«Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, так что они имеют различные способности к тому или иному делу… Можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы».
Платон, трактат "Государство".
Сегодня, о Муза, поведем свои речи о трудах славных мужей Древней Греции, о профессиях и comp&ben в античные времена.
Несмотря на то, что рабовладение было одним из столпов трудового уклада Аттики, грек гомеровской эпохи не испытывал по отношению к физическому труду и к людям, посвящавшим этому труду свою жизнь, того презрения, какое появилось в более позднюю эпоху. Наиболее прославленные герои древности охотно занимались физическим трудом, как, например, Парис или Одиссей, строящий корабль. В ту эпоху ремесленники по специальности, как оружейники, кожевники, плотники, золотых дел мастера, носили почетное наименование: они были δημιουργοί, т. е. трудящиеся для общества, как и врачи, прорицатели, музыканты и герольды.
С течением времени нравы высшего класса изменились. Крупные землевладельцы захватили в свои руки управление государством и образовали землевладельческую аристократию. Доходы с их поместий, обрабатываемых фермерами или колонами, позволяли им посвятить себя исключительно интересам государства и ношению оружия и сложить все житейские заботы на плечи рабов или бедных рабочих. Эти богатые собственники, уже относившиеся свысока к мелким землевладельцам, глубоко презирали тех, чьими услугами они пользовались. Подобные предрассудки, как ни странно, поддерживали самые знаменитые философы, которые в этом отношении только развивали взгляды высших классов. «Ремесла, — говорит Аристотель, — не оставляют времени думать о делах государства; они не дают умственным способностям возможности свободно развиваться и возвышаться». Поэтому философ запрещает молодым людям «занятия ремесленников». По его мнению, между свободным рабочим и рабом существует лишь незначительная разница. «Работать на отдельного человека — значит быть рабом, работать для публики — значит быть рабочим и наемником».
Кроме ведения сельского хозяйства, которое преобладало в Древней Греции, было развито и производство. Так, в Афинах было два разряда рабочих: рабы и люди свободные. Рабы в свою очередь подразделялись на две категории: одни работали за счет своего господина, другие — за свой собственный счет. В первом случае они занимались работой в мастерских. В Греции были и фабрики, но они отличались гораздо меньшими размерами, чем наши современные, потому что там не существовало машин и все делалось руками. В мастерской собиралось от 20 до 100 рабов. Господин кормил этих людей и давал им кров и одежду, ему же шел весь доход с их труда. Применяли также и другую систему. Чтобы не подвергать себя никакому риску и избавиться от хлопот по надзору, господин часто разрешал своим рабам наниматься на работу к посторонним лицам, но при этом взыскивал в свою пользу определенную часть их заработной платы. Так, один грек отдавал в наем арендаторам рудников 1000 рабов, что приносило ему около 600 рублей (здесь и далее цены 1915 года:) чистого дохода в день. Иногда господин разрешал также рабам работать за их собственный счет с тем, чтобы они вносили ему определенный оброк с души за день. Так, например, некто Тимарх имел десяток рабов-кожевников, которые составляли своего рода кооперативное общество, управляемое одним из них; каждый уплачивал Тимарху 2 обола в день (около 12 коп.), а их старшина — 3 обола (около 18 коп.).
Такие доходы были довольно высоки, если их сравнить с обычной стоимостью раба. Господа получали от работы раба на рудниках — 40 %, а в других отраслях промышленности — 15, 20, даже 30 %. Нормальным процентом считалось 12; но в виду того, что раб представлял собой капитал, который сам подвергался порче от работы, надо было брать добавочный процент, как вознаграждение за этот убыток. Конкуренция рабского труда была причиной постепенного упадка класса ремесленников и впоследствии многие мелкие хозяева мастерских опустились до положения наемных рабочих.
Заработная плата была, конечно, очень различна. Вот несколько цифр, которые встречаются в древнегреческих документах: носильщик зарабатывал в день 4 обола (около 24 коп.); каменщик-чернорабочий — 3 обола (около 18 коп.); пильщики камней, работающие при постройке храма Эрехтейона, получали по драхме (около 37 коп.). При окраске карниза Парфенона за каждый фут платили по 5 оболов (около 30 коп.); за выдалбливание ложбинок на колоннах (!) давали от 18 до 20 драхм (около 6 р. 65 к. — 7 р. 40 к.); плата за отделку верхней части небольших статуй равнялась 60 драхмам (около 22 руб.); за то, чтобы свалять сукно для гиматиона, брали не более 3-х оболов (около 18 коп.). Отметим в заключение, что женский труд применялся в промышленном производстве главным образом при тканье материи.
Итак, возвращаясь в нашу эпоху, и подвергнув большому сомнению самого Гомера, который сообщает нам в "Одиссее", что "говорить же – не женское дело, а дело Мужа", обратимся к речам Гезиода и возьмем их на заметку:
«Человек праздный внушает отвращение и богам и людям; он подобен тому насекомому без жала, тому жадному трутню, который откармливается работою пчел, сам ничего не делая… Человек работающий видит, как увеличиваются его стада и растет его благосостояние. Своим трудом ты станешь любезен богам и людям, потому что они не выносят праздности. Работать не стыдно; постыдна только лень».