Найти тему

К 10-летию возвращения полуострова в состав Российской Федерации и 240-летию воссоединения Крыма с Россией

М.А. Волошин. Виды Коктебеля с надписью автора: «Милой Татьяне на память о Коктебеле». 1918 г. РГАЛИ. Ф. 102. Оп. 3. Бумага, акварель.
М.А. Волошин. Виды Коктебеля с надписью автора: «Милой Татьяне на память о Коктебеле». 1918 г. РГАЛИ. Ф. 102. Оп. 3. Бумага, акварель.

В истории человечества бывали периоды, которые лучше назвать «время пространства», – настолько тесно вдруг в одной точке переплеталась география с хронологией, жизни людей и судьбы государственности.

27 тыс. квадратных километров почти на самом юге нашей страны… Это исходная точка развития, колыбель будущей русской державы, объединившей больше сотни народов и языков.

«Урок истории» из Х века, когда крымская Корсунь (ныне пригород Севастополя Херсонес) стала местом Крещения Руси, постоянно возвращался к России в разные века, пока 1783−1784 годы не утвердили Крым в составе Российской империи. Собственно, именно с тех пор началось освоение этого удивительного края не только в политическом или экономическом смысле, а во всем пространстве культуры. Крым как бы «прорастал» и «прирастал» в поэтических строфах и литературных строках, музыкальных аккордах и гармонии архитектурных линий, взмахах кисти художников и на театральных подмостках.

Речь архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) на освящении батарейных орудий. 14 мая 1855 г. РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 3. Рукопись.
Речь архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) на освящении батарейных орудий. 14 мая 1855 г. РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 3. Рукопись.

Огромную роль в цивилизационном смысле в истории полуострова сыграл архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов; 1800−1857). Этот поистине «ангел Крыма», пробыв на кафедре почти 10 лет, вплоть до своей кончины, был там в самые трудные годы Восточной войны, впоследствии получившей название «Крымской». Ободрял простых солдат и показывал пример мужества военачальникам, утешал вдов и помогал врачам, окормлял редкие церковные приходы и всюду проповедовал любовь к тому месту на карте страны, откуда шел исток ее государственности.

Не меньшую роль в истории России и ее части – Крымского полуострова сыграл назначенный в 1823 году генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии Михаил Семенович Воронцов (1782–1856). Сегодня, глядя на плоды его трудов – Алупкинский дворец и благоустроенный Гурзуф, великолепные храмы Ялты, Алушты, процветший при М.С. Воронцове Никитский ботанический сад, хочется сказать, что, восприняв под свое руководство этот засушливый и дикий край, он возрастил его как жемчужину – в короне Российской империи.

М.А. Волошин. Крымский пейзаж. 1918 г. РГАЛИ. Ф. 102. Оп. 3. Бумага, акварель.
М.А. Волошин. Крымский пейзаж. 1918 г. РГАЛИ. Ф. 102. Оп. 3. Бумага, акварель.

Последняя четверть XIX века дала редкую возможность оставить свой след в истории Крыма и последним царям династии Романовых. Их дворцы и построенные на их средства храмы – в Ореанде, Массандре, Ливадии, Ай-Тодоре, Дюбере, Чаире – сегодня тоже являются украшением этого замечательного места.

Когда цивилизация и обустроенность повседневной жизни к началу ХХ века стали чем–то понятным и привычным, в Крым стали прибывать сотни деятелей культуры. Да, история полуострова, – как и множества других мест на мировой карте, не была ровна и спокойна. Гражданская и обе мировых войны оставили глубокие шрамы, – но это наша история, которая не ждет адвокатов, прокуроров или завоевателей.

В.В. Маяковский. Окно РОСТА № 477 «Врангелевцы в Крыму». РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 1. Бумага, акварель.
В.В. Маяковский. Окно РОСТА № 477 «Врангелевцы в Крыму». РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 1. Бумага, акварель.

Она принимает только тружеников, любящих этот край. И то, что хранят сегодня архивы, – прежде всего, Российский государственный архив литературы и искусства, показывает, насколько крепко и неразрывно жизнь полуострова связана со всей страной. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой и И.К. Айвазовский, К.Ф. Богаевский и А.М. Горький, А.П. Чехов и Н.П. Краснов, А.И. Куприн и И.А. Бунин, М.И. Цветаева и М.А. Волошин, А.С. Грин и К.Г. Паустовский, К.А. Федин и А.А. Фадеев, С.А. Герасимов и Ф.Г. Раневская и М.В. Нечкина… Этот список может быть почти бесконечным, − как бесконечны море и солнце Крыма. Наверное, почти все писатели, художники, архитекторы, композиторы, артисты или историки хотя бы единожды успели побывать здесь и запечатлеть «свой» Крым в собственных произведениях, статьях, дневниках, фотографиях. Ныне все они хранятся в РГАЛИ и являются нашим достоянием.

Фотография Ф. Раневской в роли Генеральши в спектакле «Приговор», сыгранной в 1-м Советском театре в Крыму. Начало 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 2788. Оп. 1.
Фотография Ф. Раневской в роли Генеральши в спектакле «Приговор», сыгранной в 1-м Советском театре в Крыму. Начало 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 2788. Оп. 1.

Среди более 3300 фондов РГАЛИ, пожалуй, найдется немного собраний, в которых не упоминался бы Крым. Как о русской Ницце писал о Крыме в самом конце XIX века публицист А.И. Фирсов, а литератор Д. Струков тогда же оставил свои заметки «О древностях Крыма»*1. Уже десятки названий книг о Крыме заключает в себе «Список сочинений о Крыме» 1870-х годов*2. Руины древних строений и еще более давние археологические памятники в конце XIX века привлекали к себе внимание историков, а начиная с 1920-х годов, сезонные раскопки там становятся общей практикой*3.

Фотография А.С. Грина вместе с Н.Н. Грин и О.А. Мироновой (тещей) в их доме в Старом Крыму. 1930 г. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 2.
Фотография А.С. Грина вместе с Н.Н. Грин и О.А. Мироновой (тещей) в их доме в Старом Крыму. 1930 г. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 2.

Сильнейшее землетрясение на полуострове 1927 года побудило многих литераторов оказать посильную помощь восстановлению хозяйства и культуры Крыма. В декабре Комитет по борьбе с последствиями землетрясения при Наркомздраве РСФСР направляет А.С. Грину письмо с просьбой принять участие в альманахе «Писатели – Крыму»*4.

Полуостров – как пространство особой свободы – всегда манил к себе и тех, кто искал экзотики. Отличный очерк Б.П. Чистова «На форде по Крыму» 1932 года*5 – явное свидетельство этого.

Южный полуостров, наверное, уже более двух веков является местом отдыха не только творческой элиты или ученых, но и тех, кто, возможно, никогда бы там и не смог оказаться. В фонде А.С. Макаренко хранятся замечательные (и почти предсмертные) записи педагога о поездке его воспитанников в Крым в самом конце 1930-х годов*6.

Тезисы этнографа Е.В. Соколова «О построении музеев Южного берега Крыма». Конец 1930-х гг. РГАЛИ. Ф. 483. Оп. 1. Рукопись.
Тезисы этнографа Е.В. Соколова «О построении музеев Южного берега Крыма». Конец 1930-х гг. РГАЛИ. Ф. 483. Оп. 1. Рукопись.

К сожалению, ныне мало упоминаемый писатель А.С. Серафимович немалую часть своей жизни провел на полуострове; его фонд полон самых разных заметок, записей о Крыме*7.

Но это место − не только о радости творчества. Великая Отечественная война буквально пропитала крымскую землю скорбью. Защитники Херсонеса и Севастополя, партизаны Бахчисарая и Аджимушкайских каменоломен, бойцы Феодосии и Старого Крыма – память об их подвигах навсегда сохранится в архивных фондах Е. Петрова, К. Симонова, С. Смирнова, И. Сельвинского и многих десятков других.

Однако перечисление имен и произведений великого множества деятелей культуры может длиться бесконечно.

Фотография артековцев вместе с литераторами А. Бабаевым, Г. Колесниковой, Назымом Хикметом и др. Крым, пионерский лагерь «Артек». 1950-е гг. РГАЛИ. Ф. 2250. Оп. 1.
Фотография артековцев вместе с литераторами А. Бабаевым, Г. Колесниковой, Назымом Хикметом и др. Крым, пионерский лагерь «Артек». 1950-е гг. РГАЛИ. Ф. 2250. Оп. 1.

Документы РГАЛИ – это еще и фонды учреждений и организаций. Среди них – творческие союзы, члены которых неоднократно бывали на полуострове в рабочих поездках, редакции журналов и издательства, стремившиеся найти самые неожиданные и талантливые сочинения о Крыме. Среди таких документов – сборник «Поэты Крыма» 1936 года, послевоенные стихотворения стихи Я. Хелемского «Новоселы Крыма», М. Алигер «Весна в Крыму», очерк П.А. Павленко «Крым, которого еще не было» или рассказ Е.Е. Поповкина «Весенний Крым»*8 и сотни др. Конечно, среди фондов учреждений особое место занимают советские министерства культуры и кинематографии, организовывавшие творческие конкурсы и смотры, съемки кинофильмов, постановки спектаклей*9.

Есть что-то символическое в том, что именно в РГАЛИ хранится «Дело фильма» 2014 года «Битва за Крым» («Крым. Возвращенная победа»)*10.

И это географическое пространство времени – навсегда!

О.А. Шашкова,
директор РГАЛИ

__________________________________________________________________________________________

*1 - Ф. 2. Оп. 1. Д. 297, 492.
*2 - Ф. 471. Оп. 1. Д. 2.
*3 - Ф. 118. Оп. 1. Д. 142; Ф. 525. Оп. 1. Д. 887; Ф. 2329. Оп. 8. Д. 305.
*4 - Ф. 127. Оп. 2. Д. 1.
*5 - Ф. 620. Оп. 1. Д. 360.
*6 - Ф. 332. Оп. 4. Д. 300.
*7 - Ф. 457. Оп. 1. Д. 165.
*8 - Ф. 613. Оп. 1. Д. 8554; Ф. 618. Оп. 13. Д. 494, Д. 684; Ф. 634. Оп. 4. Д. 822, 1086.
*9 - Ф. 2722. Оп. 1. Д. 104; Ф. 3011 Оп. 1 Д. 116.
*10 - Ф. 3473. Оп. 12. Д. 1513.