Бывает, что иной раз берешь в руки книгу, начинаешь читать и понимаешь – в твоих руках находится совершенно потрясающая история. Потрясающая настолько, что тебе непременно хочется продолжения. И, о чудо, это продолжение существует! И вот ты весь такой воодушевленный принимаешься за чтение и… Остаешься в полном недоумении. Нет, стойкого отвращения продолжение не вызывает, написано неплохо, но… Непонятно. Совсем. Как будто автор рассказывает уже совсем другую историю, о других людях. Понятно, что главные герои со временем выросли, но это уже не они.
Примерно такие ощущения у меня были после прочтения «Убить пересмешника» Харпер Ли и последующего знакомства со своеобразным продолжением произведения – «Пойди поставь сторожа». У меня было полнейшее ощущение того, что я читаю не две книги одной серии, а просто две отдельные книги одного автора. Сначала у меня это вызвало определенное недоумение. Но потом, немного изучив суть вопроса, я поняла главное – вторая книга вовсе не планировалась к выходу. Расскажу обо всем по порядку.
«Убить пересмешника» довольно долго лежала в моей огромной стопке книг на так называемое «ближайшее прочтение». Очередь сильно подвинуло совместное чтение в дружеской компании. И вот в моих руках оказывается та самая книга Харпер Ли. Совершенно потрясающая и трагичная история расовой дискриминации и взросления белокожей дочери адвоката, на глазах которой и происходили все описываемые в романе события.
Повествование в книге ведется от лица восьмилетней девочки Джин Луизы Финч или, как ее называют домашние, Глазастика. Глазастик Финч – совершенно очаровательное маленькое существо. Она живет в маленьком городке на американском юге вместе со своим отцом-адвокатом Аттикусом Финчем и старшим братом Джимом. Но, несмотря на то, что в центре всего повествования оказывается тихая-мирная жизнь благородного семейства Финчей, самая суть произведения заключается, естественно, в ином.
Да, примерно до середины книги читатель будет неотрывно следить за детскими забавами Глазастика, Джима и их друга Дилла. Тут будет место и загадочному соседу по прозвищу Страшила Рэдли, и конфликту с тетушкой Александрой, и милейшей чернокожей кухарке Кэлпурнии, и целой веренице престарелых сплетниц-соседок. Это будет чистый и невинный мир детских грез с поэтапным взрослением. С одной стороны.
С другой же стороны окажется одно крайне непростое и неоднозначное судебное дело о насилии над белокожей девушкой. Обвиняемый – чернокожий парень. Ни один адвокат в городе не берется защищать несчастного. Хотя дело совершенно очевидно, - парня жестоко оговорили, на то указывает множество улик и нестыковок, но… Разве кто возьмётся защищать вчерашнего черного раба в присутствии сотен белых господ? За дело берется Аттикус. Своим смелым поступком он бросает вызов устоявшейся системе. Да, тем самым Финч-старший навлекает мощную волну остракизма на свою семью. Но разве мог человек чести, свято выполняющий свой долг, поступить иначе?
«Мужество – это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь».
«Убить пересмешника» - это книга о переломном моменте в истории американского общества. О том времени, когда юридически чернокожее населении юга уже не являлось собственностью белых, но фактически все еще оставалось бесправным. В подавляющем своем большинстве безграмотные, чернокожие люди, по сути, продолжали оставаться чьей-то собственностью. Да, теперь за работу им платили. Но платили гроши. Белые леди и джентльмены по-прежнему считали своим первейшем долгом принижать и всячески эксплуатировать черных. Причем делали это даже в тех случаях, когда бывали абсолютно точно неправы.
«Ничего нет хорошего, когда приходится кого-то ненавидеть».
Признаюсь честно, «Убить пересмешника» прямо-таки покорила меня своей простотой повествования и одновременной сложностью поднимаемых тем. И вот я принимаюсь за чтение второй, казалось бы, части произведения. Нет. Вернее, не совсем да.
«Очень просто оглянуться и увидеть, какими были мы вчера или десять лет назад. Куда трудней увидеть, кто мы сейчас».
«Пойди поставь сторожа» - это история уже повзрослевшей Джин Луизы Финч. Девушка возвращается в родной город, чтобы навестить больного отца. Она возвращается туда, где прошло ее детство и где она когда-то была счастлива. Но все изменилось. Вернее, изменилась сама Джин Луиза.
Книга продолжает тему расового неравенства и угнетения чернокожего населения юга. Общество уже максимально близко к тому, чтобы наделить черных равными с белыми гражданскими правами. Но противников этого гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Джин Луиза хоть и стала взрослой, но по-прежнему живет в каком-то своем собственном мире детских иллюзий. Воспитанная черной женщиной, Глазастик воспринимает всех негров равными себе. Но ни другие люди, ни сами негры не только не воспринимают друг друга ровней, но и находятся в состоянии открытой вражды. Для Джин Луизы становится большим открытием, что Аттикус, которого она всегда воспринимала как защитника черных, на самом деле является противников «уравнения». Старый адвокат видит в неграх неразумных детей, которых можно только пожалеть, но никак не воспринимать равными. Второй нестыковкой реальности и детских воспоминаний становится презрение со стороны старой кухарки Кэлпурнии, которая, собственно, и являлась воспитательницей маленькой Джин Луизы. Кэл – черная, и она навсегда останется на стороне черных.
«Каждый человек – остров, Джин Луиза, каждый человек – сам сторож своей совести. Коллективной совести не существует».
На протяжении всей книги и Аттикус, и Кэлпурния старательно убеждают Джин Луизу в том, что такое положение вещей было всегда, что в детстве она всего этого просто не замечала. Но Глазастик не верит. Просто не хочет верить. Как и я. Нет, лично меня совершенно не смущает поведение Аттикуса и Кэл. Здесь все понятно, они по праву рождения находятся по разные стороны баррикад. Смущает меня другое. В «Убить пересмешника» не было и намека на такое отношение персонажей друг к другу. Автор как будто нарочно перевернула своих героев с ног на голову. Плюс еще вырисовывается некий влюблённый в Джин Луизу парень по имени Хэнк, которого читатель вроде бы уже должен знать, потому что никто знакомить с ним нас, конечно же, не собирается, ибо молодые люди знакомы с детства. А из предыдущей книги мы имеем в активе мальчика Дилла, про которого все, естественно, забыли. Странно, непонятно и довольно запутанно. Одних персонажей забыли, других добавили, третьих изменили до неузнаваемости. Почему?
Оказалось, все довольно просто. Первой Харпер Ли написала именно «Пойди поставь сторожа». И уже потом, получив отказ от издателя и рекомендацию развернуть детские воспоминания Глазастика в полноценное произведения, писательница принялась за «Убить пересмешника». И вот свет увидел легендарного «Пересмешника». А «Сторожа» долгое время не издавали. Да и писательница не особо горела желанием. В общем, многие годы рукопись «Пойди поставь сторожа» считалась утерянной. Уже в наше время ее нашли и издали. Естественно, не сильно задумываясь над взаимосвязью двух произведений. Отсюда и все сюжетные дыры и нестыковки. Второй книги просто не должно было быть.
А вы читали книги Харпер Ли? Делитесь впечатлениями!
Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!
Похожее на канале: