Расскажу об опыте выпаивания козлят из бутылочки. И о том, как восприняло этот опыт человеческое дитятко. Вывод: больше никогда!
Мечта любого козовода - ласковые, понятливые козы без рогов. Которые за тобой хоть в ЗАГС! Я иду навстречу к мечте, да. Попутно оставляю козлят под мамками и продаю комолых козлят, наполняя козлятник рогатыми. В итоге у меня вырастают диковатые, трусливые девочки, головы которых украшают устрашающие изогнутые отростки.
Самые дружелюбные козы выходят из под бутылочки с молоком. Козлята родились, человек их забрал под свое крыло и выпаивает самостоятельно. Для него вы мама и существо номер один, у вас еда и прочие плюшки, с вами нужно дружить. Примерно такие расклады происходят в голове козленка, с таким убеждением он растет, живет. Одно НО. Жирное такое, решающее. Выпаивать козленка самому - времезатратно. Для выпойки нужно брать отпуск, уходить в декрет или увольняться. И чтобы дома было тихо!
Ага, сказала Вселенная. Понятно. И устроила Лене испытание.
Отказники
Начало марта. Метель, мороз, погода соответствует дате на календаре. С утра кормим и поим животных. Ничего не предвещало... В 11 часов по незапланированной надобности забегаем козлятник и обнаруживаем двух лежащих в пустом отсеке козлят. Мокрых, но живых. Не вылизанных даже. Виновница торжества стоит среди своих соплеменниц и вся такая непричем. Утром козы у меня никогда не рожают, им ужин при свечах подавай или полуденную негу. А эта поела, выкинула и весь день свободна. Да какое день, новая жизнь начинается! Весна же.
Я Тереза матушка, чье хладнокровие вечно тает под горячим сердцем. И гормоны! У самой в избе 10-месячный пупс, за которого любому порву и выколю. А тут два младенца. Помирают, судя по всему. Сунула в подол, принесла домой. От козлятника до дома путь не близкий, а тут еще, повторяю, март, метель, заносы и сугробы. И я в галошах, по полю размашистым шагом... Под снег проваливаюсь, ноги вытягиваю и снова проваливаюсь, а к груди прижала мокрых козлят. И собаки мои следом трусят, с надеждой в глазах: это нам? Это еда? Ты поделишься?
Бутылочники
В общем, принесла детей домой, обтерла полотенцами, утрамбовала в коробку и отправила своего мужика к матери-кукушке. Мол, уговаривай как хочешь, а без молозива не возвращайся!
О чем они говорили, история умалчивает. Но через полчаса пара стопарик молозива стоял на столе. Выдали дитенышам по 60 миллилитров божественного напитка. Опыта ручного выпаивания у меня не было, зато хранилась в закромах бутылочка и насадка на нее, соска.
Эти полчаса я дитей одной рукой обтирала, второй интернеты срочно листала, третьей человеческого ребенка нянькала. Под шумок еще одна малолетняя коза родила, славтегосподи не отказалась от козленка!
Изучила пару десятков таблиц кормления козлят, с разными данными. Быстренько в уме перещелкнула, проанализировала и вычленила некоторые средние цифры. Снова отправила мужика в козлятник. За повторным молозивом и за молоком от более разумных коз. Тот вернулся, чертыхаясь. Говорит - тугое вымя у кукушки нашей, невозможное прямо, струйка с иголочку толщиной. Кстати, сколько мы потом козочку эту доили, струйка тонкой и осталось. Вот что значит нераздоеная козлятами коза!
Поскакушки
Вернемся к нашим подкидышам. Это были рогатый козлик и комолая козочка.
Начала их выпаивать. Соска упрямо вываливалась из ротиков, через день козлик научился тянуть молоко из соски, к ночи подтянулась и сестренка. Первые несколько дней дитенышы получали по 50 миллилитров теплого молозива пять раз в день. Сосательный рефлекс был развит у ребят слабо, не менее слабыми были расползающиеся по бокам ноги, и я была готова ко всему. Через день у козлика начались проблемы с мышцами, которые тряслись так, словно он срочно хочет почесать за ушами, но не в курсе местонахождения оных. Я погуглила, узнала все про беломышечную болезнь, решила что случай не наш. Занялась рукоприкладством - гладила козлят и обещала им райские кущи в дальнейшей жизни. Козлята слушали, блаженно потягивались, тырчились носами в мои руки и... продолжали трясти ногами.
Однако оправились. После выпойки молозивом я приступила к выпойке молоком, купила вторую соску и завела вторую бутылочку. Также купила овсяную муку, из которой намешивала овсяный кисель. Его я добавляла в молоко для козлят. Сначала по 10, потом по 20 и далее миллилитров. Увеличивала постепенно и дозу молока. Козлята окрепли, научились выпрыгивать из коробки, я отгородила им угол, в котором они только спали. Спали они исключительно в тишине. Стоило мне пошевелиться или издать звук (звуки издавал мой ребенок), козлята выносили перегородки и выпрыгивали.
Внеплановые прыжки из закутка оборачивались полным бардаком в избе. Козлик быстренько понял, что в ведре вода, на диване мягко, у печки тепло, за диваном весело, за холодильником сокровища, а мама в детской. Рассказал о том и сестре. Понеслась...
С козлятами играли коты, играли собаки, играл мой ребенок. Они щекотали ему пальцы и щеки, пытались обнять и залезть на голову. Маленький Вася громко смеялся. Собаки лаяли. Я бегала по дому и вытирала козьи орешки. Кошки гоняли сено, ежеминутно выпархивающее из закутка.
Через десять дней я вздрогнула окончательно и решила отдать окрепших малышей на растерзание соплеменникам. Вместе с коробкой. В этой коробке рогалики еще полгода пытались спать, пока ее не съели. Дома осталось то, что особенно любят органы опеки: шерсть, солома, дрова, посуда, пакеты, игрушки и прочий антисанитарный минимум.
Козлячьи нежности
Итак, козлята (ребенок назвал их бяшиками-барашиками, впоследствии козочка получила имя Бяша) переехали к взрослым, в отдельный отсек козлятника. Вместе с коробкой колыбелькой. Козлята залезли в коробку и принялись дрожать. Дрожали они сутки. Через три часа после переезда пришла я к ним с бутылочками молока. Козлик накинулся на бутылочку, а козочка фыркнула на молоко, забралась на колени мамы и принялась любовно тереться носиком об мой нос, щеки. Меленько их лобызала, словно ветерочек. Такого у меня еще не было. Поначалу я думала, что мое лицо напоминает вымя. Так себе комплимент, но против правды не пойдешь. Потом поняла, что козочка пытается запомнить мой запах. Чтобы больше никогда не потерять свою маму.
Натрусившись по человеческому лицу, она перешла к молоку, сытно покушала и снова забралась ко мне на колени. Уткнулась за ворот куртки как котенок и уснула. Стало мне их впервые жалко. Никому не нужные ребята, и мать отказалась, и старшие козы фырчат. Остальные козлята, что под своими мамками, толстые как хомяки, довольные. Мои же трясут косточками и жмутся друг к другу, весь мир против них.
Прогулки с козлятами
Маленький Вася успел полюбить козлят. Стоило мне произнести "Бяшики-Бяшики", ребенок оживлялся и искал глазами по углам. Весна стала терпимее, мы наконец стали гулять на улице, и бяшики обязательно с нами. Они ходили за коляской, запрыгивали на коляску, катались на коляске и старались расцеловать моего ребенка. Тот смеялся, ну щикотно же!
Мужской аппетит
Выпаивала я их несколько месяцев. С каждой неделей увеличивала объем содержимого в бутылочке, увеличивала и долю овсяного киселя. Козлик опустошал свою бутылочку раз в десять быстрее сестрички, с пеной из рта и громким чмоканьем. Втянув в себя молоко, он выбивал бутылочку изо рта сестры, забирался ей на голову, карабкался по моим ногам и требовал продолжения банкета. Козлики вообще прожорливы и не завидую я тем козам, что рожают по три козла зараз. Отказалась от идеи использовать емкость с несколькими сосками или давать молоко из миски - козлик пил быстро, козочка смаковала и могла умереть от голода при таком решении. А потом мне просто надоело ходить до козлятника. Особенно после весенних снегопадов, которые с метелью и внезапны. Идешь так на ночь по полю, всюду снег-снег-снег, а под ним вода-вода-вода. И я такая, в дырявых галошах. Козлятки за три минуты выпьют молоко, я обратно, а в поле моих следов уже нет, замело. Со скоростью сибирского апреля.
Бяшики подросли и вроде влились в общее стадо. Однако гуляли они всегда отдельно. Вдвоем. Стадо вправо, эти двое влево... Козлик постоянно кружил под окнами, из которых доносился голос ребенка. Козочка просто голосила, звала мать меня. Так она и голосит и по сей день, едва услышит мой голос. Я для нее навсегда мама. А стадо - просто фон, декорация. И что с этим делать, непонятно.
Нашла прошлогодние видео про домашние безобразия козлят. Смотрим!
Отступление. Я же раньше личность была творческая. Меня частенько спрашивают: Елена, а почему вы больше стихи, например, не пишите?
Всё просто. Потому что перешла на прозу, и этой прозы так много, что не успеваю ее фиксировать даже в голове. Так, показываю в блогах иногда. Да и на здоровье)