- Ты что это творишь, а? – мужчина в бешенстве тряс за шиворот щупленького мальчишку. Тот, зажмурившись от страха, болтался в его руках, как тряпка. – Увижу еще раз – убью, ты понял? Как комара прихлопну!
Побелевший от страха ребенок не мог выдавить ни слова. На его шее расплывались багровые пятна. Неподалеку застыла маленькая Алина, она учится с мальчиком в одной школе. Девочка смотрела на своего, словно взбесившегося отца во все глаза – никогда она не видела его таким.
Мужчина швырнул малыша на землю, и… за ребенка взялась его жена. Подскочила сзади и зажала рукой рот. Чтобы он не позвал на помощь. Но Ваня не мог – от боли и стыда не помнил себя.
Между тем его обидчик повернулся к дочке. Улыбнулся: ну-ну, не пугайся, моя принцесса. Казалось, это был совершенно другой человек.
Не хотел обижать
Свидетелями расправы, случившейся на территории одной из школ Абана, стали почтальон, уборщица и ватага детей.
Правда, подойти побоялись. Да и не успели бы – все произошло слишком быстро. Увидев, что какой-то человек набросился на ребенка, женщина-почтальон кинулась в школу.
- Там мальчишку убивают! - крикнула вахтеру.
Тот побежал за соцработником. Но Алина с родителями уже уехали. А Ваня, всхлипывая, брел в школу. За что же на него взъелся здоровый мужчина?
- Выпал снег, - вспоминает директор школы Нина Павловна*.- У ребят кончились уроки, они высыпали во двор поиграть в снежки. Вот-вот должны были прийти родители и забрать их.
Дети резвились во дворе, и Ваня нечаянно попал снежком в Алину. А она девочка не промах, на голову выше его. Обиделась и вместе с подружкой насела на парнишку. Горстями пихала снег ему в лицо, выкручивала руки, ударила в лицо кулачком.
Не вытерпев, мальчик отпихнул ее, угодив локтем по спине. Неожиданно девочка расплакалась - не ожидала отпора.
- Сейчас приедут папа с мамой - тебя убьют, - пообещала она пацану.
И тут подоспели родители. Подумав, что дочурке что-то угрожает, они накинулись на мальчишку.
Ребенка отвели к психиатру
… Ваня позвонил маме через двадцать минут. Вначале та не могла ничего понять – из трубки шел только хрип. И лишь потом, заикаясь, сквозь слезы, ребенок сумел выдавить: его сейчас чуть не задушили.
После этого ЧП паренек неделю не ходил в школу. Не мог – боялся. Поверил, что чужой дядя вернется и его убьет. Что он никогда больше не увидит маму.
- Ребенка пришлось показывать психиатру, - делится Инна, мама мальчика. – По ночам его мучили кошмары: он кричал, стонал, вскакивал. Мы пили таблетки, две недели ходили по врачам.
Еще бы! Ваня - мальчик из доброй любящей семьи. Такая ситуация для него – стресс. Тем более что в этой школе он только первый год, вместе с родителями переехал из Красноярска.
По словам классного руководителя Надежды Антоновны, Ваня далеко не забияка. Тихий, спокойный мальчик. Хорошо учится, играет в футбол. А вот, Алиночка, напротив, - девочка бойкая, живая. В обиду себя не даст. Они ходят в параллельные классы, видятся мало, и конфликтов между ними не было.
За исключением одного – того самого.
На мировую не пошли родители…девочки
После того, как все случилось, в школе хотели уладить конфликт полюбовно. Пригласили обе семьи и предложили помириться.
- Конечно, зачем же раздувать конфликт? - согласились родители Вани.
А вот мама и папа Алины отчего-то «полезли на стену». Сказали: этим делом будет заниматься их адвокат.
- Зачем? – разводит руками директор школы. – Им достаточно было просто попросить прощения! Я понимаю, если бы мальчик кинулся на девочку, стал ее мутузить. И то это не дает им права применять насилие. Как так можно – двое взрослых на ребенка? Бездумно и противозаконно!
И вот что странно, - удивляются местные, - семья девочки благополучная, непьющая. Папа трудится на вахте, мама – домохозяйка, занимается единственной дочкой. Буквально пылинки с нее сдувает. Понятно, что они переполошились, когда девчушка расплакалась. Но угрожать ребенку-третьеклашке убийством? Это уж ни в какие ворота!
До 2 лет колонии
Поняв, что обидчики сына ничуть не жалеют о случившемся, Инна пошла в полицию. Специалисты устроили медэкспертизу, сняли побои.
- Сначала на супружескую пару хотели завести уголовное дело по статье «побои», но потом изменили решение, - рассказали в полиции Абана. – Ребенок действительно принял угрозы взрослых всерьез, испугался, что его убьют. Поэтому дело возбудили по статье «угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
Сейчас оно дошло до суда. И, знаете, что там творится? На каждом заседании родители Алины буквально наскакивают на Ваниных. Угрожают, оскорбляют, бранятся. Своей вины не признают. Но писать на них еще одно заявление Инна не хочет – не век же ходить по судам.
Кстати, родители Вани на контакт пошли охотно, сказав сразу: нам скрывать нечего. А вот мама и папа Алины общаться отказываются. И не только с журналистами. Односельчане говорят: и раньше-то здоровались выборочно, не со всеми. А теперь и подавно, отмалчиваются, стараются ни с кем не разговаривать.
*Все имена изменены.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Людмила Францкевич, семейный психолог:
- Воспитывать, а тем более бить чужих детей нельзя. Конечно, есть разные ситуации. Мне тоже приходилось защищать своего сына. Но чужого ребенка при этом я не трогала. А жестко сказала ему: пока мой сын не научится себя защищать, ты к нему не смеешь подходить. Хорошо, если в такой ситуации педагог, посадит перед собой две семьи и станет этаким рефери. Поможет начать диалог, попросить прощения и все урегулировать. Главное – научиться договариваться со своими эмоциями, понимать, где мои границы, а где границы других людей и злость выражать не кулаками, а словами. Мы же взрослые люди! Как быть если чужой ребенок обижает твоего? Нельзя ему угрожать, называть его бранными словами. Можно только сказать о своем отношении. Но не к самому обидчику, а к его поступку. Например: мне очень больно, что ты задел моего ребенка. Но все же лучше разговаривать с родителями.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Иван Хорошев, адвокат:
- Как быть, если вашему ребенку угрожает опасность со стороны сверстника? Как за него вступиться, не нарушив закон? Можно уведомить администрацию учебного заведения и полицию. Написать письменное обращение в свободной форме: «Сообщаю, что мой ребенок может стать объектом насилия». Но я расцениваю эти способы как неэффективные. У нас вся правоохранительная система работает по факту происшествия. Она не работает на предотвращение. Коммерческие способы более действенны. Один из них - нанять для ребенка охрану.