Найти тему

Факторы антропосоциогенеза. Ответы КСЕ.

Оглавление

Современные представления о факторах антропосоциогенеза.

Факторы антропосоциогенеза связаны между собой и делятся на биологические и социальные:

- к биологическим факторам антропогенеза относятся: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция и естественный отбор.

- к социальным факторам антропогенеза относятся: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

О.Б. Соболева, В.В. Барабанов, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин выделяют основные из них, а также их роль в становлении общества.

Таблица 1 - Факторы антропосоциогенеза

-2

В.И. Киселев в качестве интегрирующий фактор антропосоциогенеза рассматривает производство, которое при определенных условиях оптимизирует соотношение противоположных интересов, в частности исполнителя и руководителя (работника и работодателя). Цели того и другого, исходя из их интересов, диаметрально противоположны, однако, данное социальное противоречие разрешается в общей цели – экономической эффективности производства. Развитие производственных отношений, таким образом, является критерием развития человека и человеческого общества[1].

И.А. Хасанов выделяет в онтогенезе современного человека два периода биогенетического развития, а именно: период эмбрионального развития, когда действует «биогенетический закон» в чистом виде, и период постнатального развития, когда весьма важным, принципиально необходимым фактором, без которого новорожденное человеческое дитя не может стать полноценным человеком, становится процесс социализации[2].

Исследователи языков первобытных племен отмечают чрезвычайную конкретность этих языков, наличие десятков и сотен слов, обозначающих конкретные виды того или иного особенно важного для данного племени фактора среды, природного явления и т.д., и отсутствие вместе с тем обобщающего эти факторы или явления абстрактного понятия. Эта особенность языка первобытных племен объясняется, на наш взгляд, тем, что человеческий язык формировался первоначально как система сигналов надиндивидуальной информационной системы, призванных вызывать не мыслительные познавательные процессы, а вполне определенные, часто двигательные, реакции, направленные с учетом наличных обстоятельств на конкретные объекты.

По мнению Н.М. Мамедова: «Культура — атрибутивный фактор антропосоциогенеза, становления и развития человека. Она проявляется в традициях, восходящих к глубокой древности, в духовной, интеллектуальной атмосфере эпохи, способе мышления и деятельности людей, парадигмах научного познания, содержании и методах образования, характере экономики, права, политической системы, особенностях управления обществом. Иными словами, все достижения человека, все формы, в которых протекает его деятельность, так или иначе, определяются культурой»[3]. Сейчас достаточно четко осознается регулятивная функция культуры в человеческой жизнедеятельности. Как оправданно считает академик В. С. Стёпин, «нет такой области поведения и общения людей, нет таких социальных состояний, структур, институтов, которые бы возникали, воспроизводились и изменялись вне влияния культуры»[4].

Однако, живя в «мире культуры», трудно уловить суть культуры, понять логику и динамику ее развития, механизмы влияния на разные сферы деятельности человека. Это приобретает особую значимость при попытках выявить инициирующие факторы социально-экономического развития, понять основания различий цивилизаций, стилей и образа жизни людей.

В процессе исторического развития у разных народов, в зависимости от природных условий, этнических особенностей, складываются свои, самобытные представления о жизни, а также нормы поведения, символы. Язык, архетипы, традиции, религия, мировоззренческие установки, духовные ценности — все это базисные элементы культуры. Особенности их проявления определяют идентичность конкретной культуры, типичные для нее модели поведения человека.

Какие факторы антропосоциогенеза, раскрытые на лекции, упомянуты в этой статье? Запишите фактор и выделите то, что о нем сказано в статье

Глава из книги «Мы — это наш мозг» нейробиолога Дика Сваабе посвящена изучению формированию человеческого мозга на ранних стадиях развития. Развитие мозга, безусловно, относится к биологическим факторам антропосоциогенеза.

1) Так в статье рассмотрен мутационный процесс: «Одно из наиболее характерных отличий мозга человека от мозга шимпанзе состоит в том, что в человеческом мозге гораздо сильнее проявляется экспрессия генов, участвующих в мозговом обмене веществ. Ответственны за это, по-видимому, лишь немногие гены (транскрипционные факторы). Аналогичный аргумент дает одна из стратегий, применяемых для отслеживания генов, которые могли быть ответственны за становление человека, а также для поиска генов, мутация которых может приводить к уменьшению мозга и умственной отсталости. При наследственной первичной микроцефалии человеческий мозг столь же мал, как у крупных обезьян, однако глобальная структура его остается неизменной. Внешне такие люди выглядят вполне нормально и не имеют неврологических отклонений. Это нарушение развития может быть локализовано по меньшей мере в шести различных местах ДНК»[5].

«Найдены также гены, изменения которых ассоциируются с человеческой речью. Мутации гена FOXP2 приводят к наследуемому расстройству речи и дефектам произношения. Гены ASPM и микроцефалин также, по-видимому, связаны с речью.

В ходе эволюции возникали также новые функциональные гены. Наилучший пример — ген трехцветного зрения у приматов. Удвоение зеленого опсина, а затем мутации и отбор привели к возникновению красного опсина у приматов»[6].

2) Также в статье рассмотрены популяционные волны. «Теперь уже ясно, что из Африки были две волны миграции человека. Первая, миграция Homo erectus, 2–1,6 миллиона лет назад и вторая, миграция современного человека, Homo sapiens, 50 000–60 000 лет назад. Незначительные отклонения генетического материала среди популяций за пределами Африки говорят о том, что индивидов, которые оттуда мигрировали, было не более нескольких десятков. Впоследствии в различных регионах современный человек имел сексуальные контакты с Homo erectus, и последний ассимиировался»[7].

Социальные факторы антропосоциогенеза (трудовая деятельность, мышление и в коллективный образ жизни) в статье не рассмотрены.

Какие факторы антропосоциогенеза, раскрытые на лекции, не выделены (не упомянуты) в этой статье? Опишите сущность этих факторов. Запишите все факторы антропосоциогенеза и приведите пример (не менее 1 примера на каждый фактор) механизма действия этого фактора на популяции современного вида Homo sapiens.

Из приведенных в лекции биологических факторов антропосоциогенеза в статье не рассмотрены – дрейф генов, изоляция и естественный отбор).

1) Дрейф генов представляет собой - явление ненаправленного изменения частот аллельных вариантов генов в популяции, обусловленное случайными статистическими причинами. В статье об этом напрямую не говорится, но автор пишет о том, что: «Эволюция ДНК, например, привела к: 1) постепенным молекулярным изменениям в генах, кодирующих образование белков; 2) удвоению генов и формированию из них новых функциональных генов; 3) исчезновению генов и 4) эволюционным изменениям в некодирующих белки частях, РНК, выполняющих важные регулирующие функции в клетке»[8].

2) О факторе изоляции в статье не упоминается. Между тем, «сознание у ребенка не возникает автоматически, как результат биогенетического развития его мозга, а требует как непременного условия нормальной социальной среды, а также обучающего и воспитывающего воздействия обладающих сознанием взрослых членов общества»[9]. Об этом свидетельствует тот факт, что дети, с раннего возраста оказавшиеся среди животных или с самого рождения содержавшиеся в изоляции от людей, не обретали человеческих качеств, а если в таких условиях они росли до 12-13 летнего возраста, то их уже невозможно было перевоспитать и превратить в нормальных людей.

3) И последним биологическим фактором, описанным в лекции является естественный отбор. Естественный отбор — основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается. В статье говорится о том, что «Отдельные индивиды должны были участвовать в выработке социальной стратегии, которая в дальней перспективе гарантировала лучшую выживаемость группы. И действительно, у приматов прослеживается явная связь между величиной мозга и величиной и сложностью группы. Жизнь в социальных группах возникла у приматов 52 миллиона лет тому назад. Когда они превратились из ночных животных в дневных, жить в группах стало более безопасно. Сложность жизни в группе в значительной степени определялась формированием пар и моногамией. И то и другое предъявляет высокие требования к мозгу: требуется тщательный выбор партнера, гарантирующий хорошее потомство; становятся необходимы сложные переговоры между партнерами»[10].

Социальные факторы антропосоциогенеза (трудовая деятельность, мышление и в коллективный образ жизни) в статье не рассмотрены.

1) Трудовая деятельность. Наиболее характерная черта современного человека - совершенная кисть, способная к самым разнообразным трудовым операциям. Все другие особенности морфологии современного человека развились в связи с преобразованием кисти.

Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило коренным образом «облегчить» череп человека, уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для ее пережевывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации), побеждали отстающие в своем развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объема мозга. Галечные орудия «человека умелой» постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

2) Мышление. Деятельностным инструментом сознания является мышление. Оно — в основе всей практической активности человека. Сознание же — это совокупность всех знаний и представлений человека о себе и мире с осмыслением всех связей в них и между ними. Оно вырывается из сферы практической активности в сферу воображаемого, творя новый мир и новое видение его. Именно оно формирует Homo sapiens sapiens.

Инструментом сознания стал язык. Он возник из начального неречевого мышления в ситуативной деятельности наших предков. Выделение лидером элементов ситуации приводило к их умственной объективизации, превращавшей их в элементы мыслительной деятельности, направленной на выявление связи между действием и результатом. И это — знаковая функция языка. Знаковое выделение элементов ситуации с выявлением отношений между ними, расширенное до выявления элементов Действительности и их отношений, создавало информационное поле, функционирующее в сообществах Homo как основа обмена знаниями и жизненным опытом. И это легло в основу использования языка как инструмента развивавшегося сознания[11].

Мышление и язык стали фундаментом развивающейся жизнедеятельности наших предков и привели к антропогенезу, главной результирующей которого стала духовная деятельность, отличающая Homo от мира животных. Развитие духовности породило смысл существования человека.

3) Коллективный образ жизни. Норма выживания всех без исключения не могла не выразиться в том, что и средства производства, и основные предметы потребления в первобытно-родовой общине стали собственностью коллектива, который поэтому с полным правом может быть назван первобытной коммуной. Первоначально-коммунистический (или коммуналистский) принцип собственности придерживался прежде всего в отношении еды. Добытая членами коллектива (совместно или порознь) еда попадала, что называется, «в общий котел». И место у него имел каждый - самый сильный, как и искалеченный, счастливый, как и невезучий.

Коллективный образ жизни, совместная охота тре­бовали координации действий. Нужен был язык, который сначала являлся примитивным набором гортанных криков (призыв, опасность, выражение радости и т.п.). Более сложные коллективные дей­ствия привели к тому, что звук-сигнал стал постепенно отделяться от конкретного предмета или со­бытия, которому он соответствовал. Язык стал ин­формационной системой, средством общения. Он приобрёл обобщающий характер.

Речь постепенно становилась не только внешней, но и внутренней: предчеловек начал думать, т.е. говорить про себя. Слово, звук совершенно оторва­лись от предмета и стали жить своей собственной жизнью. Чем больше это проговаривание было свя­зано с осмыслением места, собственной роли в кол­лективных действиях стаи, тем больше осуществ­лялась индивидуализация мышления. А это шаг в развитии человеческого сознания, как осознания са­мого себя, своего «я»[12].

Другим социализирующим фактором была игра. Игра свойственна всем развитым биологичес­ким видам. В биологическом коллек­тиве игра способствует социализации, т.е. осмыслению своей роли в коллективе, места в стае, своего природного статуса и т.п. Игра у высших приматов, а потом у предлюдей преобразовывалась в форму коллективной деятельности, обеспечивалась развитым общением и стала специальной формой коллективного образа жизни.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-3
-4