Достаточно ли одной только красоты, чтобы стать любимой наложницей султана? Чему нужно было научиться прежде, и как было организовано это обучение в институтах наложниц?
Важнейшей, можно даже сказать – базовой – частью дворцовой жизни в Османской империи был гарем. Поэтому жизнь в нем регламентирована до мелочей. Думаете, довольно было пережить страх и позор плена, оказаться абсолютно юной и красивой для продажи в гарем – и можно было отправляться покорять сердце султана? О, нет.
Османский вельможа мог официально иметь от четырех (чаще) до восьми (очень редко) кадын эфенди – жен. Между ними тоже была четкая иерархия. У жен были свои права, иногда они даже участвовали в вопросах государственного управления. Официальная жена могла пожаловаться, если султан не уделяет ей время, а ночь с пятницы на субботу была обязательной для проведения ее с супругой. В остальное время султан мог развлекаться и с наложницами, но не чаще, чем принимать у себя жен.
Обычно это происходило примерно так: сначала султана развлекали несколько лучших наложниц – игрой на музыкальных инструментах, танцами и т.д. Жены этого не делали, они могли лишь приводить наложниц. В процессе представления он мог выбрать ту, которая понравится. Прежде, чем привести ее в спальню султана, избранницу специально готовили: массировали, мыли, делали все ухаживающие процедуры.
Наложниц было много, среди них бывали фаворитки, а бывали и те, кто так и не успел привлечь внимание султана.
При этом в роскошных дворцовых покоях в окружении слуг жили только жены и любимые фаворитки. Все остальные наложницы и одалиски находились в больших спальнях гарема, чем-то напоминавших общежития: девушек селили в соответствии с их возрастом и заслугами. Как правило, по несколько десятков в одной спальне. Для сна и отдыха стояли диваны вдоль стен. Обучались, как правило, здесь же, только в центре комнаты.
Школа наложниц
Итак, юная наивная девочка попадает в гарем в возрасте около 6-12 лет. Она девственница, и это не единожды проверяют. На роль наложницы (если повезет) её предложат, когда она достигнет возраста половой зрелости. Но до этого момента девочку должны были обучить и подготовить под запросы конкретного мужчины – султана. Организовывала и контролировала обучение, а также подбирала наложниц обычно валиде-султан. Помогали ей кальфы – хранительницы традиций гарема.
Задача института наложниц – научить девочек всем премудростям любовных наук. И это не только искусство физического контакта, как можно было бы подумать. Любовь нужно было уметь транслировать всеми возможными способами, воздействуя на все органы чувств. Возможности фигуры, голоса, воображения, музыкальный талант… Девочки должны были научиться ухаживать за собой и делать прически, знать способы разбудить желание султана. Награда за хорошую учебу – внимание и благосклонность повелителя. А «верх карьерной лестницы» - рождение наследника для падишаха, потому что это автоматически меняло статус женщины, даже если она была не женой, а наложницей. Но конкурентная борьба была серьезной, а времени мало. В 19 лет девушка уже считалась старой для наложницы.
Но пока она девочка, ей предстоит очень многому научиться, и реально основную часть времени девочки-одалиски посвящали учебе или обслуживанию покоев жен.
В гареме одалиски изучали музыкальные искусства: танец, пение, владение музыкальными инструментами. Уделялось внимание развитию театральных способностей и изучению живописи. Девочек учили писать, преподавали красноречие. Науки, такие как логика, астрономия или грамматика, – объяснялись на поверхностном уровне, чтобы при разговоре понимать, о чем он ведется. А вот освоить навык изготавливать сладости и парфюм, составлять букеты и гирлянды надо было хорошо. В своих больших спальнях девушки в обязательном порядке осваивали турецкий язык, соревновались в рукоделии. Девочкам разрешалось и играть, выходить порезвиться в сад. Но в некоторых источниках говорится, что на это было не так много времени.
Поскольку вход в гарем был отдельным, султан никогда не видел этих юных пленниц до официальной церемонии их представления.
Лучшие невольницы к концу обучения были знакомы с поэзией, и могли сами сочинять; хорошо знали законы и Коран, многие стихи из него – наизусть, рассказывали священные предания. Знали философию и богословие и были в состоянии поддержать даже научную беседу.
Важной частью подготовки были физические тренировки: бег, плавание, подвижные игры. Девочек приучали к жизни на постоянной диете: принимать пищу маленькими порциями, но часто – семь раз в день. Знаменитые турецкие сладости не полагались, только сухофрукты. А пахлава, лукум или халва – только после ночи с султаном, либо на прогулке с ним же. Но это уже будет потом, когда ученицу «одобрят».
Вот такой вот «закрытый элитный лицей». И это все для того, чтобы повысить шансы султана на наследника. Ну и, конечно, обеспечить властелину нескучную жизнь и удовольствия.
Когда девочка была готова физиологически и интеллектуально, ее должен был увидеть великий визирь, оценить факт отсутствия видимых недостатков – и дать добро на отправку в главный гарем. Наложница, если ей не удалось попасть на прием к султану или увлечь его, могла еще рассчитывать сделать карьеру придворной, которой доверят казну или сделают надзирательницей. Наложница же, сумевшая стать фавориткой, должна была вести себя достойно, тихо, быть готовой явиться к султану по его приглашению, так как, оставаясь по закону рабыней, могла за непослушание быть наказанной и даже убитой.
Прожив в гареме 9 лет, наложница (если она не стала кадын эфенди) могла рассчитывать на свободу. Ей давали соответствующие документы, обеспечивали собственным домом и содержанием или выдавали замуж. Был еще один путь – остаться служанкой в гареме. На эту роль оставляли тех, кто плохо преуспел в науках и слабо знал дворцовый этикет. Вот еще почему так важно было проявить себя старательной ученицей института наложниц и понравиться прежде всего старшим в гареме.
К слову, девочек приобретали для гарема не только у работорговцев (торгующих, кстати, как христианками, так и мусульманками, хотя Коран запрещал брать в рабство мусульман), но и… у собственных родителей. Бедные семьи, не знавшие, как прокормить и вырастить детей, понимали, что их дочь будет сыта, получит шанс на хорошую жизнь, а они сами получат деньги и возможность сводить концы с концами.
А вот на цену, за которую будет продана девочка-невольница, ее красота очень даже влияла. «Прайс» на рабынь мог отличаться в десятки раз, еще и поэтому самые красивые девочки доставались султанскому гарему. Окончательная стоимость выплачивалась и договор заключался уже после того, как девочка попадет в дом к покупателю, будет осмотрена на предмет «дефектов» и самого факта девственности.