lada Granta, то это уже будет неплохим достижением.
А пока вопросов к заводу больше, чем ответов. Единых мыслей и понимания о том, каким должен быть народный автомобиль, между заводом и покупателями все еще нет.
Сказать хочется только одно - нужно усердно работать, причем не только над тем, какое новшество "воткнуть" в Ладу, чтобы она стала дороже для покупателя и дешевле для завода, но ещё и над локализацией производства, а что самое главное - над эффективностью руководящего менеджмента.
Обещания - это всегда хорошо, но только когда к словам добавляются дела.
А какие мысли есть у вас на этот счет, обязательно делитесь ими в комментариях, будет интересно почитать, что думаете вы.
Спасибо за внимание.