Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в средней группе детского сада «Зоопарк»

Оглавление

Программные задачи:

  • активизировать словарь детей по теме «Зоопарк»;
  • формировать умение узнавать и называть животных и детёнышей животных зоопарка на картинках (отработка грамматической формы единственного и множественного числа существительных);
  • закреплять произношение звука [Р] изолированно и в слогах;
  • упражнять в согласовании числительных 1—5 с существительными.

Материал и оборудование: весёлый и грустный смайлики; билеты в зоопарк; индивидуальные зеркала; карточки артикуляционных позиций; слоговая таблица со звуком [Р]; картинки слона, крокодила, медведя, кенгуру, зебры, черепахи, тигра, жирафа, обезьяны; мяч; фигуры животных зоопарка (львов, тигров, зебр, слонов, жирафов, обезьян, носорогов); фигура зайчика; медальончики с изображением зебры, слона, обезьяны.

Ход занятия

Организационный момент

Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? (На столе возле каждого ребёнка разложены весёлый и грустный смайлики. Дети выбирают смайлик со своим настроением.)

У.-д. Ребята, а вы были когда-нибудь в зоопарке? Сегодня мы с вами вместе отправимся в зоопарк. В зоопарке нас ждёт много приключений.

Основная часть

У.-д. Ребята, вот мы и подошли к воротам зоопарка. Но для входа в зоопарк нам нужны билеты. А кассир сказал, что выдаст нам их, если мы покажем, как умеем выполнять артикуляционную гимнастику. А гимнастика у нас сегодня тематическая, и практически все упражнения связаны с животным миром.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Бегемот», «Лягушка и слоник», «Котик чистит зубки», «Киска сердится», «Лошадка», «Грибочек», «Дятел».

Учитель-дефектолог раздаёт индивидуальные зеркала. Выполнение сопровождается показом карточки с артикуляционной позицией (карточки из пособия Косиновой Е.М. Домашний логопед).

У.-д. Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием и получили билеты в зоопарк (учитель-дефектолог раздаёт каждому ребёнку билет в зоопарк).

Вот мы и подошли к первой клетке. Посмотрите, здесь живёт семья тигров. Тигры предлагают порычать вместе с ними. Но в начале давайте вспомним, какое положение занимает наш язычок при произнесении звука [Р]?

Игра «Порычи, как большой тигр и маленький тигрёнок»

У.-д. Сначала порычим, как маленький тигрёнок. А теперь давайте порычим, как большой тигр (выполнение упражнения перед зеркалами).

У.-д. Ребята, а теперь маленький тигрёнок предлагает спеть с ним песенки (слоговая таблица со звуком [Р] из пособия Комаровой Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника).

У.-д. Ребята, у второй клетки нас ждёт царь зверей. Может кто-нибудь из вас узнал его? Кто это? Правильно, это лев! И он хочет проверить, как вы знаете животных зоопарка. Для этого он загадает Вам загадки.

Упражнение «Назови животных»

Дети по очереди называют вывешенные на доску предметные картинки с изображением животных.

У.-д. Молодцы! Лев очень доволен вашими знаниями! Ребята, пойдёмте дальше! Посмотрите, кто встречает нас в следующей клетке? (ответы детей) Ребята, обезьяна хочет поиграть с Вами.

Игра «Кто у кого» (с мячом)

Дети становятся в круг. Учитель-дефектолог начинает предложение, бросает одному из них мяч, а ребёнок продолжает фразу.

У слонихи родился один…(слонёнок). А много — (слонят).

У львицы родился один… (львёнок). А много — (львят).

У тигрицы родился один… (тигрёнок). А много — (тигрят).

У волчицы родился один… (волчонок). А много — (волчат).

У лисы родился один… (лисёнок). А много — (лисят).

У медведицы родился один… (медвежонок). А много — (медвежат).

У ежихи родился один… (ежонок). А много (ежат)

У зайчихи родился один… (зайчонок). А много — (зайчат).

У.-д. Ребята, какие вы молодцы! Но обезьянка слушала Вас невнимательно, отвлекалась и всё перепутала. Поможем ей ещё раз разобраться, кто у кого родился?

Игра «Исправь ошибку»

Учитель-дефектолог показывает картинки и задаёт вопросы, а дети исправляют ошибки.

У львицы родились лисята?

У ежихи родились волчата?

У медведицы родились ежата?

У зайчихи родились медвежата?

У волчицы родились зайчата?

У тигрицы родились бельчата?

У лисы родились тигрята?

У.-д. Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Ребята, мы много ходили и немножко устали. Давайте вместе с животными выполним зарядку.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка, (Присесть, затем подпрыгнуть.)

Два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, (Потереть глаза кулачками.)

Любят долго потянуться, обязательно зевнуть, (Потянуться.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Повороты вправо-влево, руки на поясе.)

А волчата спинку выгнуть (Наклониться вперёд.)

И легонечко подпрыгнуть. (Подпрыгнуть на месте.)

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы, (Руки развести в стороны, слегка согнуть в локтях, ноги расставить на ширину плеч.)

То одну, то обе вместе, (Поставить ноги вместе.)

Долго топчется на месте. (Переминаться с ноги на ногу.)

А кому зарядки мало – (Развести руки в стороны.)

Начинает всё сначала! (Прыжки на месте, руки на поясе.)

М. Борисова

У.-д. Вот и отдохнули наши ножки и ручки. И теперь жираф предлагает выполнить интересное задание.

Упражнение «Что забыл нарисовать художник»

Учитель-дефектолог предлагает дорисовать части тела животным, которые упустил художник. Для этого каждому ребёнку раздаёт рисунок с изображением животного.

У.-д. Ребята, мы двигаемся дальше. И подошли к следующей клетке. А здесь нас ожидает маленький зайчонок. Он хочет поиграть с вами в прятки.

Игра «Найди зайчонка»

Учитель-дефектолог прячет небольшую фигурку зайчонка, а дети называют его месторасположение, используя предлоги на, над, под, за, из-за, из-под.

У.-д. Ребята, вот мы и подошли к последней клетке. А для того чтобы узнать, кто здесь живёт, отгадайте загадку:

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (Зебры.)

Зебрам нужна наша помощь, они не могут сосчитать своих друзей. Поможем им?

Упражнение «Посчитай животных»

Учитель-дефектолог предлагает посчитать животных зоопарка, предлагая детям макеты животных.

У.-д. Ребята, сегодня мы знакомились с животными зоопарка. Каждому из вас наверное понравилось какое-то животное. Давайте расскажем о нём, подбирая лишь слова-признаки (Какой? Какая?)

Упражнение «Подбери признак»

Учитель-дефектолог предлагает каждому ребёнку выбрать какое-либо животное зоопарка и описать его, подбирая лишь качественные прилагательные.

Заключительная часть

У.-д. Ребята, вот и закончилась наша прогулка по зоопарку, и нам пора возвращаться домой. Вам понравилось в зоопарке? Какие животные вам запомнились? Давайте ещё раз назовём животных зоопарка (Прилагаются картинки с изображением животных зоопарка.)

У.-д. Вы сегодня очень старались выполнять все задания и активно играли. И животные решили вам подарить небольшие медальончики с их изображением. До свидания!