Это исследование стало первым, в котором была предпринята попытка оценить растущий рынок онлайн-образования в области бизнес-обучения в широком смысле этого слова, включая не только программы MBA, но и весь спектр дисциплин, связанных с бизнес-тематикой.
Однако государственные вузы, развивающие онлайн-программы, а также их дочерние университеты и институты остались за пределами исследования.
Исходя из этого, рынок можно разделить на три сегмента. Первый сегмент включает в себя крупные школы, которые предлагают программы EMBA и MBA, их аудитория состоит из топ-менеджеров крупных компаний и владельцев бизнеса, например, "Синергия" и "Сколково". Второй сегмент состоит из курсов для предпринимателей, которые ориентированы на микро- и малый бизнес, такие как Like Центр и Accel. Третий сегмент включает в себя тренинги и курсы для среднего менеджмента, такие как Skillbox, GeekBrains и "Яндекс.Практикум".
Карта российского бизнес-образования
Проблемой в развитии бизнес-образования в России является иногда устаревший взгляд организаторов MBA-программ на создание и подачу образовательного контента. Многие из них до сих пор слишком консервативны, академичны и не обладают той гибкостью, с которой нужно подстраивать программу под изменяющиеся реалии рынка. Здесь важно понимать, что бизнес-образование строится в первую очередь на практике и взаимообмене предпринимательским опытом.
Максим Спиридонов, сооснователь образовательного холдинга «Нетология-групп»
Какова стоимость обучения бизнес-навыкам?
Доступ по подписке:
Тренинги и курсы для мидл-менеджмента:
MBA
Предпринимательское сопровождение:
А что за рубежом?
Рельеф мирового рынка бизнес-образования отличается от российского и состоит из сегментов, где решаются задачи запуска, управления или развития бизнеса.
- MBA;
- платформы MOOC (Massive open online courses);
- индустрия коучинга;
- предпринимательские курсы.
В настоящее время по всему миру реализуется более 7 тысяч программ MBA, однако интерес к ним постепенно снижается. За последний год количество обучающихся сократилось на 6,9%, в основном из-за высокой стоимости. В качестве более доступной и гибкой альтернативы классическим программам выступает онлайн-обучение MBA. Россия не входит в список стран, реализующих программы MBA. Самые престижные бизнес-школы находятся в США, Китае, Великобритании, Франции и Индии. Великобритания, Испания и США замыкают на себе пятерку лучших школ с онлайн-программами MBA.
Платформы MOOC ориентированы на тех, кому важен более узкий профиль, например, маркетинг или бухгалтерский учет, и дистанционный формат обучения. Платформы предлагают широкий выбор различных онлайн-курсов, в том числе от имени престижных вузов. Сюда относятся платформы Coursera, edX, FutureLearn, Udacity, Lynda.com и др.
Бизнес-коучинг, согласно данным IBISWorld, в мировом масштабе представляет собой рынок, объемом $15 млрд. Всего в индустрии задействовано 53 тыс. тренеров. Рынок формируют компании, которые предлагают курсы и программы для управления бизнесом и повышения квалификации. Среди них EMyth Coach, ActionCOACH, L&SA, Small Business Coach Associates и пр. Источник
Предпринимательские курсы ориентированы на представителей малого локального бизнеса, которые заинтересованы в быстром обучении конкретным навыкам. Во Франции, где действует около 600 тысяч новых субъектов малого бизнеса (для сравнения: в России в 2019 году зарегистрировано менее 300 тысяч новых бизнесов), "профессиональным предпринимательским образованием" занимаются местные торгово-промышленные палаты, CNAM (дословный перевод: «Школы искусств и профессий»), различные фонды и профессиональные ассоциации со сложными схемами финансирования от государственной поддержки до системы ежегодных взносов от действующих предпринимателей. Их аудитория - малый и микробизнес, люди так называемых свободных профессий. В России подобной системы нет, поэтому ниша заполняется частными компаниями и существует на деньги потребителя.
Если смотреть на западный рынок, то кажется, что там вообще нет сейчас отдельного сегмента бизнес-образования. Оно скорее является частью фундаментальных дисциплин, например, таких, как маркетинг. Кроме того, там пришли к выводу, что по отдельным онлайн-продуктам бизнес-модель не сходится, и многие компании сейчас идут к вузам, чтобы делать совместные проекты.
В России, мне кажется, сегодня не стоит ставить на то, что вузы будут серьезными игроками по бизнес-образованию. Наши исследования показывают, что предприниматели не доверяют педагогам и очень мало доверяют консультантам (это делает скорее крупный бизнес). Предприниматели хотят учиться у предпринимателей. У вузов в этом плане получается слишком большой разрыв между теорией и практикой, они должны начать привлекать практиков в преподаватели. У нас, например, 140 спикеров, и 90% из них — это предприниматели. Иван Комаров,директор Дирекции платформенных решений и онлайн-продуктов АО «Деловая среда»
Рынок в цифрах
В 2020 году рынок онлайн-образования в сфере обучения бизнесу вырос на 70%, достигнув отметки в 4 млрд рублей. В общем объеме рынка онлайн-образования бизнес-сегмент занимает 16%.
Рейтинг по итогам 2019 года
Рейтинг по итогам 2020 года
Распределение школ по направлениям
В ближайшие годы рынок будет расти на 5-10% в год в рублях. Выручка онлайн-сегмента примерно удвоится в следующие 2-3 года. Рост рынка бизнес-образования в России составит примерно 5% в год.
Главный тормоз развития — привычки людей. Пока в опыте наших граждан учеба — это либо высшее образование, либо курсы повышения квалификации. С нашей точки зрения, кризис вынудит людей идти в образование за тем, чтобы получить работу или сохранить ее. Соответственно, спрос будет расти.
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
Тренды
На рынке бизнес-образования наблюдается два основных тренда: сокращение интереса к MBA и взрывной рост онлайн-сегмента. Рынок MBA в последние годы практически не менялся, однако количество обучающихся в онлайн-формате по программам, связанным с бизнес-образованием, увеличилось на 33,5%. В будущем стагнация рынка MBA продолжится, а параллельно с этим будут развиваться новые продукты, востребованные рынком. В их числе программы для коучей, которые будут иметь преимущество по цене в борьбе за корпоративного клиента.
Классический MBA сегодня пользуется меньшей популярностью, потому что линейка форматов бизнес-образования существенно расширилась. Наиболее перспективные сегменты сегодня — управление командой и продуктовая трансформация. Если раньше мы говорили про продуктового менеджера как про новую цифровую профессию, то сейчас мы видим глобальный экономический переход от проектного управления к продуктовому. Одним из ключевых преимуществ программ международного стандарта — MBA и EMBA — является нетворкинг. Первые месяцы мы наблюдали существенный скачок интереса к бизнес-образованию и цифровым профессиям, но сейчас все ждут возвращения к работе с сообществом в офлайн-формате, обмену опытом и обсуждению кейсов. Корпоративное обучение в режиме онлайн, наоборот, пользуется большим спросом: если корпорация принимает решение обучить свою команду, то в большинстве случаев это произойдет дистанционно.
Елизавета Кондрашова, руководитель направления образовательных программ «Акселератора ФРИИ»
На рынок придут корпорации
Крупные корпорации уже освоили ряд сегментов онлайн-образования, включая обучение цифровым профессиям, иностранным языкам и школьное образование. Следующей ступенью освоения рынка станет онлайн-образование в сфере обучения бизнесу. "Сбербанк" уже имеет два специализированных проекта в этой области - Корпоративный университет "Сбербанка" (центр бизнес-образования) и платформу "Деловая среда". Mail.ru Group также планирует выйти на рынок, развивая бизнес-образование в своих онлайн-университетах GeekBrains и Skillbox. "Яндекс" также рассматривает этот рынок. Возможно, будут появляться совместные продукты с использованием разных подразделений экосистем. Например, в 2020 году образовательная программа Digital MBA от Mail.ru Group совместно с GeekBrains и сообществом "ВКонтакте для бизнеса" запустила программу антикризисной перезагрузки малого и среднего бизнеса.
Мы видим, что есть спрос на бизнес-образование, но адекватного ответа на этот спрос (помимо продажи мотивации) пока нет. Если поймем, что сможем сделать качественный продукт под этот запрос, то будем выходить на этот сегмент. Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикум»
Будут развиваться коллаборации
В будущем можно ожидать сближение офлайн- и онлайн-форматов обучения, что приведет к развитию формата blended learning. Вузы будут искать технологических партнеров для цифровизации своих программ, а частные платформы - контент. Примером такого партнерства в 2020 году стало сотрудничество ВШЭ и Coursera. Курсы ВШЭ и «Нетологии» также можно найти на сайте «Деловой среды». Компании с экспертизой и доступом к потребителю, такие как бизнес-клуб «Атланты», будут присоединяться к коллаборациям, как это произошло при запуске курса совместно со Skillbox.
Рынок бизнес-образования в последнее время претерпевает драматические изменения. Он становится более зрелым. Раньше преобладали и были востребованы бизнес-школы, которые давали набор менеджерских компетенций (MBA): умение вести переговоры, лидерство и организационное поведение, управление операциями, рисками, маркетинг и финансы, ценовая аналитика и т. д. Сегодня наравне с ними стали востребованы следующие компетенции: как не умирать в любых обстоятельствах; как знать пределы своего ума, души и тела, чтобы не рисковать глупо; как найти и присвоить экстраординарные возможности; как расширить пределы своего ума, души и тела, чтобы расширить свою функциональную зону до уровня, когда другие не могут двигаться, а ты можешь и выигрываешь! Всем этим компетенциям учат не школы MBA, а школы MEA (Master of Entrepreneurial Art).
В области МЕА в 2020 году я основал Rybakov X10 Academy, здесь преподаю я и мои ученики — те, кого я обучаю. Это тоже особенность школ MEA. Каждый преподаватель — действующий практик, предприниматель высоченного класса. Академия названа моим именем, я являюсь гарантом качества.
В сегменте MBA вместе с резидентами сообщества «Эквиум» запускаем международную программу — «Эквиум MBA». Одной из ключевых ее особенностей будет то, что каждый преподаватель — успешный предприниматель-практик, прошедший сильнейшую подготовку. Предприниматель, основатель X10 AcademyИгорь Рыбаков
Но, несмотря на то, что бизнес-образование все больше распространяется в онлайн среде, Бизнес-школа Хильченко проводит очные занятия.
Сейчас объясним почему:
Массовый характер высшего образования имеет смысл только тогда, когда он качественный. К сожалению, статистика показывает, что обучение дистанционно не дает той же отдачи, что и очно. Личное присутствие преподавателя и погружение в тему в моменте "Сейчас" было и будет оставаться самым надежным способом изучить, усвоить, запомнить и применить к практике информацию, которую получил обучающийся.
А выбор между "Я хочу пойти на онлайн курс" и "Хочу пообщаться с преподавателем лично" зависит от того, что вы хотите получите в результате. А также, от того, какой профессиональной наклонности курс.
Валовые показатели вуза по принципу «чем больше студентов, тем лучше» полностью игнорируют потребности общества в экономическом образовании, которому нужны не десятки тысяч безработных экономистов, а всеобщая экономическая грамотность на уровне основ микро-, макроэкономики.