О гипотезах мудрых замолвим мы слово
Рабочая гипотеза – это предположение терапевта или клиента о том, что может быть факторами влияния, создающими проблемную ситуацию клиента. Гипотезу можно проверять, подтверждать или опровергать.
- Есть расстановщики, которые говорят, что работают без гипотез. «Зайдем в поле и посмотрим, как обстоит ситуация, а там по ходу разберёмся…»
- Другие, прямо заявляют, что без предварительной гипотезы в поле лучше не ходить, а то «Снег башка попадет. Совсем плохо будет...»
Моя позиция в этом вопросе такова. Рабочие гипотезы возникают у расстановщика и клиента в ходе совместной работы, независимо от того осознаются они или не осознаются, формулируются более четко или менее четко.
Для того, чтобы перейти от предварительного интервью с клиентом к расстановке фигур в поле, нужно выбрать схему анализа. По секрету скажу, этих схем анализа – множество. Как ты лодку назовешь, так она и поплывет. Какую схему анализа расстановщик выберет в расстановке, то расстановка ему и покажет.
А на каком основании расстановщик выбирает и предлагает клиенту ту или иную схему анализа?
На основании предположения, что данная схема анализа в расстановке будет для клиента максимально наглядна и эффективна, и быстро приведет к результату. А раз есть такое предположение, значит у расстановщика сформировалась некая гипотеза, некое представление расстановщика о ситуации клиента и о том, что клиенту может помочь.
Кстати, клиент часто сам приносит на расстановщику свои гипотезы, или осознает и формулирует их в процессе предварительной беседы.
- Мне кажется, что если бы не мой муж, мы были бы идеальной парой.
- Всё дело в свекрови… Неприятнейшая особа…
- Мой сын на любит школу. Не повезло ему с учителем…
Относится к гипотезам клиента нужно очень внимательно. Они очень хорошо характеризуют его взгляды, установки, стратегии жизни, приоритеты, привычки мышления и поведения. Они могут стать важны ми подсказками, как лучше выстраивать с ним диалог в дальнейшей работе.
Моя рекомендация студентам-расстановщикам такова.
Если клиент настаивает на своей гипотезе, своём объяснении происходящего, лучше начать с проверки его гипотезы, а потом предлагать свои.
Некоторые гипотезы расстановщика рождаются из анализа семейной истории и генограммы клиента:
- Если у клиента сезонная аллергия на пыльцу присутствует у представителей четырех поколений предков, можно предположить, что проблема началась не сегодня.
Некоторые гипотезы рождаются из наблюдения за поведением клиента:
- Если клиент рассказывая о своей личной истории безудержно зарыдал ничего искать не надо, горячая точка уже найдена, осталось только уточнить нюансы.
Некоторые гипотезы рождаются из того, что клиент сказал о чем-то, или НЕ сказал, или НЕ ЗАХОТЕЛ сказать. Важной подсказкой являются так называемые «двойные сигналы»
- «Доктор, у меня огромная проблема…» - заявляет клиент с улыбкой от уха до уха.
В этом случае расстановщик делится своими наблюдениями с клиентом, обсуждает с ним ситуацию общения и они совместно выбирают наиболее комфортное направление дальнейшей совместной работы.
Однажды клиентка с огромной злостью и раздражением заявила в начале беседы: «Маму свою я ОЧЕНЬ люблю!!! Поэтому с мамой мы сегодня работать не будем…» Мало того, что эта фраза говорит о важной «горячей точке» с отношениях клиентки с матерью, но и о том, что в настоящий момент у неё нет ресурса даже посмотреть в эту сторону. И мнение клиента нужно уважать.
Гипотезы уточняются после начала расстановки. Как это происходит?
Договорились с клиентом посмотреть ситуацию в рамках одной гипотезы, выбрали соответствующую схему анализа, а там тишина. Никакого заряда в этом образе расстановки нет. Отлично. Это прекрасный результат. Одной гипотезой меньше. Нужно поискать в другом направлении.
Векторный анализ расположения фигур в расстановке даёт практически мгновенные подсказки для уточнения предварительных гипотез, превращая их в рабочие гипотезы.
- Клиент зевает и смотрит себе под ноги, возможно это связано с его собственными абортами.
- Клиент зевает и смотрит налево очень близко с собой, возможно это связано с абортами, выкидышами, замершими беременностями матери или исчезнувшим близнецом.
- Клиент зевает и смотрит на 3 часа по циферблату, возможно это связано с токсичным окружением.
- Клиент зевает и смотрит на 9 часов по циферблату, возможно это связано с детской травмой.
- Клиент зевает и смотрит на 7 часов по циферблату, возможно это связано с переплетением клиента с тяжелыми судьбами предков и родственников в роду матери.
- Клиент зевает и отходит на один шаг назад, возможно это связано с чрезмерной вовлеченность клиента в отношения родителей (парентификация, триангуляция, незавершенная сепарация и т.д.)
Подсказка для начинающих расстановщиков!
Если у вас есть выбор, заняться проработкой личной биографической травмой клиента или проработкой переплетения с тяжелыми судьбами предков, начните с предков. Это и легче, и быстрее, и комфортнее.
Другой важной подсказкой являются тестовые фразы, тестовые фигуры и тестовые действия.
- Ты бабушка? Нет. Ты дедушка? Да.
- Эта фигура влияет на ситуацию (близнец)? Нет. А эта фигура влияет на ситуацию (аборт)? Да.
- Если мы поступим так, что произойдет для остальных? Ничего. А если мы поступим так? Всё меняется в лучшую сторону.
Если работа ведется в правильном направлении, и клиент получает возможность наблюдать, видеть и воспринимать истинные факторы влияния, создающие его проблемную ситуацию, эмоциональный заряд и напряжение в пространстве расстановки тут же заметно уменьшается. Это сопровождается чувствами облегчения, умиротворения, согласия, принятия.
Если предпринятое действие «не попадает» в цель, реакция фигур в поле – недоумение, пожимание плечами, сохранение статуса кво. Отлично. Значит нужно искать в другом направлении.
Главным сортировщиком информации и сигналов в расстановке является сам клиент.
И напоследок скажу вот что. Штефан Хаузнер говорил, что наличие предварительных и рабочих гипотез у расстановщика очень сильно экономит ресурс клиента, особенно в ситуациях психосоматики. Штефан прежде, чем приступить к предварительн
ой беседе с клиентом, на уровне воображения делал расстановочные тесты и начинал беседу с клиентом уже имея предварительную гипотезу о его состоянии. Когда он спрашивал клиента: «О чем пойдет речь?» он уже имел в голове набор гипотез. Выглядело это просто потрясающе.
***
Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на курс по тел/whatsapp 89055656655 и 84952266880