Найти в Дзене

Рассказы авиамоделиста: Фристайл, часть 9. Двухмоторные модели, "Крестолет", "Шняга", "Бип" и другие. 2010-2015 год

Ну вот, часть своих моделей, построенных в период Фристайл, я уже в предыдущей главе "осветил", и не только на фото, но и немного о них рассказал. Так что движемся дальше... А вот вспомню ка я теперь про свои двухмоторные самолеты. Дело в том, что применение в авиамоделизме электрических двигателей, открыло широкие возможности для моделистов. Во всяком случае - за себя ручаюсь. Я уже ранее писал, что благодаря электричеству я осуществил свои давние мечты по созданию летающих моделей старинных аэропланов периода начала эры авиации. Но их я уже вспоминал... А вот о двухмоторных моделях пока как то ничего и не рассказывал. А ведь они того стоят...

Моя первая двухмоторная РУ модель самолета.      Май 2013 года
Моя первая двухмоторная РУ модель самолета. Май 2013 года
Первый взлет  моей двухмоторной модели.  Май 2013 года, аэродром Хохольский (Хитроу)
Первый взлет моей двухмоторной модели. Май 2013 года, аэродром Хохольский (Хитроу)

Эта модель целиком изготовлена из потолочной плитки, только лонжерон крыла из липовой рейки. Полетела эта модель сразу хорошо, никаких проблем с ней не было. Очень важным в многомоторной модели является правильная схема электрического питания моторов. Когда я начинал работу над новым для меня видом модели, - двухмоторной, консультантов у меня не было, поэтому я воспользовался рекомендациями в интернете. И все оказалось просто до гениальности.

Только единственно, что на своих моделях я решил делать на свой "страх и риск", (используя свои скромные познания в аэродинамике и анализе летных происшествий в "большой" авиации), - так это то, что помимо киля, довольно большой площади, я приклеивал на стабилизаторе еще и вертикальные шайбы. Я боялся, что отказ в полете одного из двигателей может привести к тому, что я просто "тупо" не смогу удержать модель рулями. Ведь модель это не самолет, у которого винт неработающего двигателя флюгируют для уменьшения лобового сопротивления. А здесь винт неработающего двигателя будет создавать большое сопротивление, вызывая сильный разворачивающий момент и крен в сторону отказавшего двигателя.

Моя первая двухмоторная РУ модель
Моя первая двухмоторная РУ модель

По статистике, почти во всех случаях на реальных самолетах с не зафлюгированным (авторотирующим) винтом отказавшего двигателя, полет заканчивался печально. Для того, чтобы предотвратить подобное "завершение" полета при отказе одного мотора, я и "добавил" площадь вертикального оперения. Причем, расположив шайбы в потоке (в струе) от работающих двигателей. В конце концов, это мои модели, а я всегда предпочитаю надежность и безопасность полета своих моделей...

Двухмоторник в полете
Двухмоторник в полете

Правда, именно с этой моделью, и в первый же ее "полетный" день, один конфуз все же произошел. После первого полета я заменил аккумулятор на более мощный, но, видимо, еще при постройке модели, не совсем грамотно было мною продумано размещение и крепление аккумулятора на борту. В результате моего "ляпа", при очередном маневре, аккумуляторный отсек в полете открылся, и аккумулятор просто тупо вывалился из самолета. Но, благодаря плотному соединению коннекторов аккумулятора с регулятором оборотов, питание бортовой электросети модели не нарушилось. И модель, с болтающимся под фюзеляжем аккумулятором, нормально продолжала полет! И центровка при этом оказалась в пределах нормы, рулей вполне хватило. Что и позволило мне спокойно и благополучно завершить этот полет...

Полет с вывалившимся из модели аккумулятором, закончившийся благополучно..  Май 2013 года
Полет с вывалившимся из модели аккумулятором, закончившийся благополучно.. Май 2013 года

Как говорится "лиха беда - начало!" Мне очень понравилась в полете двухмоторная модель, особенно звук, издаваемый моделью на земле и в полете. Ни дать, ни взять - реальный транспортный самолет! И я решил продолжить "эксперименты" по созданию многомоторных РУ моделей. Даже закралась шальная мысль - а не сделать ли четырехмоторную модель? Той же схемы, - высокоплан с объемным грузовым отсеком, ну что то по типу самолета Ан-12. Только здесь сразу "высветилась" небольшая проблема - для постройки многомоторных моделей надо обязательно использовать на модели совершенно одинаковые двигатели, и одинаковые регуляторы оборотов для них.

А вот у меня на тот момент была возможность подобрать только три комплекта по два одинаковых двигателя и по два одинаковых регулятора для них. А все остальные электромоторы и регуляторы были разнотипные. Хорошие, надежные, проверенные , но для установки не то что на четырехмоторную, а даже на двухмоторные модели они никак не подходили. И как раз по той причине, что все они были разные. Поэтому я решил ограничиться созданием пока только двухмоторных РУ моделей, - ведь три комплекта по два одинаковых мотора и регулятора у меня были...

Добавьте описание
Добавьте описание
Двухмоторная РУ модель №2
Двухмоторная РУ модель №2

А эта модель появилась на свет вскоре после успешных полетов моего первого двухмоторника. Она была размером побольше первой модели, и соответственно на ней были установлены более мощные моторы. А конструкция - крыло от моей старой "резиномоторки" (бальза и липовые рейки), а все остальные элементы из "потолочки", как и на первой модели. Грузовой люк фюзеляжа тоже открывался, и управлялся от сервомашинки. При полном открытии люка (люк поднимался вверх) происходил сброс груза на парашюте. Полеты двухмоторных моделей - за счет своеобразного рокота двух, работающих в резонансе двигателей, и сброс груза с парашютом были очень эффектны! Дедушка, то есть я, забавлялся от души...

Первый взлет моего второго двухмоторника.  Аэродром Дракино (Воронежская обл.), июнь 2013 года
Первый взлет моего второго двухмоторника. Аэродром Дракино (Воронежская обл.), июнь 2013 года
Двухмоторная РУ модель (№2) в полете. Июнь 2013 года
Двухмоторная РУ модель (№2) в полете. Июнь 2013 года
Осмотр после первого полета. Аэродром Дракино, июнь 2013 года
Осмотр после первого полета. Аэродром Дракино, июнь 2013 года

Следом за этой моделью, в то же лето, были созданы и еще две двухмоторные модели.
На двух следующих снимках - третий по счету мой "двухмоторник" с трехкилевым оперением. Крыло классической конструкции из лонжеронов (сосна), нервюр и кромок (бальза), фюзеляж и оперение - смешанной конструкции (пенопласт и бальза). Крыло на этой модели съемное.

Добавьте описание
Добавьте описание
Стартует мой третий по счету "двухмоторник".
Стартует мой третий по счету "двухмоторник".
-13
Трехкилевой двухмоторник (№3) в полете...
Трехкилевой двухмоторник (№3) в полете...

Следом за этой моделью, в то же лето, была создана и еще одна, четвертая по счету, двухмоторная РУ модель, причем - амфибия, на которой я предусматривал полеты в вариантах или с суши, или с воды. Сразу скажу, что до полетов с воды дело так и не дошло, - как говорилось в книге о капитане Врунгеле, - "в виду отсутствия воды как таковой..." Просто не удалось выбраться на полеты к водоему.

-15
РУ модель самолета-амфибии.  Июль 2013 года
РУ модель самолета-амфибии. Июль 2013 года
Разбег амфибии...
Разбег амфибии...

На этой, модели-амфибии были установлены моторы еще мощнее, чем у предыдущих двухмоторников. На модели были так же закрылки и водоруль (для управления при глиссировании по воде). Водоруль управлялся совместно с рулями направления на киль-шайбах по одному общему каналу управления РН. Модель была разборная, и состояла из трех частей, - фюзеляж-лодка, крыло типа "чайка" с двигателями и двухкилевое хвостовое оперение. Конструкционный материал пенопласт, бальза и углепластиковый и бамбуковый лонжероны...

-18
РУ модель амфибии в полете...
РУ модель амфибии в полете...

И все эти модели хорошо летали. Все, без исключения. А чтобы у читателей не было сомнений, я и дополнил все вышесказанное несколькими фотографиями. А еще я отмечу, что после создания этой "партии" двухмоторных РУ моделей, больше к теме многомоторных моделей я не возвращался. Как то уж так сложилось... Наверное, "мода" на них у меня прошла. И еще надо добавить, что ни разу у меня на двухмоторных моделях не произошло отказа двигателя в полете. Что меня радует...

Все эти модели, о которых я только что написал - полетели сразу, не создавая никаких проблем. В общем, удался мне тогда этот мой личный "проект" по созданию двухмоторных моделей. Только одна из них, самая первая в проекте, у которой в одном из первых полетов вываливался аккумулятор - все же потерпела крушение при полетах на сельхоз аэродроме Дракино. Что с ней тогда произошло я до сих по не знаю. Модель в полете перестала реагировать на любые мои команды с пульта, - по всем каналам сразу. Она опустила нос, перешла в крутое снижение, почти в пикирование, и с работающими двигателями почти отвесно врезалась в землю...

Единственно что можно предположить - это отказ приемника. Эту версию мы с друзьями посчитали основной, и единственно реальной. Хотя с абсолютной уверенностью этого утверждать, конечно, было нельзя. Бортовой приемник при аварии (можно сказать - при катастрофе) имел серьезные повреждения от падения, так что проверить его на работоспособность было просто невозможно. А что касается пульта управления - он работал, да и по сей день работает прекрасно. И тогда в этой "цепочке" вполне логично предположить слабым звеном только бортовой приемник...

А далее в этой главе я позволю себе добавить подборку фотографий и некоторых других своих, успешно летавших моделей. И как и в предыдущей главе, особо заморачиваться их описанием не буду. (Все равно это мало кому будет интересно) Часть из этих моделей, которые я представлю, целы и "живы" до сих пор, некоторые из них серьезно переделаны. И все они ждут своего часа. А другая часть из этих моделей была попросту утилизирована, когда перестал работать мой сервисный центр, и я лишился мастерской..

"Попугай" - плосколет из бальзы. Очень хорошо летает...
"Попугай" - плосколет из бальзы. Очень хорошо летает...
РУ модель   "Попугай" в полете
РУ модель "Попугай" в полете
РУ модель с убирающимися шасси. Система уборки-выпуска шасси работала отлично, но к сожалению фото этой модели в полете с убранным шасси я не нашел... Основной конструкционный материал "потолочка", лонжерон  крыла - сосна
РУ модель с убирающимися шасси. Система уборки-выпуска шасси работала отлично, но к сожалению фото этой модели в полете с убранным шасси я не нашел... Основной конструкционный материал "потолочка", лонжерон крыла - сосна
В полете...    Май 2013 года
В полете... Май 2013 года

Для "прикола", уже после создания, полета и героического поиска модели триплана "Красный Барон", как то я сделал еще один триплан, использовав для него две пары крыльев от поломанных свободнолетающих игрушек "Пайпер" фирмы "Пилотаж". Разумеется, в этом триплане я учел некоторые ошибки , допущенные мною при постройке "Красного Барона", поэтому полеты на нем был успешными. Он и сейчас жив, на нем снято все оборудование, и он хранится у меня дома на "вечной стоянке"...

Триплан "NC"
Триплан "NC"
РУ модель триплана
РУ модель триплана
Триплан "NC" в полете...
Триплан "NC" в полете...
Контурная РУ модель И-16, построенная для внука. Конструкция из пенопласта и "потолочки"...
Контурная РУ модель И-16, построенная для внука. Конструкция из пенопласта и "потолочки"...
Контурная РУ модель самолета Як-12.   Фюзеляж из пенопласта, крыло и оперение из "потолочки"
Контурная РУ модель самолета Як-12. Фюзеляж из пенопласта, крыло и оперение из "потолочки"
Як-12 в полете...
Як-12 в полете...

Немного о РУ модели биплана "Бип":

В полете РУ модель "Бип".  2016 год
В полете РУ модель "Бип". 2016 год
""Бип", август 2020 год
""Бип", август 2020 год

Модель биплана "Бип" была создана в 2014 году, хорошо летала, очень эффектно смотрелась в небе - за счет обтяжки яркой прозрачной пленкой. Конструкция классическая, - основной конструкционный материал бальза. Лонжероны крыльев липовые рейки, стойки и подкосы бамбуковые прутки, гаргрот фюзеляжа из "потолочки".
Единственным недостатком этой модели было то, что она была неразборная. А это всегда вызывало проблемы с доставкой ее к месту полетов, - ведь помимо Бипа на полеты мы всегда везли и другие модели. Осенью 2020 года я решил переделать "Бип" в моноплан, причем крыло на нем сделать съемным. Что и было мною выполнено. Крыло на моноплане теперь из пенопласта, крепится резинкой. Бип стал немного легче, а летает так же хорошо, как летал и в варианте биплана...

"Бип", переделанный в моноплан-парасоль.   Сентябрь 2021 года
"Бип", переделанный в моноплан-парасоль. Сентябрь 2021 года
Моноплан "Бип" в полете.  Аэродром Гремячье, сентябрь 2021 года
Моноплан "Бип" в полете. Аэродром Гремячье, сентябрь 2021 года
"Бип" заходит на посадку, выполняет 4-й разворот..   Аэродром Гремячье,  сентябрь 2021 года
"Бип" заходит на посадку, выполняет 4-й разворот.. Аэродром Гремячье, сентябрь 2021 года

Крестолёт:

РУ модель "Крестолет"...     2010 год
РУ модель "Крестолет"... 2010 год
Крестолет, - вид снизу
Крестолет, - вид снизу
Крестолет в стартовой позиции, и готов к вертикальному взлету...
Крестолет в стартовой позиции, и готов к вертикальному взлету...

РУ модель "Крестолет" получил свое название от того, что если посмотреть на модель в торец, - независимо спереди или сзади, то это будет реальный крест. У этого Крестолета, если посмотреть на него сбоку - то верх или низ модели можно определить только по наклеенному цветному скотчу. Склеен он из "потолочной" плитки, горизонтальная поверхность имеет бОльшую площадь, чем вертикальная - за счет крыла.

Вертикальная поверхность так же как и горизонтальная симметрична. (верх или низ одинаковы по форме и площади) В середине этой крестообразной конструкции есть вырез под пропеллер. При любом положении Крестолета на земле - вращающийся винт защищен, и лопасти винта ни за что не могут зацепить. То есть просто так винт на модели не поломать...

Взлетал этот Крестолет из вертикального положения, для чего его необходимо было только просто поставить на "крест" стабилизатора-киля. Как на фотографии, которую я привел выше. Стоило только "дать газ", и Крестолет легко уходил в небо. Прямо таки аппарат вертикального взлета... Управлять им было легко, забавная штука получилась. Единственно, что немного напрягало - так это то, что стоило только Крестолету немного отлететь в сторону, и очень трудно было тогда определить где у него верх, где низ, и вообще - что "это", и куда и как "это" летит...

Но, по "секрету" вам скажу, что подобные проблемы с пилотированием я сразу изначально предвосхитил. И все детали оборудования (аккумулятор, регулятор оборотов, приемник и сервоприводы) расположил на нижней (если смотреть на Крестолет сбоку) части фюзеляжа. Тем самым это оборудование своим весом стало играть роль обычного маятника. И если в полете, когда трудно было определить пространственное положение Крестолета, то отпустив на пульте стики управления, я давал ему возможность самостоятельно восстановить нормальное положение в небе. Все просто и надежно...

Взлет Крестолета..   Аэродром Хохольский,  октябрь 2010 года
Взлет Крестолета.. Аэродром Хохольский, октябрь 2010 года
Крестолет в полете  (вид снизу)
Крестолет в полете (вид снизу)
Крестолет выполняет левый вираж...
Крестолет выполняет левый вираж...
Добавьте описание
Добавьте описание
РУ модель самолета Як-3 в процессе постройки.   Август 2015 года
РУ модель самолета Як-3 в процессе постройки. Август 2015 года

Эту РУ модель самолета Як-3 мы строили вместе с внуком. Ну, точнее - я строил, а внук помогал. Идею построить самолет времен ВОВ, и именно Як-3, это была как раз его, внука, идея. И еще, что мы оба хотели - так это сделать на этой модели убирающиеся шасси. Чтобы облегчить задачу внуку, и себе в первую очередь, конструкцию модели я решил делать по упрощенной схеме, - ну уж во всяком случае не такую, как это на моделях-копиях делают моделисты. Эту модель скорее можно бы было назвать полукопией самолета Як-3.

Строил этот Як я только в те дни, когда внук приходил ко мне на работу, так сказать для обучения и наглядности. А приходил он ко мне не совсем часто. В общем, рождалась эта модель медленно, да, впрочем у меня других забот и без этого Яка было в достатке. А когда было принято решение о закрытии магазина и моего "сервисного центра", тут уж стало совсем не до этого Яка...

Практически он был сделан полностью, и шасси на нем прекрасно убирались и выпускались, в том числе и хвостовое колесо, - как и на прототипе. Единственно, не был сделан фонарь кабины пилота. Модель была разборная, съемное крыло крепилось впереди двумя штырями, которые входили в отверстия шпангоута, а сзади прижималась одним винтом. Управление уборкой-выпуском шасси осуществлялось одной стандартной сервомашинкой с металлическим редуктором (с высоким крутящим моментом).

Только все наши хлопоты с этой моделью остались напрасными. Во всяком случае по состоянию на сегодняшний день. Эта модель так и не дождалась своего первого полета, - поначалу по причине "потери" моей мастерской, а позднее и полного запрета полетов в нашей зоне по известным всем причинам... На сегодняшний день, с этой модели снято все электрооборудование, и она находится (пылится) на длительном хранении. И меня терзают смутные предчувствия, что она вряд ли когда ни будь взлетит. Жаль, конечно, но такова реальность...

В январе 2014 года я решил построить РУ экраноплан, - и по совместительству аэросани и "гидрошнягу". В общем, это был своего рода мой эксперимент. Модель полностью собрана из потолочной плитки. Сделал я ее довольно быстро. Кое какие идеи я подчерпнул в интернете - на форуме моделистов. Зима в тот год была снежная, и первую "пробу" своего изделия я провел вечером на поле школьного стадиона, рядом с домом. По свежевыпавшему снегу моя "Шняга" бежала легко, но добавить скорости и вывести ее на "экран" я не решился, - места маловато, да и темно.

А вот в феврале того же года я вышел на заснеженный лед Воронежского водохранилища. И там моя "Шняга" без проблем "вышла на экран", и устойчиво шла над снегом. Все у меня получилось! Вполне возможно, что так бы она шла "на экране" и над водой, но до этого дело так и не дошло. Зато, в тот же день, на заснеженном водохранилище, я решился, и вывел двигатель на максимальный режим и взял "на себя" руль высоты. И "Шняга" просто взлетела! Она вполне сносно, оказывается, могла и летать, правда была весьма чувствительна к отклонению рулей. Да и по крену раскачивалась. Но, летела к моему удивлению... Больше со "Шнягой" на полеты я не выходил, весной с нее было снято все оборудование, и на этом ее "век" закончился. Мне вполне хватило только эксперимента...

Добавьте описание
Добавьте описание
Первая проба Шняги по снегу
Первая проба Шняги по снегу
Подготовка "Шняги" к старту на замерзшем и заснеженном водохранилище.  Февраль 2014 года
Подготовка "Шняги" к старту на замерзшем и заснеженном водохранилище. Февраль 2014 года
"Шняга" скользит над снегом на "экране"...
"Шняга" скользит над снегом на "экране"...
А это "Шняга" в полете над водохранилищем выполняет левый вираж...
А это "Шняга" в полете над водохранилищем выполняет левый вираж...

Конечно, за этот период, 2010 - 2015 годы, мною были созданы и некоторые другие модели, но их фотографий у меня просто нет, поэтому я ограничился только этими, приведенными выше. Что еще можно сказать о созданных мною за период "фристайла" летающих моделях, краткий обзор которых я привел в этой и предыдущих главах? Казалось бы, если учесть, что почти ни одна из этих моделей не была разбита "в хлам", то куда же подевалась такая "куча" моделей? Причем летающих, исправных, практически всегда готовых к полету?

А все очень просто. Для меня самый главный интерес всегда представляло воплощение своего замысла в летающую модель. И если она полетела - то следующий вопрос заключался в том - хорошо ли, все ли мои замыслы в ней были реализованы? И если что то получалось не так, я модель дорабатывал, что то на ней менял или переделывал. А когда модель начинала летать так, как я и задумывал изначально, - интерес к ней как то быстро угасал. Потому что в планах уже было совсем другое, новое...

А что же было делать с уже хорошо летающими моделями? А ничего, я их просто вешал на стену или ставил на полки стеллажа, предварительно сняв с них все оборудование, И это оборудование (двигатели, регуляторы, стойки шасси, электропроводку, сервомашинки, иногда и колеса) - использовал на других, вновь создаваемых моделях. Однако, исключения из этих моих неписанных правил были, - некоторые модели (наверное, особо любимые?) летали долгие годы, и сохранены до сих пор. Среди них есть и несколько моделей фабричного производства, которые я в свое время приобрел, еще работая в сервисном центре. Но о них я немного скажу в следующей главе...

И это несмотря на то, что хранить их мне особо и негде. А в первую очередь я сохранил все свои старинные аэропланы, ну и ряд некоторых других моделей. Перечислять их тут не вижу смысла. А что с остальными, которые не попали в "списки счастливчиков"? А ничего... По мере их старения, и даже повреждений при хранении или перевозке - были мною просто утилизированы. Разумеется, некоторые ценные для меня в будущем детали или узлы я с них снимал, и сохранял "на потом". И большинство из этих деталей и узлов обретали новую жизнь. И так все было до тех пор, пока я не лишился своей мастерской. А еще, если честно сказать, для таких как я, моделистов-любителей, сейчас времена наступили сложные и непредсказуемые. Но, это уже совсем другая история...