Что такое запрет регистрационных действий?
Говоря простым языком, запрет на регистрационные действия автомобиля — это мера государственного воздействия на должника. Это одна из мер, которая применяется государством к должникам и неплательщикам, чтобы принудить их к выплате долгов. Пока они не уплатят долг, они лишаются права распоряжаться своим автомобилем – в частности, продавать, дарить или утилизировать его, но сохраняют право им пользоваться. Причин для запрета может быть несколько: например, наличие неоплаченных штрафов за нарушение ПДД, взыскание задолженности в ходе исполнительного производства, нарушение правил ввоза автотранспорта на территорию РФ, как мера обеспечения искового заявления при рассмотрении дела в суде, задолженность по транспортному налогу, расследование уголовного дела, заключение договора залога движимого имущества между физическими или юридическими лицами и так далее.
Такие запреты вправе наложить судебные приставы (в соответствии со ст. 64 Закона об исполнительном производстве), а также суд в порядке обеспечения иска или ареста имущества (ст. 140 ГПК РФ, ст. 115 УПК РФ). Запрет накладывается, чтобы собственник не мог продать машину, а контролирующие органы в случае неуплаты долга могли забрать ее в счет его погашения. А вот арест на машину может быть наложен судом при рассмотрении гражданского, административного или уголовного дела, органами ФССП, правоохранительными органами и органами таможенного контроля.
Разберемся, когда именно был наложен запрет. Это важный аспект.
Прежде всего следует разобраться в том, когда был наложен запрет – до или после покупки. Дата наложения ограничения на регистрационные действия имеет большое значение. Ведь регистрация автомобиля в ГИБДД – это регистрация возможности его законно эксплуатировать, а вот право собственности на него возникает в момент его покупки – оплаты или передачи, в зависимости от условий соответствующего договора купли-продажи. И если этот договор заключён ранее даты вынесения приставом постановления о наложении ограничений, это означает, что автомобиль сменил собственника раньше, чем были введены ограничения. То есть пристав фактически запретил пользоваться автомобилем лицу, не являющемуся должником (покупателю). И тогда у покупателя есть право обратиться к приставу, предъявить необходимые документы и потребовать снятия ограничений. При отказе можно обратиться с соответствующей жалобой к старшему судебному приставу или в суд. При наложении запрета после заключения ДКП суды чаще всего снимают ограничения.
Приведем пример из судебной практики. В 2023 году Михеев А. В. обратился в суд с иском о снятии запрета на регистрационные действия в отношении автомобиля. В исковом заявлении Михеев указал, что купил автомобиль у Киселева А. В., перед покупкой проверял информацию об автомобиле в официальных источниках. На момент заключения ДКП никаких ограничений не было. После покупки Михеев отдал машину в ремонт, после чего собирался поставить ее на учет, однако ему отказали в связи с наложением запрета на регистрационные действия. После этого Михеев обратился в отдел судебных приставов (ФССП) с заявлением о снятии запрета, но в удовлетворении было отказано в связи с кредитной задолженностью бывшего владельца автомобиля Киселева перед банком. В обоснование требований Михеев указал, что запрет на регистрацию автомобиля был наложен после покупки авто. Суд в своем решении указал, что на момент наложения запрета на регистрационные действия в отношении автомобиля владельцем указанного автомобиля являлся Михеев на основании ДКП, запрет на регистрационные действия в отношении данного автомобиля был наложен после заключения ДКП, то есть после того, как Михеев стал владельцем данного ТС. По этой причине запрет на регистрационные действия был признан неправомерным, и по иску Михеева было вынесено положительное решение
А что в ситуации если запрет был наложен ДО покупки?
Если запрет все таки был наложен перед заключением договора купли-продажи авто, то отстаивать свои права будет сложнее.
Для начала стоит пройти досудебный порядок решения (пункт 2 статьи 452 ГК РФ),а именно - связаться с продавцом автомобиля и попытаться обсудить с ним возникшую ситуацию. Если он не выходит на связь, необходимо составить письменную претензию и выслать ее по адресу, указанному в ДКП. Если и после этого продавец не вышел на связь, то покупатель может обращаться в суд с целью защиты своих законных прав и интересов.
На этом этапе покупателю надо решить, с каким требованием (иском) обращаться за судебной защитой. Вариантов здесь два: либо признать ДКП недействительным, либо требовать расторжения договора.
Первый вариант – это подача иска о признании договора купли-продажи недействительным. Основание иска – покупателя ввели в заблуждение продавцом, поскольку продавец не сообщил о наличии ограничений и скрыл от него важные обстоятельства, зная о которых, покупатель наверняка не стал бы приобретать такой автомобиль. Для составления искового заявления о признании договора купли-продажи автомобиля недействительным нужно руководствоваться правилами, установленными ст. 131 ГПК РФ. К иску необходимо приложить все необходимые документы (132 ГПК РФ), на которых вы основываете свои требования. Если договор купли-продажи автомобиля недействителен, то правовые последствия по нему не возникают, кроме тех, которые связаны с его недействительностью (п. 1 ст. 167 ГК РФ). Как правило, применяется двусторонняя реституция, когда покупатель и продавец возвращают друг другу исполненное по договору – то есть, автомобиль и деньги.
Второй вариант – подача иска о расторжении ДКП автомобиля в связи с существенными нарушениями условий данного договора продавцом (ст. 450 ГК РФ).
Иск о расторжении ДКП необходимо подавать в районный суд по месту жительства ответчика. Следует помнить, что шансы на победу в споре значительно увеличивает личное присутствие истца на заседаниях.
Что если на автомобиле нет запрета на регистрацию, но он в залоге у банка?
Разберемся что такое залог.
Залог- это обеспечение долга или обязательства имуществом, тогда как термин задаток подразумевает предварительную сумму денег, которая вносится в качестве залога за выполнение договорных условий. Проще говоря, автомобиль оказывается в залоге в том случае, если его владелец не выплатил за него деньги – например, взял машину в кредит у банка или сдал ее в ломбард. Этот вариант самый сложный, ведь при смене владельца залог не прекращается и автомобиль подлежит изъятию. Для того, чтобы вернуть его продавцу, необходимо доказать суду, что вы не знали и не могли знать о том, что автомобиль был заложен, другими словами приобретателю необходимо доказать свои добросовестные намерения. А вот шансы оставить себе автомобиль в этом случае практически нулевые.
Судебная практика
Иск в районный суд Краснодара выглядел вполне обыденно - банк попросил взыскать со своего клиента долг по кредиту на покупку автомобиля в размере 1 миллиона 108 тысяч рублей. В иске было сказано, что клиент взял в банке 480 тысяч рублей на покупку "Лады Приоры" и долг не вернул. В результате через несколько лет банк потребовал с недобросовестного клиента назад деньги с процентами и машину, чтобы продать ее на торгах. К суду в качестве "третьего лица" был привлечен еще один гражданин - нынешний владелец "Приоры".
Решением Первомайского районного суда Краснодара иск банка был удовлетворен частично - с недобросовестного клиента в пользу банка взыскано 910 396 рублей. В остальном - в просьбе отнять машину у нового хозяина - отказано. Краснодарский краевой суд решение районных коллег отменил в той части, где говорилось про автомобиль. По новому решению машину забрали для продажи на торгах.Теперь с жалобой на это решение обратился новый собственник "Приоры". По его мнению, решение краевого суда незаконно.Вот как пересматривал этот спор Верховный суд. Некий гражданин взял в банке кредит на машину. В тот же день он подписал с банком договор о залоге на новую машину. То есть машина стала собственностью банка до момента окончательного погашения кредита. Но заемщик кредит не стал выплачивать и спустя три года машину продал.Районный суд, когда выносил свое решение, сказал, что новый владелец - добросовестный приобретатель, а банк вообще-то сам виноват, так как "имел возможность предоставить сведения о залоге в реестр уведомлений о залоге, однако этого не сделал".Краевой суд, когда отменял решение районного суда, заявил, что договор залога с банком был заключен 22 апреля 2014 года. А правила регистрации и учета залога стали работать с 1 июля 2014 года. Поэтому районный суд был неправ, когда отказался забирать у нового владельца машину.
Возможность сохранить у себя машину все таки есть, но в только в исключительных случаях. Чаще всего, единственным способом решения проблемы может стать попытка вернуть автомобиль продавцу и получить от него деньги. Варианты здесь ровно те же, что и в случае с запретом на регистрацию: либо иск о признании договора купли-продажи недействительным в связи с введением покупателя в заблуждение, либо иск о расторжении ДКП автомобиля в связи с существенными нарушениями условий договора продавцом. Чтобы избежать описанных выше разборок с продавцом и судебных тяжб, потенциальному покупателю остается одно: осознать свою ответственность за проверку покупаемого автомобиля и получить о нем всю доступную информацию. Чтобы дополнительно перестраховаться, можно получить у любого нотариуса выписку из реестра залогов, подтверждающую отсутствие обременений на приобретаемый автомобиль – она может послужить весомым доказательством добросовестности покупателя в суде. Однако проверить «чистоту» машины можно и самостоятельно в официальном реестре залогов. Кроме того, по VIN автомобиль можно проверить на сайте ГИБДД. Благодаря полной проверке автомобиля безопасность можно обеспечить не только на дорогах, но и на самых сложных жизненных перекрестках.