Найти в Дзене

Когда понимаете, какому поколению продаете, делаете это результативно

Оглавление

Искала информацию в интернете про поколения XYZ и поняла, что в них много не стыковок, словно каждый автор статьи это блогер, переписывающий данные под свое мировоззрение. Не стала ориентироваться на такие статьи, прочитала несколько научных (у меня социологическое образование МГУ, привыкла к таким форматам) и на базе них написала эту статью.

Для описания поколений X и Y использовала труд Ожигановой Евгении Михайловны «Теория поколений Нил Хоува и Вильяма Штрауса. Возможности практического применения», написанная в 2015 году, для поколения Z – публикацию автора Кулакова Анна Борисовна «Поколение Z: теоретический аспект».

Задаетесь вопросом зачем Вам, руководителю компании, которая, например, занимается пошивом одежды, такие знания о поколениях?

Вы (с командой или без) создаете продукт и определяете для себя целевую аудиторию – тех, кто является вашим потребителем. Если у вас много разных целевых аудитории и все важны, то разбили целевую аудиторию на группы (сегменты), для каждого сегмента создали свою модификацию продукта и продаете его нужными словами: на сайте, в коммерческой рекламе (тексты, видео, картинки), в соц сетях. Если вы это сделали, то продажи будут выше конкурента, решившего, и так продадим.

Один из критериев, используемых в сегментации людей - это причастность к определенному поколению.

В 1991 году американские социологи Уильям Штраус и Нил Хау независимо друг от друга разработали теорию поколений. Согласно которой считают, что социальное поколение – это некая совокупность людей, рожденных в один 20 летний период и обладающих тремя общими критериями:

1. Возрастное положение в истории (переживание одних и тех же исторических событий примерно в одинаковом возрасте)

2. Общие, единые верования и модели поведения (формат заработка, распределение ролей в семье)

3. Ощущение причастности к данному поколению (посмотрите на примере юмора - логически понимаю, почему смеются родители, но от души не смешно)

Отмечу, что российские социологи взяли данную иностранную модель и адаптировали к действительности страны.

Можно было бы рассказывать только о поколении X (с 1964 года) и далее, но история циклична, а проводить параллели – залог успеха.

Поколение GL (поколение победителей)

Люди этого поколения родились с 1901 по 1922 год. На их мировоззрение отразились такие события, как революция 1905 года, Февральская и Октябрьская революция, Первая мировая война, Гражданская война и установление советской власти. Это поколение отличается, а скорее уже отличалось верой в социалистическую идеологию, высоким уровнем ответственности и трудолюбием. Жизнь для них это, в первую очередь, борьба за светлое будущее. Лучший мотиватор – достижение общего порядка и справедливости. Деньги нужны как средство существования, но не как цель, поэтому большой ценности не представляют.

Молчаливое поколение

Родились с 1923 по 1942 года и были воспитаны в период правления Сталина, период коллективизации, индустриализации, Второй мировой войны, послевоенного голода и разрухи. Такие события сформировали человека терпеливого, молчаливого и исполнительного. Они крайне уважительно относятся к закону, должности и статусу человека. Полное и беспрекословное подчинение начальству является для них нормой, а не проявлением слабости.

В период 1930-40х годов был изобретен пенициллин и прочие антибиотики, которые позволили бороться с ранее неизлечимыми заболеваниями, изменили представление поколения о медицине. Врач для данного поколения – уважаемая личность, рекомендации которого не подлежат сомнению или обсуждению.

Важным институтом для «молчаливых» является семья, в которой они могут быть открытыми и свободными. В любых других местах и в окружении чужих людей представители данного поколения будут стараться контролировать себя, чтобы не сказать или не сделать чего-то, что могло бы осложнить им жизнь. А ввиду голодного детства в плане потребления им характерна запасливость, экономность, желание накормить детей и внуков.

Беби бумеры

Родились в период с 1943 по 1963. Поколение получило название ввиду всплеска рождаемости после второй мировой войны, они росли в сверхдержаве СССР, который уважал весь мир. Страна победила во Второй мировой войне, первым отправила человека в космос, показывала невероятные успехи на спортивных олимпиадах. Благодаря таким историческим условиям, люди поколения «бэби бумеры» - оптимисты, готовые приложить все усилия для достижения поставленной цели.

Представители этого поколения любят спорт и стараются сохранять свое здоровье и активность как можно дольше, так как потеря активности для них означает потерю значимости. Пионерия, комсомол, рабочие бригады развили в них склонность к коллективизму, но не отняли индивидуальность и склонность к лидерству.

Поколение X

Родились с 1964 по 1982 года, эти люди росли в условиях застоя, а затем в условиях радикальной перестройки. Они стали свидетелями холодной войны, войны в афганистане, ввоза наркотиков и распространения спида. Ввиду постоянной занятости родителей из поколения «бэби бумеров», дети поколения X росли более самостоятельными. Такое детство сформировало главные качества – жизненный опыт, готовность к переменам и расчет на собственные силы. Представитель Х – индивидуалист, ценит свободу выбора, при выборе работы руководствуется возможностью проявить свои умственные и творческие способности. При этом они прагматичны, желание получать выгоду и прибыль у них выше, чем желание приносить пользу обществу и государству.

Поколение Y (миллениумы)

Родились в период с 1983 по 2000 года. Главными историческими факторами, повлиявшие на становление мировоззрения стали окончание Холодной войны, распад СССР. Эти события дали ощущение, что нет ничего вечного. Исходя из этого они не признают какие-либо идеалы, не уважают власть и авторитеты.

Миллениалы склонны принимать решения очень быстро, т.к. боятся, что другой возможности может не представиться. Этот метод способствует развитию устойчивости перед изменениями, способностью реагировать на неожиданные вывозы, а с другой стороны, слишком высокая скорость принятия решения не дает возможность оценить ситуацию полностью и отражается на качестве принятых решений. У них отмечается склонность к быстрому потреблению и желанию быстро достигать высоких результатов. Идеалом считается «американская мечта».

И еще одной особенностью поколения является их привязанность к компьютерным играм. Как правило, подобные игры имеют линейную структуру, четкую связь действий и следующих за ними поощрений или наказаний, возможность сохранения. «Миллениумы» переносят механизмы игры в реальную жизнь, и поэтому в их поведении могут прослеживаться такие тенденции как неумение действовать без четких указаний и контроля, нежелание делать что-то без очевидной выгоды, нацеленность не на конкретный результат, а на процесс действия, склонность отступать, если что-то не получается. Работодателям рекомендуется пробовать такие коммуникации к представителям этого поколения, занимающих средние и низкие позиции: обучение в формате игр, гибкий график, возможность быстрого карьерного роста, выдача точных указаний, постоянные творческие задания и возможность проявить себя.

Поколение Z

Родились с 2001 по 2020. Данное поколение практически не описывается социологами Н. Хоув и В. Штраус, поэтому взяла научную публикацию Кулаковой А.Б.

Воспитание поколения Z прошло в реалиях наиболее полной вовлеченности человека в цифровое общество, это возможность свободно передавать и принимать информацию. Психофизиологическое развитие каждого ребенка подчиняется законам последовательного возрастного развития, каждый этап которого готовит его к успешному прохождению следующего. Поток неадаптированной информации провоцирует повышенную возбудимость, впечатлительность, неусидчивость, суетливость, в крайних случаях – гиперактивность.

Наряду с этим представители поколения быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, и действовать в условиях многозадачности.

В 2016 году Сбербанк и агентство Validata провели качественное исследование в 3х городах Москва, Саратов и Барнаул. Участвовали: 14 групп с молодежью от 14 до 22 лет, 5 групп с родителями, эксперты и 18 онлайн-блогов. Было выявлено, что молодежь не воспринимает большие объемы информации, предпочтение отдается маленьким фрагментам. Средний период концентрации внимания на одном объекте составляет всего 8 секунд. Вместо текста предпочитают эту информацию в виде иконок, смайликов, картинок.

Современной молодежи трудно даются многотомные художественные произведения, которыми зачитывалось старшее поколение, а литература с тезисным изложением (чек-листы, лайфхаки, пошаговые алгоритмы, дневники, комиксы) пользуются успехом.

Восприятие и мышление «цифровых детей» не стало положительным или отрицательным, оно изменилось и приобрело новый формат, удовлетворяющей запросы информационной эры человечества.

Отношения между представителями поколения Z и родителями носят партнерский характер, отсутствует догматическое давление со стороны старших (ввиду того, что взрослые признают, что их мнение может быть не авторитетным для детей по некоторым областям знаний).

При описании портрета представителей Z стоит обратить внимание на поколение X, т.к. именно они выступают родителями большинства «цифровых детей». И им присуще «профессиональное родительство»: они с раннего возраста оценивают способности ребенка, стараются максимально развить его кругозор, потенциал, интеллект через всевозможные кружки, секции, языковые студии, спортивные сообщества, путешествия, форумы, книги, спектакли, а потом делают основательный выбор – чем ребенку заниматься. Такой подходу к процессу воспитания у родителей-X связан с 2мя ценностями их поколения: ценность профессионализма и ценность детства. Ценность профессионализма – не устраивают неэффективные программы развития детей, поэтому включаются в процесс разработки новых, удовлетворяющих их требования. Ценность детства – у самого поколения X было настоящее, свободное, наполненное событиями детство, поэтому детство воспринимают как архиважный период жизни. А также стараются компенсировать занятость своих родителей (бэби бумеров), которые в их детстве были постоянно на работе.

С учетом особенностей воспитания можно говорить, с одной стороны, что поколение Z растет в дружественной, доверительной атмосфере в семье, молодежь уважает родителей, умеет выстраивать отношения, с другой - гиперопека родителей оказывает влияние на формирование потребительского отношения к обществу и окружению, эгоцентризм и инфантилизм.

По мнению доктора психологических наук, кандидата медицинских наук М. Сандомирского, если на человека предшествующих поколений оказывала большое влияние коммуникация «человек-человек», то для нового поколения, скорее всего, виртуальная коммуникация будет преобладать над реальной.

Поколение Z интересно для большинства продуктов, при этом в науке недостаточно изучено. Дополняю описание информацией из ненаучных статей:

Зумеры бережливее своих родителей, не теряют голову от изобилия предлагаемых товаров и услуг, не склонны к спонтанным покупкам: лишь 41% из них занимаются шоппингом, чтобы расслабиться. Серьезный подход к тратам позволяет осознанно принять решение о покупке. Исследование показало, что 57% зумеров в первую очередь обращают внимание на качество товара.

Современное поколение Z любит все новое и уникальное, при этом может предпочесть аренду покупке, ведь для них эмоции ценнее богатства. Они хотят, чтобы окружающие реагировали буквально на каждое их действие, неважно — негативно или позитивно.

Изложила ключевые особенности поколений. Теперь при создании продукта и его продаже вспоминайте, кто ваш основной потребитель и ориентируйтесь на его восприятие. А также используйте мои услуги для продвижения, мой персональный сайт.