Эксперт прогнозирует значительный рост цен на новые автомобили на рынке России к 2024 году. Основной причиной такого изменения является зависимость отечественных автопроизводителей от импортных комплектующих. По данным доклада Центробанка, на сегодняшний день эта проблема является ключевой для отрасли, однако автомобильная промышленность и рынок постепенно приспосабливаются к новым условиям, улучшая общую ситуацию.
В 2023 году структура авторынка в России кардинально изменилась, увеличившись доля импорта. Отчет Центробанка отмечает существенное увеличение присутствия китайских партнеров в сегменте легковых автомобилей, как за счет импорта готовых автомобилей и комплектующих, так и за счет крупноузловой контрактной сборки на территории России.
Прогнозы Банка России указывают на то, что процесс перезапуска автозаводов будет продолжаться до 2027 года. При этом выпуск отечественных брендов уже превысил уровни 2021 года, что стало ключевым фактором для восстановления производства.
Специалисты связывают дальнейший рост производства автомобилей с развитием российских брендов и увеличением контрактной сборки брендов из дружественных стран на местных заводах. Однако имеется риск возможного введения повторных санкций в отношении партнеров из дружественных стран.
Независимый консультант по автомобильной промышленности Сергей Бургазлиев указывает, что новые отечественные бренды все еще зависят от импортных комплектующих и машинокомплектов, что является одной из основных проблем. Эта же ситуация наблюдается и у традиционных автомобильных брендов страны, особенно в отношении электронных компонентов.
По информации Центробанка, в начале 2024 года объем продаж новых автомобилей в России достиг уровня конца 2021 года. Этому способствовали восстановление потребительской активности и эффект низкой базы. Однако высокая стоимость автомобилей, включая увеличение утилизационного сбора, остается сдерживающим фактором.
Цены на автомобили продолжают расти, исследования показывают, что в январе текущего года средняя стоимость автомобилей увеличилась на 12%. Отечественные автомобили подорожали на 18%, в то время как иномарки подорожали на 4,4%. Банк России называет причиной этого высокий спрос на фоне роста издержек, особенно зависимость от импортных комплектующих.
Таможенные новации, касающиеся ввоза автомобилей через страны ЕАЭС, окажут существенное влияние на ценообразование на рынке автомобилей, и цены могут вырасти на 20-25%, как прогнозирует Сергей Бургазлиев.