Найти тему
Жизнь в ритме танго

Я согласилась терпеть твою дочь только полгода, – сказала Елена

Наталья Ивановна торопилась – ей надо было успеть в магазин. Женщина хотела испечь на ужин блины, а муки в доме не оказалось. Она уже прошла вдоль дома и собиралась свернуть за угол, как перед ней откуда ни возьмись появилась соседка Валентина – женщина, известная своим гнусным характером, любительница сплетен, которые она брала неизвестно откуда и распространяла со скоростью света.

– Ну, что молодая бабушка, куда так торопишься? Никак внучку навещать? – в голосе Валентины было столько яда, что ей могла бы позавидовать любая кобра.

– Валентина, ты уж придумала бы что-нибудь поинтересней. Неужели у тебя своих дел нет, что ты в чужие лезешь? – сказала Наталья и попыталась обойти соседку.

Но Валентина загородила ей дорогу:

– Так что, ты еще не знаешь?

– Что я должна знать, Валя? – остановилась Наталья, смирившись, что ей не удастся продолжить путь, пока она не выслушает дворовую сплетницу.

– А то, что девица твоего Сашки два дня назад родила дочку, написала отказ от ребенка и уехала из города! – победоносно заявила Валентина.

Выдав все это, женщина замолчала, любуясь впечатлением, которое произвела на Наталью эта новость.

– А ты вчера никакой праздник не отмечала? Может, у тебя из головы еще не все выветрилось? – спросила ее Наталья.

– Не веришь мне, спроси у Михайловны из седьмой квартиры – у нее невестка акушеркой в нашем роддоме работает, а ее внучка – Алиска – с той девчонкой вместе в коллеже учится. Они точно знают, что ребенок этот твоего Сашки. Так что поздравляю!

Сделав свое грязное дело, Валентина развернулась и торопливо зашагала в глубь двора, где на детской площадке сидели несколько бабушек и молодых мам, которые вывели на прогулку малышей.

А Наталья осталась стоять на месте, забыв, куда шла.

«Нет, не может этого быть, – подумала она, – Сашка, конечно, тот еще шалопай, но бросить беременную девчонку и своего ребенка? На него это не похоже». Она все-таки дошла до магазина, купила все, что было нужно, и вернулась домой.

Когда Наталья снимала со сковородки последний блин, она услышала, как поворачивается в замке ключ – это вернулся сын.

Наталья выключила газ, вытерла полотенцем руки и прошла в комнату. Через пять минут туда вошел Сашка, который уже успел переодеться.

– Ой, как вкусно у нас пахнет! А с чем у нас сегодня блинчики? – спросил он.

– Для тебя с дегтем, – хмуро ответила ему мать.

– А что случилось? – удивился сын.

– Это я у тебя хочу спросить, что случилось, сынок? Что такого могло с тобой случиться, что ты, как паршивый пес напаскудил и девчонку беременную бросил, а теперь, как оказывается, твоя дочь и моя внучка будет по детским домам горе мыкать? Ты сам отца в три года лишился, я без работы была, комнату в коммуналке снимала, а что-то в детский дом тебя не отдала. Ну, так что случилось?

– Откуда я мог знать, что она от ребенка откажется? Я вообще не знал, что Лидка рожать собралась. Я ей сразу тогда сказал, что жениться не собираюсь и что ребенок мне не нужен, – сказал Сашка. –Что еще я мог сделать?

– Я тебе скажу, что ты дальше будешь делать. Я позвонила знакомой, которая в роддоме работает, она сказала, что девочка пока еще у них. Поэтому мы завтра пойдем туда, и ты скажешь, что заберешь свою дочь.

– И что, мне так сразу ее отдадут? – засомневался Сашка.

– Нет, надо будет еще доказать, что это ты отец ребенка, но это позже. Главное сейчас успеть, чтобы ее в дом малютки не перевели.

Наталья взяла несколько отгулов и вместе с сыном обошла все кабинеты, чтобы получить добро и забрать внучку. Потом она оформила на себя декретный отпуск и стала воспитывать Анечку – Наталья назвала девочку в честь своей мамы.

«Да, – думала она, – вот как все повернулось, жила себе жила и в сорок семь лет вдруг стала бабушкой».

Хотя жили они все вместе, Сашка дочерью особенно не интересовался. Ему, конечно, приходилось иногда оставаться в няньках, когда Наталье надо было куда-нибудь пойти, но он ограничивался присмотром, даже не пытаясь поиграть с девочкой или приласкать ее.

Когда Ане исполнилось два года, Сашка сообщил матери, что он женится и уходит жить к своей жене. Наталья осталась с девочкой одна. Аня была спокойная, послушная, она с удовольствием мастерила своим куклам наряды из лоскутков, которые давала ей бабушка.

Потом, когда пошла в школу, старательно делала уроки, радуя Наталью хорошими оценками. Любила вертеться на кухне, когда бабушка пекла пирожки или лепила пельмени. К тринадцати годам Аня уже могла самостоятельно приготовить ужин, убрать в квартире, погладить белье.

Зимой, когда Аня училась в девятом классе, Наталья сильно простудилась. Сначала лечилась, как обычно, сама, принимая таблетки от простуды, которые нашлись в домашней аптечке, на шестой день вызвала врача. Ждала весь день, но никто так и не пришел. На следующий день снова еле дозвонилась до регистратуры, ей объяснили, что в связи с распространением вируса очень много вызовов и участковые врачи физически не успевают.

На третий день женщине стало хуже, температура держалась около сорока. Наталья вызвала скорую и, попросив соседку присмотреть за Аней, согласилась на госпитализацию.

Из больницы она не вернулась.

-2

Александру пришлось решать, что делать с дочерью. Аня планировала после девятого класса поступать в колледж – девочка хотела стать кондитером. Но это будет только через полгода. А что делать сейчас?

У Александра была жена – Елена и дочь – Вероника, которой уже исполнилось двенадцать. Они были не рады тому, что отец привел в квартиру Аню. Но родственников, к кому можно было бы отправить девочку, не имелось, поэтому им пришлось с этим смириться.

– Имей в виду, – говорила Елена мужу, – я согласилась терпеть ее здесь только полгода – до того, как она получит аттестат. Потом пусть идет в колледж и живет в общежитии.

Еще одна неприятность ждала Александра, когда он отправился к нотариусу, чтобы открыть наследственное дело. Оказалось, что свою квартиру его мать завещала не ему, а Ане. Пришлось Александру выступить в роли представителя дочери при оформлении наследства.

После этого они с женой долго обсуждали эту проблему, пытались придумать способ, как заставить Аню отказаться от квартиры или хотя бы поделиться с отцом.

Александр и раньше не очень интересовался жизнью дочери, и сейчас ничего не изменилась. Аня жила в квартире как посторонний человек. Ее не обижали, но и не учитывали интересы девочки. Если ей надо было что-то купить, она обращалась к мачехе, и та выполняла просьбу девочки, вручая ей самые дешевые тетради, купленное на рынке белье и прочее.

О покупке крупных вещей и обуви даже речи не шло.

– У тебя и так барахла полный шкаф – бабка баловала, – сказала Елена в ответ на просьбу Ани купить ей на выпускной новую белую блузку. Зато Елена скинула на плечи Ани значительную часть домашней работы.

-3

Но вот наступил июнь, Аня сдала экзамены и поступила в колледж. В конце августа отец и Елена пригласили ее на кухню для серьезного разговора.

– У колледжа, где ты будешь учиться, есть общежитие. Тебе скоро шестнадцать, вполне можно начинать самостоятельную жизнь. Давай так: ты переедешь в общежитие, а я буду выдавать тебе определенную сумму на жизнь. Конечно, много я дать тебе не смогу, но, если ты будешь жить экономно, тебе хватит, – сказал дочери Александр.

– Вообще-то в твоем возрасте можно уже и подрабатывать, – вмешалась в разговор Елена. – И так сколько времени у нас на шее просидела – с декабря по август.

Ане стало очень обидно. Понятно, что Елене она никто, но почему ее выгоняет из дома отец? Тем более она знала, что они уже четыре месяца сдают квартиру, которая принадлежит ей, при этом деньги тратят только на себя и на Веронику. Ане за все это время не купили ни одной мелочи.

– Хорошо, я подумаю, – сказала девочка.

– А чего тут думать?! – воскликнула Елена. – Я считаю, что ты должна быть благодарна, что тебя на время приняли в семью. Тебя кормили, поили, тебе каждый месяц что-то покупали! Почему я должна это делать?

– Вы, тетя Лена, – мне ничего не должны, а папа обязан содержать меня до восемнадцати лет. Поэтому я и сказала, что подумаю.

-4

Сказать то она сказала, а что делать, представления не имела.

– Понимаешь, – жаловалась Аня подруге – Ире, – даже посоветоваться не с кем. Я уже весь Интернет прошерстила, но эти юристы таким языком пишут, что переводчик нужен, чтобы их понять.

– А давай с моей мамой посоветуемся, – предложила Ира.

– Твоя мама тоже вряд ли знает все законы, она ведь не юрист, – вздохнула Аня.

– Я придумала! – воскликнула Ира. – Давай спросим у нашей классной, она ведь общество преподает, должна законы знать.

Аня обратилась за советом к Майе Петровне – своему бывшему классному руководителю. Девочка застала ее в кабинете – учительница готовила его к новому учебному году.

Выслушав Аню, Майя Петровна задумалась.

– Из твоей ситуации есть два выхода, – сказала она. – Первый и самый нормальный – ты остаешься в семье отца, потому что он, действительно, обязан содержать тебя до совершеннолетия. Вопрос в другом – насколько комфортно тебе будет жить с людьми, которые пытаются всеми силами от тебя избавиться?

– Если все будет так же, как сейчас, я еще два года вытерплю, – сказала Аня.

– Есть второй выход: ты обращаешь в опеку с просьбой назначить тебе попечителя. Если хочешь, я могу сходить с тобой. Тогда ты будешь жить в своей квартире, а отец до восемнадцати лет будет платить тебе алименты. Сможешь ли ты на них жить – это тоже вопрос. Опять же суд может назначить их в сумме прожиточного минимума, так как других доходов у тебя нет. Тут надо еще с юристами проконсультироваться, если, конечно, дойдет до суда.

– Спасибо, Майя Петровна, – поблагодарила учительницу Аня. – Теперь я знаю, как с тетей Леной разговаривать.

– Запиши мой телефон на всякий случай и, если что, звони, – сказала учительница.

Услышав, что вместе с Аней из дохода семьи уйдут не только деньги, которые платят арендаторы, но и приличная сумма из заработка мужа, Елена решила, что она потерпит еще два года, пока Ане не исполнится восемнадцать.

-5

Жить лучше девушке не стало: она так же выполняла значительную часть домашней работы, при этом Веронику, которой уже было четырнадцать, работой никто не загружал. Елена так же испытывала спазмы в области кошелька, если надо было купить что-нибудь Ане. Но в общем, жить было можно.

После первого курса Аня стала немного подрабатывать в кафе. Сначала она мыла посуду, потом стала чистить овощи, а после второго курса ее взяли помощником повара.

Заработанные деньги девушка тратила только в самом крайнем случае – она откладывала их, потому что знала, что, как только ей исполнится восемнадцать, Елена выставит ее из дома.

Так и произошло. День рождения у Ани был пятнадцатого сентября. Уже в конце августа Елена напомнила девушке, что в этот день она должна будет покинуть их квартиру.

– Хорошо, – сказала Аня, – только позаботьтесь о том, чтобы моя квартира была освобождена квартирантами к этому сроку.

– Но у нас с ними договор до конца месяца, – заявила Елена. – никуда они не уйдут, а ты прекрасно перекантуешься в общежитии.

– У вас договор официальный? – спросила Аня.

– Мы на словах договорились, и они уже плату внесли, – ответила Елена.

– Значит, я сама завтра же предупрежу их, что к пятнадцатому они должны будут съехать. А насчет платы отправлю их разбираться к вам. Вот прямо завтра и схожу к ним.

Вечером отец сказал, что хочет поговорить с Аней.

– Я знаю, что вы с Еленой поспорили сегодня. Я думаю, нам надо решить все вопросы с квартирой мирно и по справедливости, – начал он.

– А как по справедливости? – поинтересовалась Аня.

– Твоя бабушка была моей мамой, поэтому было бы честно, если бы она оставила квартиру мне, своему сыну. Но если она решила завещать ее тебе, то, может, ты уступишь мне хотя бы половину? По-моему, это будет справедливо, – сказал Александр.

–А справедливо то, что меня после смерти бабушки никто не называл Анечкой, Анютой? А справедливо, что только я все три года убирала эту квартиру, драила унитаз, мыла посуду, а Вероника только гуляла и развлекалась? Справедливо, что все это время меня только терпели в этом доме, терпели, чтобы не лишиться денег за квартиру и не платить алименты? А ты знаешь, как трудно жить, когда тебя никто не любит, а только терпят? Вот поэтому я никому ничего не должна.

Александр ничего не ответил и молча вышел из комнаты.

-6

Аня переехала в свою квартиру за неделю до совершеннолетия. Квартиранты оказались вполне адекватными людьми, Аня договорилась с ними. К тому же за сентябрь они Елене еще не платили.

Аня за один день с помощью Иры и ее брата перевезла свои вещи в бабушкину квартиру и постепенно устроила все так, как ей хотелось.

Конечно, работать теперь придется больше, но это ее не пугало.

Автор – Татьяна В.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы, ставьте лайки, пишите комментарии.