Найти тему

Нужно ли реагировать на тактику конкурентов

Ситуация. Вы увидели, что конкурент что-то делает, а вы нет. Допустим, обновил сайт, завел блог, расширил предложение.

Что станете делать с этой информацией?

Поспешите последовать за конкурентом, чтобы не отстать? Не обратите внимания и продолжить делать, как делали? Будете перепроверять собственные решения, сомневаться, вдруг вам тоже лучше так делать, а не по-своему?

Это три реакции, которые обычно возникают, если у бизнеса нет стратегии. Каждая из них вредна по-своему. Разберем, чем именно.

1. Повторять действия конкурентов. Во-первых, почему конкурент делает то или другое, вы точно не знаете. Более того, за его решениями могут стоять совсем не рациональные причины. Во-вторых, действия конкурента вообще могут быть ошибкой. А в-третьих, даже если он не просчитался, то, что хорошо для другой компании, не обязательно полезно для вашей.

2. Игнорировать конкурентов. Это вторая крайность, когда предприниматель заявляет: «Нам все равно на конкурентов, мы сфокусированы на клиентах». Такая позиция опасна тем, что бизнес теряет контекст и живет в своей реальности. До тех пор, пока те самые клиенты, на которых компания ориентировалась, не начинают уходить к конкурентам за другим предложением.

3. Оглядываться на конкурентов. Сомнение «а точно мы все правильно делаем?» возникает, если действия компании не совпадают с тем, что делают другие. Приходится терять время, деньги и энергию на постоянную перепроверку или изменение своих планов. Получается, вместо того, чтобы двигаться по прямой к целям, бизнес ходит кругами.

Как тогда реагировать на конкурентов?

Не реагировать. Анализировать конкурентов при разработке бизнес-стратегии и функциональных стратегий, а потом на время забывать о них. То есть не следить за каждым их шагом, но и не забывать об их существовании полностью. А проводить целенаправленный анализ при решении стратегических вопросов и затем периодически делать конкурентный анализ (не реже 1 раза в год).

Так вы сможете сконцентрировано заниматься реализацией своих целей, но оставаться в контексте.

Если интересны мои советы и комментарии по стратегии для малого бизнеса, примеры ошибок и способы их избежать — подписывайтесь на мой канал в Дзене или в Телеграме.