Этот принцип, с которым знакомят на первом курсе пединститута, кажется невероятным современным ученикам.
Трудным? То есть у меня может не получиться с первого раза? И даже со второго? И мне придется переписывать часть сочинения? И даже его проверять? И могут проблему не засчитать? Да как так!
Очень обижаются хорошие девочки. Которые получают свои пятерки за сочинения 10 лет, а потом набирают 15 баллов из 21 на пробнике. Тогда они бегут к репетитору и начинают с ним бороться.
Нет. Не стараться вникнуть в требования ФИПИ, а бороться.
«А я не считаю, что это просторечие!» - возмущается хорошая девочка, глядя в проверенное сочинение. «А словари считают. Вот ссылка!» - объясняет репетитор Наталья Юрьевна.
- А я прямо должна проверять? – негодует хорошая девочка.
- Нет. Можно ничего не проверять. Вообще всё можно. И за всё нужно платить.
Хорошие девочки со скрипом начинают читать документы ФИПИ и справочники, заглядывать в словари. Или уходят искать белого и пушистого репетитора, который простит им отступление от правил за метафоры в сочинениях.
Мы повышаем планку!
Моя специализация – подготовка к ЕГЭ. Я не занимаюсь с учениками годами – с шестого класса до окончания школы. Поэтому мы не делаем ничего лёгкого! Если я вижу, что у кого-то стабильно хорошо получается какое-то задание, то возвращаюсь к нему только при комплексном повторении.
За родительские деньги ребенок должен узнать что-то новое и научиться делать то, что ему было непонятно или сложно. Логично, да?
Но ученики не хотят сложно! Они хотят легко и на ручки быстро. Ну и чтобы хвалили! И лучше не отрабатывать какую-то неприятную тему, лишь бы не узнать о себе что-то неожиданное. Например, что кто-то не отличает тропы друг от друга. Авось само угадается на все три балла?
80% учеников воспринимают указание на ошибку как наезд.
- При отсутствии пояснения иллюстрацию в комментарии не засчитывают. Вот тут написано! – говорю я.
- Да как так то! А нам сказали, что засчитывают! – отбивается ученик.
- А в пробнике у тебя ноль за комментарий, потому что проверяющий слепой попался? «Нам сказали» к делу не пришьёшь. Покажи документ/сайт/источник, подтверждающий твою правоту.
Еще раз. Мы не делаем за деньги то, что дается легко. Это делает сам ученик. У нас есть море бесплатных ресурсов, позволяющих отрабатывать любые правила или задания ЕГЭ.
Цепляюсь к словам
К концу года я становлюсь вообще невыносимой. Любую оговорку превращаю в допрос. Почти все темы изучены и должны помогать друг другу.
- Это причастный оборот.
- Дай определение причастия!
- Это метафора! Нет! Эпитет! – пытается исправиться ученик.
- Дай определение метафоры. Приведи пример, в котором уверен. Дай определение эпитета. Приведи пример.
На этом месте большинство понимает, что лучше секунду помолчать и подумать, чем ляпнуть и потом исправляться.
И в переписке придираюсь к словам. Или прошу найти ошибку в моём сообщении. Не пропадать же добру!
Меня окружают жёсткие тренеры
В целом я легко училась. Но никто мне ничего не прощал! В аттестате у меня четвёрка по русскому. Одна (!) пропущенная запятая. Могла ее нарисовать моя учительница? Могла. Но не нарисовала. И я больше не пропускаю запятую в конце придаточной части.
Студия растяжки для взрослых. На занятии наблюдала, как тренер «издевается» над девушкой. Тренеру и ученице около 30 лет. Ученица не может встать на мостик из положения стоя. А опытный тренер (мастер спорта по гимнастике) видит, что сможет. Встанет! Сегодня!
- Я не могу! Устала! Работала! Еще на тренировку пришла в восемь вечера! Можно я потом?
- Если ты сейчас уйдёшь, можешь больше не приходить на тренировки ко мне! Деньги вернём или запишем в другую группу. Я предупредила!
Через минуту ученица благополучно исполняет идеальный мостик и счастливая идёт домой. На всех следующих тренировках мостик делается так же легко.
Если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате, где должны находиться. Фразу приписывают Конфуцию.
Если вам легко учиться, вы не учитесь! Вы маринуетесь в собственном соку, а ваш тренер недорабатывает.