Найти тему
Археология+

САРМАТЫ САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

(С) Богачев А.В. 2010

Одно из ярких впечатлений моей археологической юности – раскопки памятников в районе совхоза им. Кирова Красноармейского района Самарской области в 1978 году. Раскопками руководил начальник Южного отряда Средневолжской археологической экспедиции Риза Салихович Багаутдинов (годы спустя мы стали друзьями и соавторами, написали много научных работ, включая монографию о праболгарах). Тогда мы исследовали поселение эпохи бронзы и курганы. Под одним из них было обнаружено сарматское погребение с костяной подвеской в виде головы фантастического хищника и железным акинаком. Прекрасно помню, как мы прямо в погребении пропитывали этот проржавелый меч клеем БФ – опасались, что развалится. Потом на Городской школьной археологической конференции сделал доклад о сарматском вооружении и даже получил почетную грамоту. Как будто все это было вчера, а почти полвека прошло.

Кем же были сарматы?

САРМАТЫ - ираноязычные кочевники активные участники воено-политических событий, происходивших на юго-востоке европейского мира в последние века I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. Первоначально сарматы обитали в степях Приуралья и уже потом продвинулись далеко на запад, вплоть до Дуная. Впервые этноним «сарматы» («сирматы») появляется на страницах греческих авторов IV– II вв. до н.э. Псевдо-Скилак помещает сирматов на западном побережье Меотиды, а савроматов – к востоку, т.е. за Танаисом. Старший современник Псевдо-Скилака – Евдокс из Книда расселяет сирматов вблизи Танаиса. Тот факт, что у авторов IV – начала III в. до н.э. почти одновременно появляются наименования «сирматы», «сарматы» и «Сарматия» (Евдокс, Псевдо-Скилак, Гераклид Понтийский, Теофраст), дает определенные основания для их отождествления. С момента массового переселения кочевников Южного Приуралья в Заволжье и далее на запад, происшедшего не позднее конца IV в. до н.э., задонские сарматы начинают беспокоить скифов, проникая небольшими отрядами в глубь территории междуречья Дона – Днепра. Диодор Сицилийский (80 – 29 гг. до н.э.), опираясь на труды своих предшественников Полибия и Посидония, писал о сарматах: «… много лет спустя, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». С этого момента место скифов в Северном Причерноморье заняли сарматы. После завоевания Скифии и ухода основной части скифов в степной Крым, сарматы становятся могущественной политической силой в степях Северного Причерноморья, с которой вынуждены были считаться все окружающие племенные группировки и государства. В «Географии» Страбона (65 г. до н.э. – 25 г. н.э.) впервые появляются наименования отдельных сарматских племенных объединений: языги, роксоланы, аорсы, сираки. Сарматская культура развивалась на протяжении почти тысячи лет. В этой связи она прошла целый ряд естественных трансформаций, которые отразились в материальной и духовной культуре этого этноса и, соответственно, в археологическом материале. Исследователи выделяют три последовательно сменявшие друг друга сарматские культуры: раннесарматскую (IV-II вв. до н.э.), среднесарматскую (II в. до н.э.- I в. н.э.) и позднесарматскую (II-IV вв. н.э.). На протяжении всей своей истории сарматы оставались кочевниками-скотоводами и вели подвижный образ жизни. Историки античности отмечают воинственный характер сарматских племен. Благодаря своему новому оружию (длинный железный меч, железный чешуйчатый доспех) и принципиально иной тактике ведения боя (катафрактарии), именно сарматы вытеснили своих восточных соседей скифов с коренных территорий их обитания – из степей Северного Причерноморья. Потомки сарматов – аланы в эпоху раннего средневековья участвуют в далеких (вплоть до территории современной Франции) военных походах в составе гуннских отрядов. Один из ярких самобытных современных народов Северного Кавказа – осетины, являются наследниками древней культуры сармато-алан. В осетинском языке и сегодня есть собственные имена – Сармат и Алан. Сарматские памятники Евразии исследовались М.И. Ростовцевым, Б.Н. Граковым, А.М. Хазановым, К.Ф. Смирновым, М.Г. Мошковой, В.П. Шиловым, А.С. Скрипкиным, А.Х.Пшеничнюком. Основными исследователями сарматских памятников Самарского Поволжья являются В.А. Скарбовенко и В.Н. Мышкин.

РАННЕСАРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ - раннесарматская культура иначе называется прохоровской – по памятнику у с. Прохоровка в Оренбургской области. На территории Самарской области памятники раннесарматской культуры выявлены в степных ее районах в бассейнах рек Самара, Чагра, Большой Иргиз, Большой Кинель: Гвардейцы I, Кировский I, Новопавловка, Андросовка II, Утевка I, II, IV, Березки I, Тамбовка и др. Традиционная датировка раннесарматской культуры – IV-II вв. до н.э. В настоящее время есть основания полагать, что первые «протосарматские» памятники появляются уже во второй половине V в. до н.э., когда, по мнению В.А. Скарбовенко, в недрах восточноуральского варианта савроматской археологической культуры появляются черты, которые станут ведущими в прохоровской культуре. Время появления прохоровских памятников в Самарском Заволжье можно отнести к рубежу V-IV вв. до н.э. Археологическая культура ранних сарматов представлена курганными могильниками. В самых ранних погребениях присутствуют дромосы, подобные савроматским. В более поздних фиксируется усложнение собственно могилы: появляются ступени, ниши, подбои, катакомбы. Покойника укладывали вытянуто на спине головой на юг. В могилу помещали предметы вооружения (мечи, кинжалы, стрелы), конскую упряжь, керамику, орудия труда, предметы туалета (зеркала, гребни, ложечки), стеклянные бусы (синие с белыми глазками). В раннесарматской культуре появляются длинные мечи с характерным, изогнутым в виде серпа, навершием и прямым перекрестием. Первоначально наконечники стрел ранних сарматов были похожи на савроматские бронзовые трехгранные втульчатые; потом они сменяются точно такими же, но изготовленными из железа; а в III в. до н.э. появляются трехперые черешковые железные наконечники. Самая ранняя сарматская керамика – круглодонная. Но на более поздних стадиях развития раннесарматской культуры в обиходе появляются плоскодонные округлобокие горшки, украшенные по плечику «пучками» вертикальных полосок. Некоторые раннесарматские вещи декорированы элементами, выполненными в традициях (но уже схематичных) звериного стиля. В Волго-Уральских степях, наряду с погребениями рядовых общинников, изучены захоронения раннесарматской знати. В частности, в Оренбургской области у с. Филипповка А.Х.Пшеничнюком был исследован грандиозный по своим размерам курган. Сотни найденных в нем ювелирных украшений из золота по своей роскоши и мастерству изготовления сопоставимы с хрестоматийными изделиями из курганов скифских царей. Судя по локализации раннесарматских памятников, возможно, именно долина р. Самары с ее притоками, связывала степи Самарского Заволжья и Южного Приуралья, являясь основным коридором, по которому носители прохоровской культуры проникали в Среднее Поволжье.

СРЕДНЕСАРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ - иначе называемая сусловской, была выделена Б.Н. Граковым и названа по могильнику, исследованному в 1924 г. саратовским археологом П.С. Рыковым у с. Суслы. Широкая датировка этой культуры – конец II в. до н.э. - начало IIв. н.э.; узкая дата, предлагаемая современными исследователями, – I в. до н.э. - Iв. н.э. Античные письменные источники донесли до нас названия некоторых сарматских племен той эпохи: языги, аорсы, сираки, роксоланы, аланы. Именно эти племена в первые века нашей эры своими военными набегами активно досаждали народам Мидии, Армении и Римской империи. В это время сарматы дошли до Дуная. Ядро культуры и политической жизни в это время переместилось из районов Южного Приуралья в Волго-Донские степи. На территории Самарской области изучен ряд могильников среднесарматской культуры: Гвардейцы I, Преполовенка I, Андреевка, Виловатое и др. Сарматы в этот период продолжают хоронить под небольшими курганными насыпями в простых (или с подбоями) ямах, в вытянутом на спине положении, головой на юг. Однако в это время появляются и новые элементы обряда. Характерными становятся квадратные ямы, в которых погребенный размещен по диагонали. Набор погребального инвентаря остается прежним – керамика, конская узда, орудия труда и оружие, украшения. Однако форма самих этих вещей изменяется. Для среднесарматского времени характерны железные мечи с кольцевым навершием. Тип железных трехперых наконечников стрел с приостренными черешками вытесняет все остальные типы. Для женских захоронений характерны небольшие бронзовые зеркала с валиком по краю диска и конической выпуклостью в центре и рукоятью-шипом (для крепления в деревянной рукояти). Кроме того, в это время в широкое употребление входят разного рода золотые и бронзовые браслеты, гривны, перстни, серьги. Ювелиры той эпохи предельно схематизируют звериный стиль. Появляются изделия со вставками из полудрагоценных камней (бирюзы), стекла и цветной эмали. Многие из этих вещей являются импортами, привезенными из ремесленных центров Причерноморья, Кавказа, Передней Азии и Китая. Керамика в этом плане тоже не явилась исключением. Очень многие виды посуды из среднесарматских погребений (кувшины, миски, курильницы) были изготовлены на Кавказе. Местная керамика – плоскодонные округлобокие вылепленные вручную горшки. В.Н.Мышин и В.А.Скарбовенко отмечают, что исследованные на территории Самарской области среднесарматские погребения обнаруживают полное сходство с одновременными им комплексами в могильниках Нижнего Поволжья, составляя с ними единую группу памятников. Говоря о среднесарматской эпохе в целом, можно сказать, что это время экономического и политического расцвета сарматского общества.

ПОЗДНЕСАРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ – существовала со IIв. н.э. до третьей четверти IV в. н.э. В это время степные просторы от Урала до Дуная продолжают контролировать ираноязычные сарматские племена. Однако среди прочих племенных объединений в этот период особенно возвышаются аланы. Неслучайно античные историки того времени выделяют их среди других кочевых племен. Современные археологи и историки ираноязычное население южнорусских степей нередко называют сармато-аланами. Древние авторы рисовали несколько утрированный внешний облик сармато-алан. Так, даже тонкую талию и длинные ноги они считали уродством. Тут и «грубый голос, свирепое лицо, волосы и борода не подстрижены» (Овидий), причем «рассыпанные по плечам» длинные волосы (Сенека) отмечаются неоднократно. Они всегда на конях, с ножом на бедре, с «хвастливым и роскошным» вооружением (Амвросий). Вплоть до IIIвека поздние сарматы безраздельно господствовали в степях Северного Причерноморья и Волго-Уралья. Однако сарматское политическое преобладание пало в середине III века под ударами готов и союзных с ними племен. После разгрома готами Танаиса в 244-247 гг. племена, входившие в готский союз, потеснили, вероятно, и сарматов, большинство которых отошло в заволжские степи. Позднесарматские курганы встречаются далеко к северу, причем целыми группами, например, в Самарской области и на территории Башкортостана. На территории Самарского Поволжья сарматские погребения II - IV вв. исследованы в Березняковском, Андреевском, Потаповском, Гвардейском могильниках. В эту эпоху сарматы продолжают традицию подкурганных захоронений. Чаще всего под небольшой насыпью находится одна могила. Погребенные лежат в прямоугольных ямах (иногда с подбоем) вытянуто на спине головой на север. В некоторых захоронениях зафиксированы остатки гробов. В могилу нередко помещают мясную пищу, о чем говорит наличие там костей крупного и мелкого рогатого скота. Набор погребального инвентаря остается традиционным для сарматов. Это оружие, конская упряжь, орудия труда, разного рода украшения и посуда. Однако форма многих вещей становится иной. Появляются мечи без металлического перекрестия и навершия, луки «гуннского типа» с костяными концевыми и срединными накладками. Распространяются двусоставные удила с зажимами на кольцах. Новые типы украшений – зеркала с петелькой для подвешивания, застежки-фибулы, железные и бронзовые пряжки с подвижным язычком, четырнадцатигранные бусы, насаженные на бронзовую спираль. Позднесарматская керамика представлена лепными и гончарными горшками, мисками, кувшинами и курильницами. Одним из признаков позднесарматской эпохи является наличие искусственной деформации черепа у многих погребенных. Исследователи сарматских древностей В.Н.Мышкин и В.А.Скарбовенко обратили внимание на то, что поздние сарматы в пределах Самарского Поволжья изменили местоположение своих родовых кладбищ и практически не использовали территорию могильника, функционировавшего в среднесарматское время. Возможно, данное обстоятельство указывает на отсутствие этногенетической связи между группами, кочевавшими на территории степей Самарского Заволжья в среднесарматское и позднесарматское время. Очень многие новые типы вооружения (луки, мечи) и конской упряжи (псалии с зажимами), стилистику украшений (полихромный стиль) и элементы моды (искусственная деформация) поздние сарматы позаимствовали у своих восточных соседей – зауральских гуннов. Именно гунны явились народом, с чьим именем связано уничтожение позднесарматской культуры и начало эпохи Великого переселения народов в последней трети IV в. н.э.

Литература: Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989; Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России. М., 2008; Мышкин В.Н., Скарбовенко В.А. Кочевники Самарского Поволжья в раннем железном веке // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000; Скарбовенко В.А. Сарматская культура // Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара, 2007.