В 8 часов утра в Красноярском крае открылись все 2047 постоянных избирательных участков, 400 из которых расположены в региональной столицы, — сообщил на брифинге, посвященном началу голосования на выборах Президента РФ председатель Избирательной комиссии края Алексей Подушкин. Самый северный участок для голосования в крае расположен в поселке Диксон Таймырского-Долгано-Ненецкого муниципального района, а самые южные в селах Ермаковского района.
По словам руководителя избирательной комиссии края, в удаленных и труднодоступных территориях края до 15 марта досрочно проголосовали более 23 000 жителей. В финале брифинга Алексей Подушкин отметил: "Сам я проголосовал с утра. Зашел на свой избирательный участок, порадовался тому, что достаточно высокая активность — впереди меня было четыре человека. На избирательном участке хорошая атмосфера, и я всех приглашаю принять участие в голосовании!"
В первый день выборов с самого утра в голосовании приняли участие Губернатор Красноярского края Михаил Котюков, депутаты ГосДумы, регионального парламента и городского Совета, общественные деятели.
В избирательной комиссии и Центре общественного наблюдения особенно подчеркивают - процедура волеизъявления граждан проходит под постоянным контролем наблюдателей. С 791 избирательного участка ведется видеотрансляция в Центр общественного наблюдения, а на остальных действует видеофиксация. Кроме наблюдателей от общественной организации на участках работают прибывшие в регион международные эксперты. В составе делегации представители США, Турции, Мальдивской республики, Казахстана, Бенина, Камеруна, Индонезии.
"Все доступно, очень чисто, люди в хорошем настроении и все достаточно доброжелательно. Люди разных национальностей (присутствуют) и никто не почувствует себя ущемленным. Хочу сказать, что все проходит достаточно эффективно, все работает хорошо. (У меня) Был вопрос связанный с работой электронных урн для голосования, куда опускаются бумажные бюллетени. Я спросил считает ли его машина, или мы считаем его вручную. Мне ответили, что считает машина, но если возникают вопросы, можно устроить пересчет. Это полностью совпадает с процедурой, действующей у нас в Нью-Йорке", — отмечает Дональд Джозеф Деберардинис, независимый эксперт в сфере международных отношений и глобальных процессов. По его словам, задача международных экспертов, сделать срез наблюдений на разных участках с помощью специального опросника.
"Очень интересно посмотреть, как выборы происходят в России, пару месяцев назад это проходило у нас. Очень эффективно, что вы подсчитываете бюллетени сразу же и на это не тратятся дополнительное время и ресурсы. Индонезии есть чему поучиться. Процедура практически такая же, но есть некоторые отличия. Мы точно также регистрируем по месту жительства, составляем списки и имена, но мы выдаем бюллетень и человек голосует не сразу, а сдает его в конце дня. А у вас процедура более быстрая. Также не используется в качестве пунктов голосования школы и университеты, они держаться вне политики. Поэтому у нас формируются временные пункты для голосования. И в Индонезии избирательная комиссия одета в национальную одежду, чтобы сделать мероприятия более ярким и динамичным", — рассказал эксперт, соучредитель компании "Gentala Institute", общественный деятель Фатхан Асадудин Сембиринг.
"Как только мы прибыли на этот участок, заметили полную готовность всех членов избирательной комиссии, готовность участка, готовность наблюдателей. Присутствовали при тестировании ящиков в которые опускается бюллетень (КОИБ). В целом, на данный момент, можно сказать — все проходит в идеальном формате, нет никаких замечаний со стороны как местных, так и международных наблюдателей. Думаю, если все будет идти так же все три дня", — отмечает эксперт, член Совета молодежи при Сенате парламента Республики Казахстан, член президиума Ассоциации органов молодежного самоуправления государств - членов ЕАЭС Тохтар Болысов,- "Мы посещаем избирательные участки и наша задача наблюдать за тем, чтобы не было никаких проблем. Бывают локальные трудности, когда избирательные комиссии не готовы выслушивать замечания наблюдателей. А прошлом были такие моменты, когда наблюдатели обращались к международным экспертам и вопросы поднимались на более высоком уровне. Сейчас мы видим работу участков и каких-то замечаний с нашей стороны нет".