Pilot 767
Большой сибирский город. Отчим футболист, мама стюардесса. Один либо на играх, либо на сборах, другая либо в рейсе, либо отдыхает после рейса или отдыхает перед рейсом. Я или у бабушки, или у тетушки. Но иногда мне удавалось побыть рядом с мамой и это происходило следующим образом. У меня каникулы или длинные праздники, мама перед зеркалом наносит “боевую” раскраску перед рейсом.
- “Мама, ты куда?”
- “В Москву” (на Камчатку, во Владивосток, в Магадан и т.д.) -“Можно с тобой?” -“Собирайся”
Так я побывал и в Москве, и на Дальнем Востоке, таким же образом меня доставляли в Сочи к родственникам отчима и в Забайкалье к моей бабушке и дедушке, с которыми я жил до 7 лет. И вот мы в самолете Ил-18. В конце третьего пассажирского салона туалет, напротив него мама ставила 3 контейнера друг на друга, на пол за ними клала пару детских матрасов из самолетных кроваток, и я укладывался там спать. Так проходили первые 2-3 часа полета, за это время все пассажиры были накормлены и уже мирно посапывали в своих креслах. Мама меня будила, и я приходил на кухню. Передо мной ставили сотейник, в котором были только куриные ножки. Про сотейник... В современных самолетах ничего подобного нет. Это большая кастрюля с толстыми бортами, с одной стороны, торчала электровилка. Этот сотейник закрывался герметично крышкой и вставлялся в предназначенную для него нишу, вилка попадала в розетку, стюардесса включала соответствующий тумблер и начинался процесс подогрева бортового питания. В этих сотейниках на самолет привозили расфасованную курицу и гарниры. Ложки, вилки, пластмассовую посуду, подносы, салфетки и все остальное для фасовки привозилось в контейнерах. В бортпитании обязательно присутствовали закуски, это были шпроты и зеленый горошек. Их привозили в железных банках, которые потом девочки открывали сами своими же открывашками, которые всегда возились с собой. В полете стюардессы сами сервировали еду и раскладывали все это на подносы и куриные ножки редко доставались пассажирам. Ножками питался весь экипаж ну и я, конечно. После сытного обеда я просился в кабину экипажа, где довольно часто командир сажал меня к себе на колени, и я держался за штурвал и мне казалось, что я управляю этой махиной, а командиры гладили меня по головке и говорили, что это большой самолет, а чтобы быть настоящим хорошим летчиком в авиации надо начинать всегда с начала.
Это настолько вбилось мне в голову, что потом, уже в летном училище я выдам все это своему инструктору, когда он решит отправить меня для дальнейшей учебы на втором курсе на Ан-24. Он покрутит у виска пальцем, обзовет меня дураком, и я продолжу учебу на Ан-2. Но это все будет намного позже и об этом я напишу после. Самое интересное, что через 20 лет я буду вторым пилотом у одного из этих командиров на Ту-154. Я начинал с начала и на это ушло 12 лет моей летной жизни.
В начале седьмого класса гуляя возле своего дома я увидел мальчишку, который шел в форме с погонами курсанта и крылышками на этих погонах. Он никак не походил на курсанта летного училища, поэтому я подошел к нему и стал задавать вопросы. И он мне поведал, что у нас в городе открылась Школа юных авиаторов при Учебно-тренировочном отряде и что он там учится. Уже на следующий день я со своим другом, который тоже мечтал об авиации, поехали в аэропорт, нашли УТО и ввалились в кабинет начальника с просьбой как можно быстрее записать нас в школу и что мы уже готовы идти на занятия.
Он нас обо всем расспросил и сказал, что в школу принимаются дети с восьмого класса, что набор будет в конце августа и что нам надо немного подождать, прийти в августе и записаться, с чем мы категорически не согласились и потребовали записать нас сегодня, чтобы мы были полностью уверены, что мы точно попадем в ряды курсантов. Он пытался нас убедить, что так не делается, запись происходит мол только в сентябре, но у него ничего не получилось. Мы ушли только после того, как он куда-то записал наши фамилии и сказал, что надеется увидеть нас в августе. Но он не угадал. Каждый месяц до августа мы появлялись в его кабинете чтобы убедиться, что мы в списке будущих курсантов. Пару раз он еще тратил усилия для того, чтобы найти ту бумажку, на которой он записал наши фамилии, потом он положил ее под стекло на столе и при каждом нашем появлении вытаскивал и предъявлял ее нам. Так мы с началом учебы в восьмом классе средней школы стали еще и курсантами Школы юных авиаторов, получили форму с курсантскими погонами и нашивкой первого курса на рукаве.
Я хорошо помню, как меня распирала гордость, когда я появлялся где-то в этой форме. Занятия проходили два раза в неделю, нам преподавали аэродинамику, самолетовождение, метеорологию, конструкцию двигателя, историю авиации. Занятия вели преподаватели УТО. Все было по-взрослому, занятия начинались с опроса по пройденному материалу с выставлением оценок в журнал, мы вели конспекты, имели возможность брать в библиотеке УТО любые книги. Периодически нас водили на тренажер Ил-18 во время тренировки экипажей, это было круто!!
Так прошло три года. В конце третьего курса мы сдали экзамены и получили аттестаты об окончании Школы юных авиаторов и этот аттестат занял первое место в моем личном летном деле.