Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Девушка с гитарой" (СССР, 1958), "Неподдающиеся" (СССР, 1959), "Будьте моим мужем" (СССР, 1981): "за" и "против"

Будьте моим мужем. СССР, 1981. Режиссер Алла Сурикова. Сценарист Эдуард Акопов. Актеры: Андрей Миронов, Елена Проклова, Филипп Адамович, Нина Русланова, Леонард Саркисов, Баадур Цуладзе, Георгий Штиль, Владимир Басов, Анна Варпаховская, Наталья Крачковская, Антон Табаков, Олег Анофриев, Михаил Светин, Николай Гринько, Семён Фарада и др. 32,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алла Сурикова поставила 20 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Суета сует», «Будьте моим мужем», «Человек с бульвара Капуцинов») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В год выхода курортной комедии «Будьте моим мужем» на экраны кинокритик Фрида Маркова в целом осталась недовольна художественным качеством этой ленты: «Кинокомедий мало, а отдохнуть и посмеяться никто никогда не отказывается. Однако эти обстоятельства отнюдь не обязывают нас закрывать глаза на определенные недостатки фильма. Дело даже не в том, что он метами затянут и «буксует», теряя ритм, напряжение действия ослабевает. И не в том, пожалуй, что с эпизодами удачными … соседствуют репризы и трюки не лучшего вкуса… От молодого режиссера, удачно начавшего свой путь на комедийной стезе, зрители вправе ожидать поиска более смелого, большей оригинальности и свежести в художественных решениях, а, может быть , даже и творческого риска» (Маркова, 1981: 6).

Мнения сегодняшних зрителей о фильме разделились на «за» (это в основном те, кто ностальгично вспоминает советские курорты своей молодости и юных себя на этих курортах) и «против»:

«За»:

«Вспомнился этот яркий, запоминающийся фильм. Море, солнце, юг, Е. Проклова, А. Миронов. Ностальгия по великолепным фильмам восьмидесятых!» (Наташа).

«Прекрасная возможность вспомнить дождливым осенним днём о ласковом, тёплом лазурном море. Смотрю фильм и предаюсь мечтам и воспоминаниям» (А. Алексеева).

«Замечательный фильм. Сразу охватывают воспоминания о море. И очень похожие на те, что и в кино. Таким запомнилось черноморское побережье в начале 80–х годов. Прекрасные актеры, прекрасный юмор, на пять с плюсом!» (Рома).

«Против»:

«Солнце, море, курорт – все это, конечно, замечательно, но фильм о–о–о–чень не люблю! К довольно симпатичному детскому врачу женщины в очередь должны выстраиваться, а он обратил внимания на истеричную дуру. Ну, и кроме этого юмора в кино кот наплакал» (Мирьям).

«Фильм ожидаемо оказался более чем средней комедией с фарсовой игрой актёров, примитивными шутками и заранее угадываемыми сюжетными ходами!:))» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров

-2

Девушка с гитарой. СССР, 1958. Режиссер Александр Файнциммер. Сценаристы Борис Ласкин, Владимир Поляков. Актеры: Людмила Гурченко, Михаил Жаров, Фаина Раневская, Сергей Блинников, Борис Петкер, Владимир Гусев, Татьяна Гурецкая, Олег Анофриев, Лариса Кронберг, Борис Новиков, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин и др. 31,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Файнциммер (1905–1982) поставил 20 фильмов в немом и звуковом кино. Фильмы эти были разных жанров, но в основном режиссера привлекали остросюжетные истории, хотя на его счету есть и несколько популярных комедий. У Александра Файнциммера в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли многие картины («Константин Заслонов», «У них есть Родина», «Овод», «Девушка с гитарой», «Далеко на Западе», «Пятьдесят на пятьдесят», «Трактир на Пятницкой», «Без права на ошибку», «Прощальная гастроль "Артиста"»).

Музыкальная комедия «Девушка с гитарой» была поставлена на волне успеха «Карнавальной ночи». Картина запомнилась зрителям не только участием юной Людмилы Гурченко, но блистательной игрой в эпизодах Фаины Раневской, Юрия Никулина, Бориса Новикова и Сергея Филиппова.

Однако в год выхода этой комедии советская кинопресса отнеслась к ней весьма негативно. К примеру, в рецензии, опубликованной на страницах журнала «Искусство кино», хоть и отмечался талант Михаила Жарова и Фаины Раневской, сыгравших в «Девушке с гитарой» роли второго плана, выводы делались убийственные для этой комедии: «Фильм «Карнавальная ночь», в котором участвовали и Людмила Гурченко, и Ласкин, и Поляков, был создан от души и от души принимался. Там его создатели выступали как художники, здесь же искусство уступило место делячеству, творчество – штампу. По-видимому, авторы решили повториться, пройтись еще раз небрежно по той же клавиатуре, не вникая в смысл, дескать – сойдет» (Юзовский, 1958: 118).

Рецензент Ю. Юзовский (1902-1964) писал, что «мы не можем пожаловаться, что участники фильма не старались развеселить зрителя, напротив, старались (не в этом ли, собственно, беда!). Кажется мы видим их, выбивающихся из сил, с бледными лицами, мучимых одной лишь заботой: чтоб было весело! … Но почему же в разгар этого, как говорится, безудержного веселья вам охватывает смертная скука? Чем ее объяснить? Не тем ли, что в этом веселье нет естественности, непринужденности, что не от души оно,что, наоборот, веселье это принужденное, напряженное? … По сравнению с Орловой Гурченко кажется более черствой и жесткой, и ее пресловутая «милота» потому и производит впечатление поверхностной и однообразной, что за ней не чувствуется подтекста» (Юзовский, 1958: 116-118).

Мнения сегодняшних зрителей о фильме «Девушка с гитарой» разделились на «за» и «против»:

«За»:

«Я очень люблю Людмилу Гурченко. И в каком бы фильме она ни снималась, считать его неудачным не могу. Обожаю ее в ранних ролях. Молодость, красота, талант. Поет, танцует» (Мегасфера).

«Фильм очень хороший. Он нисколько не уступает «Карнавальной ночи». Он тоже такой интересный музыкальный. Людмила Гурченко в нем тоже поет, да еще и играет на гитаре. … Действие фильма происходит в 1958–м году, когда в Москве состоялся Фестиваль молодежи и студентов. … Этот большой красочный праздник это событие навсегда осталось в сердцах и в памяти» (В. Анчугов).

«Картина отличная! Яркий, красочный фильм с множеством эффектных номеров! Дарит массу весёлых, позитивных эмоций и хорошее настроение! Мне тоже непонятно, почему он не стал классическим, не передаётся из поколения в поколение и довольно редко идёт по ТВ. Его помнят только старые люди, а молодёжи он почти не известен! … Ведь в 50–е таких фильмов было – раз–два и обчёлся…» (Белый).

«Это фильм–шоу, подобный "Девушке моей мечты" или "Серенаде солнечной долины". Подобные фильмы были очень популярны, снимались как у нас, так и за рубежом. Достаточно вспомнить тот же самый "Возраст любви" или "Вернись в Сорренто"... Как фильм–шоу, картина удачная, прекрасная эмоциональная атмосфера, уникальные номера. Есть картины о быте 50–х. Это фильм о душе 50–х» (Олег).

«Мне очень нравятся в этой ленте эпизодические роли. Особенно игра Фаины Раневской! Ее реплики можно прямо записывать. Да и Сергей Филиппов тоже хорош! Как здорово, что у нас были такие великие артисты. Что касается Гурченко, то мне кажется, что зря ее ругают за эту роль, она обаятельна, талантлива, хорошо поет, движется» (Поклонница).

«Против»:

«А мне этот фильм не нравится, кажется малоудачной попыткой сценаристов Ласкина и Полякова повторить успех "Карнавальной ночи". К тому же им не повезло с режиссером, поскольку в комедийном жанре Файнциммер не был силен, у него лучше получались приключения, детективы (вспомним хотя бы "Овод" или "Трактир на Пятницкой")» (Б. Нежданов).

«Не знаю, но чего–то этому фильму не хватает. Я вообще не люблю сюжеты а–ля Дина Дурбин, когда в центре показана супернаивная милая девушка, а все остальные вокруг смотрят ей в рот и умиляются каждому ее вздоху, а тут еще этот фестиваль приплетен, вернее наоборот – все происходящее приплетено к фестивалю». (М. Морская).

Киновед Александр Федоров

-3

Неподдающиеся. СССР, 1959. Режиссер Юрий Чулюкин. Сценарист Татьяна Сытина. Актеры: Надежда Румянцева, Юрий Белов, Алексей Кожевников, Валентин Козлов, Вера Карпова, Светлана Харитонова, Виктор Егоров, Юрий Никулин и др. 31,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юрий Чулюкин (1929–1987) начинал (в игровом кино, так как до 1959 года снимал документальные фильмы) как успешный комедиограф («Неподдающиеся», «Девчата»), и это, на мой взгляд, был лучший период его творчества. Всего он поставил 14 полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Неподдающиеся», «Девчата», «Поговорим, брат…», «И на Тихом океане», «Родины солдат») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Это веселая комедия о том, как комсомольская активистка перевоспитала двух немного расхлябанных, но симпатичных заводских парней-изобретателей. В «Неподдающихся» немало смешных ситуаций и забавных трюков (вроде механизированной комнаты в мужском общежитии). Главные роли играют обаятельные молодые актеры. А немалый зрительский успех фильма объясняется, на мой взгляд, не только стремлением режиссера уйти от скучной назидательности «воспитательных мероприятий», но и отразить «оттепельные» ожидания перемен к лучшему.

Начиная с этого фильма Надежда Румянцева на целое десятилетие стала одной из самых популярных наших комедийных актрис. Из фильма в фильм («Девчата», «Королева бензоколонки», «Крепкий орешек») она играла практически одну и ту же роль: маленькую, наивную, но упрямую и целеустремленную девчонку, которая с обаятельным задором берется за самые трудные дела, и... получает в награду любовь хорошего парня.

Сегодня «Неподдающиеся» смотрятся с особой ностальгией. И жаль, что после «Девчат» Юрий Чулюкин от фильма к фильму стал терять чувство смешного, так и не сумев стать достойным соперником Рязанову и Гайдаю...

Полнометражный дебют Юрия Чулюкина – озорная кинокомедия «Неподдающиеся» – стал поистине триумфальным: зрители выстраивались в очереди за билетами, а ведущие кинокритики страны наперебой хвалили его за талант и чувство юмора (Бауман, 1959; Блейман, 1959; Игнатьева, 1959; Сухаревич, 1959; Туровская, 1959).

К примеру, кинокритик Майя Туровская (1924-2019) писала, что «удивительно приятно увидеть на экране коме­дию, в которой комедийные положения не выдуманы и не вымучены, а вот так естественно и просто слага­ются из повседневности, из всем знакомых дел и забот, из встреч и столкновений обычных людей, а не блуждающих из фильма в фильм кинозвезд. Как при­ятно, думаете вы, что на экране этот талантливо- озорной и нахальный Толя Гранкин и некинематографически наивная, до слез беспомощная Надюша Берестова (Н. Румянцева)… Все это забавно без затей, остроумно без нату­ги, и вы уже не раз мысленно обратили свои ком­плименты к автору сценария Т. Сытиной и режиссеру Ю. Чулюкину. Ведь хорошая комедия это такая желанная гостья на наших экранах! … Фильм доказал, что в современной комедии можно обойтись без банальных трюков, только бы не изменяло авторам чувство живого, естественного» (Туровская, 1959: 79-81).

Зрителям XXI века комедия «Неподдающиеся» продолжает нравиться, что еще раз подтверждает мое мнение, о том, что Юрий Чулюкин после «Девчат» и «Королевской регаты» совершенно напрасно поспешил (почти) расстаться с этим жанром в своем творчестве:

«Самый мой любимый фильм с участием Надежды Румянцевой, Юрия Белова и Алексея Кожевникова. Когда плохое настроение, то всегда его пересматриваю, потому, что он всегда заставляет улыбнуться. Прекрасная Надежда Румянцева, наполнила свою роль обаянием и энергичностью. Доброе, милое и любимое кино» (Елизавета).

«Очень люблю почти все фильмы с участием Румянцевой, но этот – один из самых любимых. И музыка, и герои, и общая атмосфера фильма – все настолько дополняет друг друга, гармонирует – ничего не выбивается из общего ряда, все живет органично и цельно. И смотрится, хоть и не помню – в какой уж раз – на одном дыхании, и смеешься над шутками в очередной раз, и переживаешь за героиню» (Инес).

«Замечательный фильм, одна из моих любимых комедий. Хорошо, что он стал именно комедией, если бы все было всерьез, получился бы шаблонный и уныло назидательный производственный фильм, который бы давно уже забыли. А комедия оказалась бессмертной. Пожалуй, первые два фильма Юрия Чулюкина "Неподдающиеся" и "Девчата" остались лучшими в его режиссерской биографии» (Б. Нежданов).

«Без сомнения, этот фильм ещё одна жемчужина советского кинематографа. А какие замечательные артисты исполняли роли главных героев! Надежда Румянцева – неподражаемая комедийная актриса. Сколько в ней позитива, темперамента, светлой энергии, обаяния! Юрий Белов – это тоже море обаяния. Алексей Кожевников – спокойный, с лучистым взглядом. И наш любимый Юрий Никулин оставил свой след в этой замечательной комедии» (Людмила).

Киновед Александр Федоров