Сейчас много обсуждают, как Израиль обломал зубы об тайные туннели ХАМАС*. Конечно, о том, что ЦАХАЛ достиг своих целей в Секторе Газа, сообщили еще в декабре. Но будем честными. Боевики ХАМАС остались, а армия Израиля уходит. Не секрет, что палестинцы достигли этого, благодаря тому что закопались в землю. (* и далее - запрещены в РФ).
И неизбежно возникает вопрос: как они появились и что их всему этому научил. Ответ есть в истории. Сразу скажу. Без США не обошлось.
Qanat или кяриз
Иногда у нас в литературе можно встретить объяснение, что это просто глубокий колодец. Это не так. Канат – это целая система ирригации, где колодец всего лишь один из элементов. Придумали все это в Персии, примерно три тысячи лет назад. Климат уже тогда был засушливый. Осадки в год -на уровне 10-25 см. Водоносные слои расположены глубоко, а наземные ирригационные каналы неэффективны – вода просто испаряется.
Канат решает все эти проблемы. Поэтому довольно быстро технология его строительства распространилась по всему региону, охватив также Малую и Среднюю Азию, Северную Африку. Добрались даже до Китая. И речь не о какой-то древности. Канат встречается повсеместно и сейчас. Во многих странах даже появились специалисты, которые только ими и занимаются. В Иране, например, муканни.
Война в Афганистане
Естественно, такие подземные сооружения использовались и во время войны. Если жители поселка спрячутся в них, при атаке неприятеля – это вполне нормально. В Афганистане, где войны не прекращались никогда, почти возле каждого аула был кяриз. Без него не выжить. Иногда целая сеть. Там прятались моджахеды.
Вот как это описал генерал Александр Лебедь в своих мемуарах «За державу обидно...». Позволю себе процитировать: «Какая мимо них идет колонна — им все равно, главное, чтоб она шла. Ра-а-аз — над дувалом выросли две-три фигуры. Три-четыре секунды — залп. Присели. Помощники отточенными, выверенными движениями бросили в стволы по гранате. Два! Опять над дувалами те же фигуры, те же секунды. Второй залп. Далее гранатомет за спину и... давай Бог ноги. Какой-нибудь обиженный танковый комбат разворотит все вокруг себя — но две-три машины горят, и надо оттаскивать раненых и убитых, а птички улетели. Причем сплошь и рядом не особенно далеко, в ближайший кяриз».
Не совсем понятно, как в этой истории появились американцы. Скорее всего оценили действия моджахедов и просто дали деньги. Главный минус каната – это стоимость. Его строительство обходилось тогда от трех до одиннадцати тысяч долларов за километр. Для достаточно бедного региона – это большие деньги. Соединенные Штаты оценили преимущество подземных туннелей и вложились в создание нескольких подземных крепостей.
Самые известные такие укрепрайоны: «Джавара», «Тора-Бора», «Кокари-Шаршари». Вложились не только деньгами. Привлекли немецких инженеров, которые познакомили местных с современными технологиями. Проблем кяризы и подземные укрепрайоны создали немало. Но все же СССР научился бороться с ними. Штурмовали и довольно успешно. На самом деле сложно сказать, насколько экономически было оправданно их строительство. Все же США финансировали их за счет наркобизнеса щедро. Как все это связано с туннелями ХАМАС?
Технологический скачок
В середине двадцатого века от qanat в регионе начали отказываться. По целому ряду причин. Во-первых, европейцы научили ставить артезианские скважины и дизельные насосы. А это намного проще и дешевле, подземных работ.
Во-вторых, такой способ снабжения водой требует совместной работы жителей и иногда даже не одного поселения. Надо собрать немаленькие деньги для найма специалистов и чтобы поддерживать туннели в рабочем состоянии. По многим причинам договариваться стало все сложнее. Например, земельная реформа в Иране разрушила традиционную крестьянскую общину.
В-третьих, войны, гражданские конфликты, революции приводили к тому, что колодцы и туннели просто некому стало обслуживать и они разрушались. Все изменилось в середине восьмидесятых.
Кто-то считает, что это просто совпадение. Но вот что интересно. СССР вывел войска из Афганистана. США свернули финансирование моджахедов. И вдруг в Пакистане и Ираке начали строить qanat не по старинке, с помощью кирки и лопаты, а применяя самые современные технологии.
Кто-то может сказать, что это просто совпадение. Вот только почему-то в восьмидесятых второе рождение древних технологий произошло в Иране и Пакистане. В странах, тесно связанных с моджахедами.
Туннели и война
Рост объемов строительства подземных ирригационных систем не был взрывным. Но если в Иране до восьмидесятых количество действующих qanat сокращалось, то потом, согласно переписи властей, их количество замерло на отметки в 28 тысяч. Примерно до начала девяностых. А потом медленно росло вплоть до 33,6 тысяч в 2002 году.
Проблема в том, что подземные туннели все равно оставались довольно дорогим удовольствием. Позволить себе его могли далеко не каждый. Поэтому и во время разнообразных боевых действий в регионе qanat не сыграли ключевой роли. Не было американцев, готовых вбухать в них несколько сотен миллионов долларов. Не сказать, что подземные крепости вообще не строили. Строили. Но масштабы были незначительными.
Например, Аль-Каида* ничего принципиально нового не выкопала. Пользовалась комплексом Джавара, построенным еще при помощи ЦРУ, и Тора-Бора. Последний очень разрекламировали на Западе. «Таймс» нарисовали схему. Вроде бы как террористы с начала 80х копали там, копали и выкопали целый современный город. Картинка красивая, но чистая фантазия. Когда армия США все же взяли комплекс штурмом ничего поразительного там не нашли. По сути, туннели даже нормально не восстановили после первого штурма СССР в 1980 году.
Еще пытались закапаться в землю игиловцы* в Мосуле. Когда организованные США курды вошли в город, они обнаружили проходческую машину. Но назвать их использование системным или массовым нельзя. Вначале еще появились сообщения в СМИ о туннелях под городом. Но журналисты в очередной раз поиграли в фейки. Достоверно выяснили, что хотя в городе были построены убежища под землей, но между собой они не сообщались, длинных ходов не было. Единственный достоверный случай: под самый конец штурма лидеры ИГИЛ* попытались вырваться из города, для чего начали строить подземный ход. Но не успели.
Сирийские повстанцы использовали подземные ходы намного активнее. Им немножко повезло. В районе Дамаска и других крупных городов страны были еще древние пещерные города, полуразрушенные qanat… Но главный фактор – достаточно щедрое финансирование неких неизвестных друзей. Судя по тому, как за повстанцев вписывались в США и Европе… Вот там действительно были многокилометровые ходы, убежища, почти жилища. Чувствовалось, что денег отвалили нормально. Но даже у них по сравнению с ХАМАС, все было мелочью. Как же так получилось?
Подземный мир ХАМАС
Искали кандидата на восьмое чудо света? Подземный мир Сектора Газа – вот самый очевидный из всех. По самым скромным оценкам, общая протяженность всей системы – 500 километров. Но, судя по тому, как израильтяне сейчас пытаются перекрыть выходы, их намного больше. При этом оборудованы туннели по максимуму. Подведено электричество, установлены светильники, для транспортировки грузов на земле проложены рельсы. Высота их два метра, большинство довольно узкие – около метра ширины, но есть такие в которых может пройти автомобиль.
У туннелей разное предназначение. Как уже стало понятно, некоторые нужны исключительно для военных целей. Для партизанской тактики. По ним небольшие группы хамасовцев подбирается к солдатам ЦАХАЛ. Есть созданные для защиты. В Израили считают, что они предназначены для эвакуации руководства палестинцев, но опять же судя по последним месяцам, скрываются там целые подразделения. И хранится там продукты, боеприпасы и все необходимое для жизни в течение довольно длительного времени. Но лично я считаю, что самые главные для них – это экономические. Они, собственно, профинансировали все.
Экономическая блокада
Началось все еще в 1991 году. У Израиля проблемы с палестинцами были давно. В какой-то момент кому-то пришла в голову гениальная идея: закрыть Сектор Газа для выезда. Потом добавили запрет на перемещение товаров. Ограничения вводились как бы временно. Постепенно все это превратилось в настоящую блокаду. Израильтяне построили вокруг Сектора стену, ров, вышки, наблюдательные центры, все серьезно. Ограничили передвижение только четырьмя КПП. Не уверен, как все это согласуется с международными законами. Скорее всего, никак.
В этот период как раз рос авторитет и популярность ХАМАС и израильские власти на полном серьезе рассчитывали, что экономические ограничения образумят палестинцев и они отвернуться от исламистов. Типа, поголодают и осознают. План не задался сразу. Вместо покаяния палестинцы занялись контрабандой. Самый эффективный способ ее оказались туннели. Через стену особенно не перебросишь, дроны тогда даже не появились, людей и транспорт на КПП досматривали очень тщательно, если вообще пропускали. Поэтому с 1991 года в Секторе Газа родилась целая отрасль, так сказать, подземная транспортировка. Почти ХАМАС-гиперлуп, только без гиперлупа.
Главным транспортным узлом стал город Рафах, который находился на границе с Египтом и на тот момент был разделен на палестинскую и египетскую часть. На тот момент – потому что позже Египет свой Рафах полностью снес. Где-то 150 тысяч население, еще сотня тысяч в лагерях беженцев вокруг. Но самое главное малоэтажная застройка и достаточно большая площадь, около 65 квадратных километров, где можно спрятать почти все что угодно. А арабы-единоверцы с той стороны границы, в отличие от евреев, охотно торговали с Сектором Газа.
Официальный Каир к блокаде отнесся весьма благосклонно. Дело в том, ХАМАС очень близки с братьями-мусульманами. Первые если не филиал вторых, то как минимум родственники. И «братья» основные противники египетских властей, что Хосни Мубарака, что нынешнего ас-Сиси. Поэтому сначала старательно делали вид, что их все эти блокады не касаются, а когда ЦАХАЛ покинул Сектор, молча перекрыли границу. Был только один недолгий период, когда КПП в Рафахе были открыты. В 2012 году западные НКО и «арабская весна» вознесла «братьев» к вершине власти в Каире. Но продержались они всего год. Потом военные все порешали.
Туннельная экономика
Надо признать, что палестинцы тоже не совсем правы. Действуют не благородные контрабандисты. В первую очередь, через границу тащат ворованное. Почти все угнанные автомобиле в Египте перетащили по туннелям в Сектор Газа. Коровы, технику, топливо, похищенных людей… Опять же. Требуется скрыться от закона – добро пожаловать в подземный ход.
Формально в 2007 году, когда ХАМАС оформил свое правление, выиграв выборы, Израиль полностью закрыл границы, разрешив только небольшой гуманитарный список. Но до последних боев магазины были завалены самыми последними новинками.
За эти годы в Секторе Газа сложилась странная экономика, связанная так или иначе с подземными ходами. Туннели для переходя через границу строят как ХАМАС, так и частные лица, так сказать инвесторы. За это они платят ХАМАС своеобразные налоги, они же контролируют, что через них транспортируют. Инвесторы или сами торгуют, либо пропускают товары торговцев. Товаропоток довольно большой. И огромные деньги. Так получалось, что блокада и туннели контрабандистов практически финансировали строительство остальных подземных убежищ.
Что интересно, Египет при Сисе попытался с туннелями бороться. Вначале усилил стены, потом снес все египетские поселения возле границы Сектора. Это не особо помогло. Последняя их надежда: огромный канал, куда планировалось запустить морскую воду. Из-за особенности почвы большинство действующих туннелей должно было затопить. Но тут случилась атака ХАМАС на Израили и все как-то забылось…
* запрещены в РФ