Сегодня у моих однокашников и сослуживцев начинается очередная череда юбилеев. 50 лет назад мы начали летать в училище на учебном реактивном самолёте Л-29. Лётчики моего поколения хорошо знают этот самолёт, который кое-где летает до сих пор.
Сообщение, всколыхнувшее чат
Утром в группу нашего выпуска в "ватсап" пришло такое сообщение от одного из наших однокашников по училищу:
Всём Доброе Утро! У меня сегодня Юбилей!!! Ровно 50 лет тому назад 15.03.1974 г. Я выполнил свой ПЕРВЫЙ в жизни ПОЛЁТ на Л - 29, t - 0.32, аэр. Ахтырка. Инструктор ст. л - т. Фурман Анатолий Владимирович. До этого момента у меня было лишь Два взлёта на АН - 2, а приземления на Парашюте 🤣🤣🤣. Как летит Время. Но Всё хорошо есть, что вспомнить и с Кем поделиться!!!
Кстати, и у меня и у многих так и было. Первый подъём в небо на Ан-2, с которого мы прыгали с парашютом в начале первого курса. О парашютных прыжках уже писал, можно почитать, ссылка будет в конце.
После первого семестра и первого 10-дневного отпуска половину курса практически сразу отправляли на полёты. Да, было ещё холодно особенно по ночам, учитывая то, что жили в щитовых бараках или даже в палатках. Было и такое один год. Я, правда, на первом курсе был во втором потоке и мы на полёты поехали в конце мая и первый полёт, ознакомительный, совершил 3 июня.
Приступ ностальгии
Но на втором курсе мы уже все также отбыли на полёты в марте и почувствовали все прелести весенней погоды, когда спали не раздеваясь в лётных куртках, укрываясь одеялами, а сверху ещё и шинелями. Может после этого у нас пошла мода брать длинные шинели, но это уже было на третьем курсе. Шинели давали на два года, насколько я помню.
Какие сейчас, по прошествии полувека, остались воспоминания об этих днях? Первое, что запомнилось в первый лётный день, что сначала для всех курсантов командир эскадрильи выполнил демонстрационный полёт с нашим курсантом, которым оказался мой земляк. Мы с ним только вдвоём поступали и поступили в ХВВАУЛ из нашей области и вместе трое суток ехали в общем вагоне на боковых полках возле туалета.
Надо как-то у него спросить было ли ему страшно в этом полёте, потому что командир у нас был лихой. Не помню крутил ли он в этом полёте сложный пилотаж, но вот проход над полосой на предельно малой точно помню и потом горка с восходящими бочками. Заодно, наверное и разведку погоды они сделали, по логике вещей.
Я в этот день не летал, был в стартовом наряде, наблюдающим. Наряд этот тоже запомнил на всю жизнь, потому что за этот наряд, получил наряд на копку ямы 2х2х2 м. Задремал на солнышке немного.
Голос из прошлого
Свой первый полёт помню только, что вначале хватался за борта при каждом крене, но потом, наверное привык. Сам, лентяй, тогда не записывал ничего, а вот один из нас вёл дневник. И с его разрешения привожу его впечатления о первом полёте:
20.40 Вот и закончился этот памятный мартовский день 1974г.
Да, этого нельзя забыть, да и не знаю, как описать те чувства, которые я испытал сегодня. Это было прекрасно! Неописуемо.
Это надо испытать на себе.
Первый полёт с инструктором. Маршрутный.
Потом опять в воздух, уже по кругу "с конвейера". Четыре раза взлетали и садились не останавливая двигателя. Уже научился рулить. Запомнил некоторые ориентиры при полёте по кругу. Радиообмен полностью вёл сам. Почувствовал, что такое скорость 520 км/час.
Немножко устал. Говорят, что мы идём на картошку.
5 полётов. 1 ч.6 мин.
Да, в то время мы ходили чистить картошку после занятий или полётов, в наряд на кухню тоже ходили. Говорят, что сейчас даже срочников не привлекают на такие работы.
А я яму вырыл, правда с помощью друга. Сам пришёл помочь, я не просил. Он не помнит, а я запомнил, сам бы не докопал, наверное. А летать начал попозже, но успел вылететь в этот год самостоятельно, чем и «застолбил» себе дорогу в небо.
Да, были времена. Не знаю, хорошие или плохие. Для меня хорошие, кому-то может не очень, но это была наша молодость, осуществление нашей мечты и мы готовы были перенести и не такие неудобства и тяготы армейской службы. Да и сейчас, как видим, есть такие же ребята. А есть и те, кто сбежал…