Найти тему

Дефицитные времена: наряды, которые путешествовали по хитам советского кино

Конечно, только самые внимательные зрители могли заметить, что в разных советских фильмах персонажи порой носят одну и ту же одежду. Некоторые наряды действительно использовались в разных кинолентах и, в первую очередь это относилось к историческим фильмам, которые активно снимались в 1970–1980-х годах, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Комсомольскую правду».

По словам сотрудников Музея «Мосфильма», на всех крупнейших киностудиях СССР существовали собственные реквизиторские цеха. И в эпоху тотального дефицита, когда нужные вещи просто негде было достать, приходилось выкручиваться тем, что можно было купить в стандартных магазинах «Ткани» и «Фурнитура», или же взять то, что уже имелось, даже если было использовано в другом фильме.

Белая тройка

В начале 1980-х годов произошёл забавный случай с Александром Абдуловым. Актёр был высокого роста (192 см), и находить подходящую по размеру одежду, которая соответствовала бы эпохе и образу героя, было трудно. Иногда приходилось шить костюмы специально для него. Это, конечно же, требовало дополнительных расходов. В детективе 1980 года «Сицилианская защита» Абдулов был одет в элегантный белый костюм-тройку.

кадр из к/ф «Сицилианская защита», 1980 г., реж. Игорь Усов

В 1982 году та же самая комбинация появилась на нём уже в фильме «Чародеи». Однако вряд ли кто-то возражал против повторения: костюм действительно отлично смотрелся на актёре.

-2

кадр из к/ф «Чародеи», 1982 г., реж. Константин Бромберг

«Дорогущее» бальное платье

Фильм «Собака на сене», который в 1977 году сняли на студии «Ленфильм» по комедии испанского классика Лопе де Вега, славится тем, что для него группа реквизиторов под началом художника Татьяны Острогорской создала целый набор новеньких костюмов. При этом с полдюжины нарядов шились персонально под Маргариту Терехову, которая сыграла в фильме главную роль.

«Острогорская творила чудеса. Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани», – вспоминала Терехова.

В «Собаке на сене» актриса блистала в очень запоминающемся чёрном бархатном платье, обшитом жемчужными бусинами.

-3

кадр из к/ф «Собака на сене» [12+], 1977 г., реж. Ян Фрид

Позже это платье «продолжило свою карьеру» в другом фильме, в котором также снялась Терехова – «Благочестивая Марта» (1980). В этот раз оно было надето киносестрой Миледи, которую сыграла Екатерина Райкина, дочь известного сатирика. После платье появлялось на героинях фильмов «Кладбище погибших кораблей» (1987) и «Дон Сезар де Базан» (1989).

-4

кадр из к/ф «Благочестивая Марта» [12+], 1980 г., реж. Ян Фрид

От маркиза – графу, от графа – поручику

Николай Караченцов в той же «Собаке на сене» играет маркиза, который пылко ухлёстывает за Дианой и, как полагается приличному итальянцу, поёт под её окном серенады. В кадре он появляется в рыжем кожаном колете с большими пуговицами.

-5

кадр из к/ф «Собака на сене» [12+], 1977 г., реж. Ян Фрид

Через несколько месяцев этот наряд временно покинет Ленинград и отправится «в Париж» – для съёмок фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра» (1979), и станет частью образа благородного Атоса, которого сыграл Вениамин Смехов (граф де Ла Фер). Через два года этот же жилет наденет Олег Видов, изображая поручика в «Благочестивой Марте» (1980).

-6

кадр из к/ф «Д`Артаньян и три мушкетёра», 1979 г., реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич

-7

кадр из к/ф «Благочестивая Марта» [12+], 1980 г., реж. Ян Фрид

Мужское – женское

И снова о фильме «Собака на сене». В финале герой, сыгранный Боярским, появляется на своей собственной свадьбе во всей роскоши: в белой куртке с кружевным воротником, украшенной тесьмой, и в белом плаще с узорами.

-8

кадр из к/ф «Собака на сене» [12+], 1977 г., реж. Ян Фрид

Использовать такой наряд всего один раз в кино было бы настоящим преступлением, поэтому позднее этот же плащ использовали для костюма Роксаны (сыгранной Ольгой Кабо) в фильме «Сирано де Бержерак» (1989), а куртку (хоть и с другим воротником) примерил сын Атоса, виконт де Бражелон (Сергей Шнырёв), в картинах «Мушкетёры двадцать лет спустя» (1992).

-9

кадр из к/ф «Сирано де Бержерак», 1989 г., реж. Наум Бирман

Нелюбимое горчичное

Говорят, что Барбара Брыльска очень не любила одно из платьев, в котором ей пришлось сниматься в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975). Речь идёт о горчично-жёлтом платье с поясом. Доходило даже до скандалов. Чем именно этот наряд ей не угодил – остаётся загадкой.

-10

кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» [6+], 1975 г., реж. Эльдар Рязанов

За три года до этого то же платье носила одна из героинь детектива «Опасный поворот» (1972), которую играла Антонина Шуранова. Может, с этим и были связаны протесты Брыльской?

-11

кадр из к/ф «Опасный поворот» [16+], 1972 г., реж. Владимир Басов