Найти тему

Возраст захоронения младенцев за Полярным кругом

Возраст детского захоронения, найденного за полярным кругом, определили исследователи Тюменского государственного университета в составе научной группы с помощью дендрохронологического анализа.

Статья о работе ученых вышла на ресурсах РИА «Новости».

Результаты опубликованы в журнале «Археология Евразийских степей».
Результаты опубликованы в журнале «Археология Евразийских степей».

Сибирские археологи в 2016-2018 гг. на территории Мамеевского археологического микрорайона в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа открыли поселение Нум-хибя-сихэри VI. Они обнаружили там позднесредневековую наземную постройку и девять могильных сооружений, выделенные в отдельный археологический объект – могильник Нум-хибя-сихэри VIа.

Проанализировав погребальную традицию и вещевой инвентарь могильных конструкций, ученые предположили, что памятник – кладбище северных (тазовско-туруханских) селькупов, периодически приплывавших на рубеже XIX-XX веков в низовья реки Таз для рыболовного промысла.

Практически все найденные в захоронениях останки принадлежат грудным младенцам в возрасте 5-8 месяцев, есть и захоронение девочки 6-8 лет, отметил кандидат исторических наук, доцент ТюмГУ Александр Ткачев.

«Судя по всему, это именно детское кладбище. Как они там оказались – на этот вопрос нет точного ответа. Поселенческих комплексов рядом нет, они точно там не жили, группа приплыла из другого места. Судя по всему, мужчины и женщины плавали вместе, всей семьей или всем родом, а грудные дети просто не могли перенести путешествие. Высокая детская смертность – характерная черта традиционных обществ», – рассказал он.
«Погребение Изольды» – девочки 6-8 лет в могиле №4. На фото видна вечная мерзлота в заполнении могилы
«Погребение Изольды» – девочки 6-8 лет в могиле №4. На фото видна вечная мерзлота в заполнении могилы

Ученым пока не удалось выяснить, было ли захоронение одномоментным или создавалось в несколько этапов. Однако они отметили интересный нюанс – при раскопках в почве были найдены угольки: это означает, что ее отогревали при подготовке могил, и делали это, вероятно, весной или осенью.

«Население в этих местах появилось несколько тысяч лет назад, так что говорить можно именно о конкретной группе селькупов, оставивших детский некрополь. Для селькупов характерны верования в разных богов и духов, а также элементы шаманизма. Они были знакомы с православной традицией, но полноценными христианами не были, лишь использовали элементы православного культа и символики (кресты, образки). В захоронениях они обычно расположены рядом с погребенным в районе талии и бедер, у детей были завернуты в тряпочки, то есть, скорее всего, использовались как обереги», – сообщил Александр Ткачев.

Он отметил, что в могильнике использовался тип погребения, характерный для селькупов – очень глубокие, до 1,5 метров, сложносоставные могилы в виде многоярусных деревянных конструкций.

«Захоронения совершались в деревянных ящиках, колодах либо гробах. Над ними сколачивался ящик, на него устанавливались небольшие спилы стволов деревьев, сверху делалось еще одно перекрытие из толстых лиственничных досок. В одном из захоронений найден крашенный гробик русского производства с фабричными гвоздями. Таким образом, селькупы придерживались, с одной стороны, традиционных способов захоронения, при этом перенимая бытовые элементы у русского населения, например, использование гвоздей, а также христианские религиозные атрибуты», – пояснил ученый.

Чтобы установить календарную датировку могильника, ученые провели древесно-кольцевой анализ образцов археологической древесины – самый точный из существующих абсолютных методов датирования археологических памятников.

Они установили, что даты функционирования памятника Нум-хибя-сихэри VIа укладываются во временной интервал со второй четверти XIX по начало XX вв. Это соответствует ранее обнаруженным свидетельствам появления селькупских рыболовецких хозяйств в низовьях Таза.

Фото из личного архива Александра Ткачева
Источник: РИА «Новости»