Деметра/Великая Мать вызывает наибольший страх, когда она открыто демонстрирует свои разрушительные способности, становясь ужасной, грозной матерью, как это происходит, например, в сказке о Малифисенте. Некогда добрая фея после предательства возлюбленного, становится злой и жестокой и накладывает на новорожденную дочь короля проклятье.
Малифисента принимает образ злой мачехи, воплощающий деструктивную сторону материнского начала. Темное стремление к уничтожению – такая же часть архетипа матери, как и его светлая сторона, связанная с зарождением новой жизни.
Время от времени женщина может переживать в себе теневую сторону материнства, которой присуще стремление к саморазрушению, оказывая пагубное воздействие и на других: на любимого мужчину, на детей и на друзей.
Архетип Грозная мать - это возрождающая, пожирающая и разрушительная сторона материнства, которая может угрожать росту, развитию и независимости личности.
Базовые поведенческие тенденции: сверхконтроль, гиперопека, в сочетании с игнорированием интересов своих и других людей. Усталость от жизни и ответственности.
Эмоциональное выгорание, гиперконтроль, садисткое игнорирование ребенка: "не ори, ты мне мешаешь" ; " что тебе надо, я тебя накормила, не ной" , приписывание окружающим глупых мыслей, самодурство, сверхбеспокойство "Всю ночь не спала, о тебе думала, как ты там?", жутко обижается и злится, когда ее не слушают, жертвенность, но требование платы и благодарности за принесенные жертвы, ведь "я тебе всю жизнь отдала", зависть молодым, наличие двойных посланий, шизофреногенной коммуникации... далеко не весь список проявление архетипа.
В зависимости от установок и ситуации, в которой находится человек, в глубине его психики могут зародиться смертоносные силы, которые он обязан осознать. Самым крайним случаем разрушения сознания архетипами коллективного бессознательного является, по всей видимости, психическое заболевание.
В фильме "Талли", где главная героиня - многодетная сорока летняя женщина находится в глубокой депрессии и психоэмоциональном выгорании, и чтобы хоть как то справиться, ее психика находит выход.
С помощью вымышленной молодой двадцатилетней няни Талли (субличность главной героини), многодетная мать активирует в своей психике тень архетипа, возвращая тем самым силу, стремление жить и с чувственным удовольствием находиться в роли и жены и матери чудесных малышей. Возлагая как бы на Талли часть домашних обязанностей, героиня отпускает гиперопеку и сверхконтроль , ее мир постепенно приходит к гармонии.
В фильме "Малифисента" злая фея накладывает проклятье на новорожденную дочь короля, снять которое может только поцелуй истинной любви (материнской) , что также олицетворят собой тень архетипа.
А принцесса Аврора, символизирующая внутреннего ребенка (архетип Принсесса) , пробуждает в Малифисенте веру в любовь (возвращает ей крылья). Ведь в этом смысле вера ребенка может быть наивна, но непоколебима.
Данная сказка возвращает нас к мифу о Деметре и Персефоне, когда горюющая мать воссоединяется со своей юной дочерью и вокруг вновь все оживает и плодоносит (метафора пробуждения архетипа юности). Этот процесс в терапии происходит поэтапно, вначале это меняющиеся вспышки гнева и радости, далее женщина заново учится замечать свои потребности , находить новые интересы, коммуницировать с окружающими, получать эмоции, возвращает свою чувственность. Вскоре, после первых признаков возвращающейся жизни, женщина снова становится собой, наполняется жизненной силой , воссоединяется с той частью себя, которая была утрачена.
Внешний вид: может быть любой. Мы можем видеть бабушек на скамейке или наблюдать героиню фильма "Дьявол носит Pradа": в любом случае они лучше знают, "как надо". Внешний вид позволяет грозной мачехе влиять на других
Невербальные проявления: Ориентированы на то, чтобы у другого человека возникло чувство вины и стыда. При необходимости - отсутствие излишней жестикуляции, на лицу, как правило, выражение презрения или гнева.
Выбор партнера: либо подчиняется, либо предоставляет равные возможности. Это связано с иерархией доминирования, которая существует в этом мире. Мужчина чаще всего воспринимается как досадное недоразумение. Он должен быть под каблуком и подчиняться, делая то, что нужно Матери.
Выбор профессии: Грозная мать всегда знает, как правильно жить и поступать во всем. Испытывает ненависть к образованию и работе. Считает, что обучения ей не нужно, т к и без науки понятно о чем следует думать, говорить и действовать. Такие женщины прекрасно себя чувствуют себя в кресле чиновника, политика, руководителя предприятия, где позволено властвовать и управлять людьми. Хотя интеллектуальные способности далеко не на высоте.
В чем может пригодиться данный архетип:
1. Вы устали обо всех заботиться, кроме себя
2. Ваши близкие и подчиненные снимают с себя ответственность
3. Люди воспринимают вашу мягкость за слабость