Найти тему
Книжный слушатель

Чувства на лицах: необычные портреты Ахматовой, Есенина и других поэтов на выставке «Великолепные очевидцы» в Третьяковке

Быстрый рисунок карандашом или акварелью схватил выражение лица – и спустя годы мы видим знаменитых поэтов глазами их современников, которые передали чувства на лицах «здесь и сейчас». Портреты поэтов и писателей прежде всего привлекали меня на выставке «Великолепные очевидцы», которая недавно открылась в Новой Третьяковке.

На выставке – около 70 портретов, сделанных в 1910-1930-е годы. Там можно увидеть известных представителей литературы и искусства, сравнить портреты разных авторов и автопортреты. Для нашего блога «Книжный слушатель» было интересно всмотреться в лица поэтов и писателей, уловить их настроение и отражение в текстах.

Николай Тырса, портрет Анны Ахматовой.1928 год
Николай Тырса, портрет Анны Ахматовой.1928 год

Графические портреты Анны Ахматовой были созданы художником Николаем Тырсой в 1928 году. К этому времени стихи Ахматовой почти перестали печатать, хотя она уже получила признание критиков и читающей публики благодаря ранее вышедшим сборникам. Лицо Анны Андреевны на портретах серьезна и задумчива, в ее глазах – «нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии» (это из очерка «Анна Ахматова» Корнея Чуковского).

Николай Андреев, портрет Корнея Чуковского. 1923 год
Николай Андреев, портрет Корнея Чуковского. 1923 год

А вот и сам Корней Иванович Чуковский, литературный критик и автор гениальных детских сказок. Его «Тараканище» и «Муха-Цокотуха» вышли в 1923 году и именно тогда художник Николай Андреев нарисовал портрет Чуковского. Поэт излучает жизнелюбие и доброжелательность, а его рот слегка приоткрыт, словно он только что декламировал «нынче Муха-Цокотуха именинница». Кстати, Корней Иванович озвучил в студии Всесоюзного радио свои воспоминания об Ахматовой, Пастернаке, Маяковском и других знаменитостях, эту аудиозапись любопытно послушать перед посещением выставки.

Николай Андреев, портрет Андрея Белого. 1922 год
Николай Андреев, портрет Андрея Белого. 1922 год

Еще один замечательный портрет, созданный Николаем Андреевым, сохранил для нас облик поэта-интеллектуала Андрея Белого в 1922 году. Ясный взгляд, высокий лоб, усмешка в уголку рта – кажется, он только что придумал «пепешки и пшишки» или еще какие-то словечки для своей ритмизованной прозы. Я сейчас слушаю аудиокнигу «Москва» Андрея Белого в исполнении артиста Михаила Рослякова и восхищаюсь словотворчеством поэта, сатирическими образами жителей московских переулков и емкими описаниями самого города. Это был поистине «мэтр, изобретатель, изобретениями которого пользовались многие из русских романистов более молодых поколений», как писал Евгений Замятин.

Юрий Анненков, портрет Евгения Замятина. 1921 год
Юрий Анненков, портрет Евгения Замятина. 1921 год

На соседней стене – и писатель Евгений Замятин, автор знаменитого романа-антиутопии «Мы». Художник Юрий Анненков запечатлел Замятина в 1923 году, когда роман «Мы» был уже написан и запрещен в Советской России, поскольку цензура усмотрела в нем нападки на коммунистическую идеологию. Евгений Иванович даже провел месяц в тюрьме, а после освобождения занялся редактированием серии «Всемирная литература». Художник изобразил Замятина улыбающимся, его неизменную улыбку Анненков вспоминает в книге «Дневник моих встреч» (аудиокнигу можно послушать в исполнении Вячеслава Герасимова).

Юрий Анненков, портрет Сергея Есенина. 1923 год
Юрий Анненков, портрет Сергея Есенина. 1923 год

В начале 1920-х Юрий Анненков сделал около сотни портретов своих современников. Некоторые из тех работ есть на выставке в Новой Третьяковке. Мое внимание привлек портрет Сергея Есенина, где «озорной гуляка» вовсе не озорной, взгляд его потух, на лице тени, «залегла забота в сердце мглистом». Папироска зажата в губах, но она явно не доставляет никакого удовольствия. На фотографиях Есенин чаще светел лицом и улыбается, а здесь он изображен потухшим и усталым. Таким его почувствовал художник-очевидец; авторский взгляд на личность составляет главную ценность портретов, которые запечатлели современников.