Найти тему

Зоожестокость или зоогуманность? Мнение психологов

Любое действие преследует какую-то цель, абсолютно немотивированных поступков не бывает.

Когда речь заходит о мотивах и целях, целесообразно обратиться к мнению психологов. Вот, что говорят о деятельности ситихантеров специалисты в области психологии или психиатрии.

НАЧАЛО

И.о. директора Центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского Зураб Кекелидзе: "проявления говорят о психических отклонениях. Есть два варианта. Первый — человек, отстреливающий собак, вероятно, болен серьезным психическим заболеванием и нуждается в принудительном лечении. Второй, наиболее вероятный, — это проявление морального помешательства. Это означает, что у человека отсутствует понятие морали". Профессор психиатрии Юрий Полищук по вопросу о стрельбе Худоярова (расстрелял более 30 собак) также полагает, что жестокость, с которой человек «расстреливает, играючи, животных, говорит об аномалии личности, о дефиците в его системе нравственных ориентиров и ценностей. Это моральная недостаточность в человеке, а мы квалифицируем это как аномалию личности, или, выражаясь старым термином, как психопатию. Есть такой антисоциальный тип психопатии, отличающийся особой жестокостью, агрессивностью и бессердечностью».  П. Б. Ганнушкин, создатель концепции малой психиатрии, учения о психопатологиях, считает, что существуют психопаты (группа антисоциальных психопатов) «главной особенностью которых являются резко выраженные моральные дефекты. Это — люди, страдающие частичной эмоциональной тупостью…у них нет ни чести, ни стыда, они равнодушны к похвале и порицанию, они не могут приспособиться к правилам общежития. Чаще всего они не просто «холодны», а и жестоки. Грубые и злые, они очень рано, с детства обнаруживают себя — сначала своей склонностью к мучительству животных и поразительным отсутствием привязанности к самым близким людям (даже к матери), а затем своим как бы умышленно бесцеремонным нежеланием считаться с самыми минимальными удобствами окружающих».

Результаты проведенных социологических исследований показали, что основная цель деятельности одних представителей сообщества догхантеров — обезопасить себя и своих близких от возможности быть покусанными или загрызенными собачьей стаей, т. к. она в своем поведении непредсказуема, особенно весной во время «собачьих свадеб» (боязнь собак), другие удовлетворяют свою тягу к насилию без всяких объяснений. Клинический психолог Воронежского областного психоневрологического диспансера Ирина Кузина поясняет, что «есть несколько групп догхантеров. Одни из них не желают мириться со стаями бродячих собак, от которых пострадали они сами или их близкие. Других пугают домашние собаки, гуляющие без намордника и поводка, и раздражают хозяева, которые не убирают за своими питомцами в парках. Они заявляют, что их цель — комфортный, безопасный город. К ним присоединяются психически нездоровые люди, которые в идеологии догхантеров находят оправдание для того, чтобы переступить через моральные нормы, в данном случае — через запрет на убийство. Последняя группа это вовсе люди, не удовлетворенные жизнью, которые накопленную агрессию разряжают на тех, кто слабее» . «Боязнь собак» заслуженный психолог Мигрдат Мигратян определяет как признак психического заболевания, которое имеет определенное название кинофобия, отмечает, что «следует различать истинную (клинническую) кинофобию и псевдофобию, которую часто демонстрируют латентные либо клинические садисты, то есть психопаты — перверсанты, пытающиеся подобным образом найти оправдание своим противоестественным живодёрским наклонностям, либо попытаться сформировать рациональное объяснение им для окружающих. Псевдофобия в большинстве случаев сопровождается ярко выраженной агрессией по отношению к предмету псевдофобии — собакам, а также их владельцам, и даже просто к людям, не поддерживающим данную агрессию. М.Мигратян предупреждает об общественной опасности явления кинофобии: «Лица, страдающие кинофобией, в случае перехода расстройства в стадию параноидального бреда, могут представлять существенную опасность для окружающих. В этом состоянии они склонны к совершению преступлений».

В работе «Феноменология жестокости»
Д.Кавтарадзе отмечает, что животных в основном мучают «подростки и взрослые с низким уровнем развития. Они могут учиться в школах, техникумах, но дальше этого не идут: их интересы узкие, а претензии непомерные. И одним из путей удовлетворения их честолюбия становится жестокость».

Приведенные рассуждения находят подтверждение в комментариях О.Маховской: «догхантеры — это чаще всего простые менеджеры, которые устали от монотонной работы, которым нужно экстравагантное хобби» Как показывают тематика и уровень общения догхантеров в социальных сетях и на профильных сайтах, представители этого общества весьма далеки от указанных понятий. В теме «Что вас привело в догхантеры?» почти все рассказывают о своем высшем образовании, пытаясь обосновать жесткость уровнем образования. Здесь виден определенный понятийный разрыв, потому, что привести человека в субкультуру может только внутренняя потребность, но никак не уровень образования. Выходит, что в ситихантеры людей приводит некая скрываемая внутренняя потребность, а не внешние обстоятельства, так как, если бы речь шла о внешних обстоятельствах, понудивших к деятельности ситихантера, то эти обстоятельства были бы озвучены. Есть определенный психологический портер ситихантера, который отмечает, что догхантер занимает определенную социальную ступень, но имеет некую психологическую неразвитость, неудовлетворенность жизнью. Ситихантеры часто скрывают свое «увлечение» от окружающих и от самых близких. Все разговоры о спасении жителей города от собачьих стай — это защитная реакция от самого себя и своих подавляемых желаний.

В своих комментариях по проблеме догхантерства психолог Сергей Шевцов-Ланг разделяет следующую точку зрения: «Догхантеры ведут борьбу за чистоту городских улиц. В первую очередь, это психически неполноценные личности, вымещающие на собаках свою ненависть к окружающему миру. Убийство животных для таких людей — один из способов реализовать свои маниакальные наклонности. Психологический портрет подобного человека складывается из таких качеств, как трусость, агрессия, цинизм, садизм, несформировавшиеся морально-этические нормы. Эти люди получают удовольствие от процесса убийства» . Многочисленные свидетельства очевидцев сообщают о том, что «люди, разбрасывающие приманку со стеклом и иголками внутри, сжигающие собак заживо или просто забивающие их насмерть, тоже называют себя догхантерами» С другой стороны, «у детей, которые видели вопиющий пример расправы над домашним животным, помимо психологической травмы может наступить переоценка моральных ценностей или смещение понятия о том, что хорошо, а что плохо» . Многие психиатры единогласно призывают представителей власти ввести для зоосадистов принудительное лечение с последующей постановкой на учет в психиатрических диспансерах. Руководитель Центра правовой и психологической помощи психиатр и криминалист Михаил Виноградов подчеркивает, что «таких людей нужно лечить в принудительном порядке. И даже после выхода из специализированной больницы они всю жизнь должны наблюдаться у психиатра», для этого нужно внести соответствующие изменения в законодательство: «Оно у нас слишком мягкое не только в области жестокого обращения с животными, но и в сфере психиатрии».
Кавтарадзе Д.Н., зав. лабораторией имитационного моделирования управления факультета государственного управления МГУ, соавтор научной статьи «Феноменология жестокости»: «Жестокость по отношению к животным – это лишь форма выражения жестокости человека. В ряде случаев она служит показателем социальной установки личности»

Психолог Юрий Калашников: «Все садисты, как правило, непримечательные личности — серые мышки. За их убийствами скрывается закомплексованность. Таким образом они хотят отомстить — это затаенная обида и злоба на себя и на всех вокруг. Логично, что небольшой процент таких «охотников» со временем потянет попробовать убивать и людей — ради такой же мифически доброй цели».

Психолог Елена Вершинина: «Собаки могут представлять опасность. А могут и не представлять. Но люди, маниакально желающие убивать собак, опасность для общества представляют точно. Таких агрессивных зоофобов последнее время, судя по профильным форумам в интернет-сети, прибавилось. Животное можно убить безнаказанно, особенно когда к этому есть социальный повод, оправдывающий такой прямой выход деструктивных энергий. Зайдите на интернет-форумы, где обсуждаются способы убийства животных, а «охотники» рассказывают о своих подвигах. По подборке высказываний психотерапевту можно писать диссертацию о маниях и других опасных нарушениях психики».

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии им. Костюка Наталия Бастун: «Накопившуюся агрессию догхантеры реализуют именно таким образом — убивая животных. Теоретически вряд ли они переключатся с собак на людей. Ведь у них есть моральный барьер: «Человек — это человек». Однако пугает, что все крутится вокруг безответной жертвы: закончатся собаки — начнутся кошки, потом голуби.. А ведь и моральный барьер несложно перешагнуть — кто-то может начать «чистить город» и от бомжей. В любом случае, когда собак не останется, им все равно нужно будет девать куда-то агрессию, поэтому они будут продолжать выплескивать ее, но уже в межличностных отношениях.» . Старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская: «Догхантеры – это чаще всего простые менеджеры, которые устали от монотонной работы, которым нужно экстравагантное хобби. Если же говорить о садистах, то здесь уже речь идет о психопатии. Для них важно то, что они могут оправдать свой садизм отвлеченными гуманными целями». По данным руководителя Центра правовой и психологической помощи Михаила Виноградова, до 95% серийных убийц занимались живодерством: • Известный маньяк Анатолий Сливко увлекся выращиванием кроликов, умерщвлял и разделывал их. • Альберт де Сальво по прозвищу Бостонский Душитель в детстве закрывал собак в картонные коробки и затем стрелял по ним из лука навылет. • Эдмунд Кемпер, убивший восемь женщин, в том числе свою мать, еще ребенком отлавливал кошек и отрезал им головы. • Дэвид Берковиц застрелил соседскую собаку породы лабрадор. Вскоре после этого он убил из ружья 13 человек в Нью-Йорке. • Людоед Малышев также имел ранний опыт убийства бродячих животных. Людям, которые убивают животных, по мнению Михаила Виноградова, необходимо назначать принудительную психиатрическую экспертизу. Самостоятельно такие люди к психиатру обычно не обращаются. Ведущий специалист мира по проблеме серийных убийств и социальной агрессии, профессор Александр Бухановский (человек поймавший Чикатило) в своих исследованиях обнаружил, что более «60% будущих серийных убийц в детстве обнаруживали специфически жестокое отношение к животным. По другим данным, свыше 85% подростков, совершивших тяжкие преступления против личности, ранее обращали на себя внимание жестокостью с животными. Ясно одно: закрывая глаза на случаи жестокого обращения с животными, общество обрекает на гибель не только бездомных собак и кошек, но и себя. А родитель, который допустил жестокость к животному в присутствии ребенка, рискует воспитывать потом ребенка - инвалида.

Для решения проблемы насилия и жестокого обращения с животными необходимо профессиональное взаимодействие специалистов различных ведомственных структур: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов.

в статье использован материал Капытина, Т. П. Догхантинг как социально-опасное психологическое явление на современном этапе развития российского общества / Т. П. Капытина. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 25-42.
в статье использован материал Капытина, Т. П. Догхантинг как социально-опасное психологическое явление на современном этапе развития российского общества / Т. П. Капытина. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 25-42.