Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Работа психолога с аддиктивным поведением подростков

Каждый специалист, работающий в социальной сфере, в сфере помощи несовершеннолетним детям, часто встречается с ситуацией различных поведенческих и эмоциональных трудностей детей и деструктивного поведения, которое проявляется в разных формах аддикций, таких как игромания, алкоголизм, интернет-зависимость, пищевые нарушения и т.д. Зависимое поведение - одна из форм девиантного поведения, характеризующееся патологическим пристрастием к чему-то или кому-то в целях саморегуляции и адаптации. В среде подростков Семейного центра наблюдаются различные патологии, от пограничного поведения до сильной зависимости. Мы видим, как различные зависимости постепенно уменьшают социальную активность, снижают самооценку подростка, беднеют интересы. Несмотря на количественный рост в современном мире зависимых людей, теория возникновения аддикций на сегодняшний день изучена недостаточно широко. Исследуя механизмы, запускающие девиантное и аддиктивное поведение, ученые видят их, как результат взаимодействия наследственных, биохимических, социальных и индивидуально-психологических факторов.

За годы нашей работы мы наблюдаем, как семейное неблагополучие становится одним из распространенных психологических факторов, создающих условия для возможного развития зависимого поведения. Конфликтность семьи, высокая эмоциональная напряженность в отношениях детей и родителей часто становятся в ряд причин начала употребления ПАВ среди подростков. Выделяется особая роль матери в формировании у ребенка риска девиаций и аддикций. Мы набюдаем, как эмоциональная отгороженность матери или авторитарный стиль в общении с ребенком создают почву для будущей аддиктивности ребенка. Материнская любовь, исследованиям которой посвятил свои труды известный детский психиатр, Б.З. Драпкин, ощущение физической и эмоциональной безопасности и защищенности формируют здоровую самооценку, сильное «Я», что в свою очередь, дает человеку возможность выражать свои чувства, справляться с тревогой, взаимодействовать с другими, брать ответственность, учиться быть независимым.

Жестокое отношение к ребенку в семье, буллинг в среде сверстников обозначают для нас основные направления профилактики зависимого поведения. Любого рода насилие в детстве влияет не только на интеллектуальные способности, межличностное общение, поведенческие модели, но и на всю будущую жизнь и здоровье человека, запуская механизм и психосоматических нарушений. Исследователи подчеркивают, что самое сильное отрицательное воздействие испытывают дети возраста двух-четырех лет из неблагополучных семей, которые, вырастая, находятся в ситуации социальной дезадаптации. В дальнейшем, в раннем подростковом возрасте уже увеличивается частота девиантного поведения, табакокурения, побегов из дома, бродяжничества, что в последующем может перерасти в токсикоманию, пьянство, деликвентное поведение. Таким образом, мы замечаем, как ранняя психическая травма, переживание негативных чувств, может привести к формированию различных аддикций, которые будут своеобразной заменой, облегчением собственных сильных переживаний.

Работа специалистов с аддикциями предполагает работу с депривациями и последствиями детских травм. В этой работе подростку всегда нужно много поддержки и безоценочная позиция помогающего специалиста. Работаем над укреплением самооценки и восстановлением отношений с окружающими, учим детей просить и получать поддержку, обучаем навыкам самоподдержки, понимания своих чувств и эмоций, помогаем формировать новые конструктивные копинг-стратегии.

В работе используем разработанный в 90-х гг. XX века уникальный «метод Мюррей», основанный на психоаналитической теории, который является моделью системной семейной психотерапии. Работаем с детьми и подростками, пережившими эмоциональную депривацию и жестокое обращение. По мнению Мюррей, внутренняя дисгармония, ощущение «Я – плохой» включает разрушающие защиты в виде подавления и обезболивания внешними средствами. Подросток, защищая свое уязвимое «Я», таким образом, избавляется от невыносимых эмоциональных страданий, временно облегчает свое состояние. «Естественный ребенок» - термин Мюррей, который с рождения обладает интеллектом, творческими способностями, пройдя через психологические травмы, разрушает свою целостность. Другая часть – «плачущий ребенок», испытывая грусть, страх, беспомощность, включает «контролирующего ребенка», который, в свою очередь, является врожденным защитным механизмом, позволяющим любым способом уйти от эмоциональной боли. Если защита (еда, алкоголь, наркотики, табак, азартные игры, компьютерная зависимость и др.) используется постоянно, то это приводит к формированию зависимостей. Также Мюррей упоминает о возможности возникновения таких защитных субличностей, как «разгневанный бунтующий ребенок» (открыто - агрессивный) и «упрямый эгоистичный ребенок» (пассивно-агрессивный), которые также наносят урон целостности внутреннего мира человека и приводят к формированию зависимого поведения.

Целью психологической работы в нашем Семейном центре является формирование «здоровой уравновешенной личности», гармоничной личности, сочетающей в себе «естественного ребенка» с положительными, сильными качествами «плачущего ребенка» и «контролирующего ребенка», а это совместный труд многих специалистов учреждения.

Автор: Татаринцева Юлия Викторовна
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru