Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Любовь Божия и вечные муки

Этот вопрос довольно многих смущает. При представлении жизни в аду мы рисуем себе картину: огромный огненный котел, всё бурлит, клокочет, как вулкан, в этом всём варятся бедные грешники. Даже секунду там потерпеть ― это уже запредельно, невозможно. А здесь вечно! И как это вяжется с милосердием Божьим? Как же мы, праведники, будем в раю думать о бедных грешниках? Нам будет хорошо, что мы такие праведные, а они там пусть мучаются? Во-первых, мы не знаем точно, что будет там. Все наши представления об аде и рае весьма условны. И я думаю, что только слегка напоминают, что там на самом деле есть. Нам как-то нужно себе это представлять, что-то говорить, поэтому на человеческом языке это выражено такими словами, что в аду люди горят. В раю наслаждаются, в Царствие Божьем хорошо. Но на самом деле адекватно человеческий язык не в состоянии выразить ту реальность, которая открывается человеку после его смерти. Во-вторых, дело в том, что Господь всех людей хочет спасти. Человек может быть не рад
  • «У меня возник вопрос, но сам я ответа найти не могу. Вера православная учит нас любви: люби других людей, как Бог любит нас. Но как же может человек гореть в аду, если Бог этого человека любит? Я понимаю, что Господом создана высшая справедливость, каждый получит только то, что он заслуживает. Но нет ли некоторого противоречия вечной любви и вечной справедливости у Бога? Некоего противоборства? Так сложно справиться со страстями, не бывает безгрешных людей. Так как же не обречь себя на вечные страдания?»

Этот вопрос довольно многих смущает. При представлении жизни в аду мы рисуем себе картину: огромный огненный котел, всё бурлит, клокочет, как вулкан, в этом всём варятся бедные грешники. Даже секунду там потерпеть ― это уже запредельно, невозможно. А здесь вечно! И как это вяжется с милосердием Божьим? Как же мы, праведники, будем в раю думать о бедных грешниках? Нам будет хорошо, что мы такие праведные, а они там пусть мучаются?

Во-первых, мы не знаем точно, что будет там. Все наши представления об аде и рае весьма условны. И я думаю, что только слегка напоминают, что там на самом деле есть. Нам как-то нужно себе это представлять, что-то говорить, поэтому на человеческом языке это выражено такими словами, что в аду люди горят. В раю наслаждаются, в Царствие Божьем хорошо. Но на самом деле адекватно человеческий язык не в состоянии выразить ту реальность, которая открывается человеку после его смерти.

Во-вторых, дело в том, что Господь всех людей хочет спасти. Человек может быть не рад этому, он может Его не любить, может Его ненавидеть. Мы можем считать такого человека извергом, каким-то страшным маньяком и желать порвать его на клочки, но Господь все равно любит этого человека. Это Его дитя. Подобно тому, как родитель любит свое дитя, каким бы он ни был страшным порождением, так и Господь. Он всех нас сотворил, и Он всех нас любит, всем желает спасения и в познание истины прийти. И Он в ад не пошлет человека, как мне кажется, если только человек туда не пойдет сам. Это мое мнение, как я это вижу.

Может быть, кто-то не согласится со мной, и могут сослаться даже на Евангелие, что Господь говорит: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Вот что сказано, но это же педагогика. Мне кажется, что когда Бог явит себя миру, мы увидим в Нем бесконечную любовь и милосердие. Это будет такая бесконечная любовь, милосердие, кротость, святость, что у людей-грешников проснется совесть. Нам на фоне явившейся любви будет невероятно стыдно за всё то, что мы здесь натворили, за то, что мы сделали, подумали ― за всё. И некоторые предпочтут уйти от этой любви и сказать: «Нет, мы не хотим». И они лучше в ад пойдут, там им спокойней будет. Это их решение. Я думаю, что они не будут хотеть в Царство Божие, и Господь не скажет им: «Нет, уйдите отсюда». Он же говорит: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6:37). Это если только сам человек не захочет в Царство Божие войти, сам отвергнет Божью любовь, отвергнет Бога, отвергнет святость и уйдет в ад.

Интересующимся этой темой, я мог бы посоветовать почитать небольшое произведение Льюиса «Расторжение брака». Название вводит в заблуждение чаще всего, потому что такое ощущение, что речь идет о брачных делах, семье, но на самом деле об этом нет вообще ни слова. Там речь о некой душе, попавшей в ад. Душа не понимает, где она находится, но знает, что должна куда-то поехать на экскурсию. И таких душ собирается некоторое количество.

За ними приезжает автобус, и они едут. И по ходу движения эта душа узнаёт, что едет на экскурсию в рай. Там каждого уговаривают и предлагают остаться. И те души, которые соглашаются, остаются, а многие отказываются. Автор рассуждает, почему так может быть, что люди отказываются. Мне кажется, что это художественное произведение отстоит от истины, но те идеи, которые вложены в него, вполне находят отклик в читательском сердце. Например, в моем сердце как человека верующего. Поэтому почитайте, может быть, Вам станет понятней ответ на этот вопрос.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.