Найти тему
Киновед в штатском

Карты, деньги и три звезды: Как одно актерское решение изменило дебют Гая Ричи и спасло его карьеру

Пока телевизионная версия "Джентльменов" еще не стерлась из воспоминаний, а "Министерство неджентльменских дел" не добралось до мирового проката, позволю себе напомнить вам о дебютной картине Гая Ричи. Сегодня хочу рассказать о том, как стремление студии подстраховаться едва не лишило "Карты, деньги и два ствола" их фирменной магии. И о том, как могла измениться карьерная траектория главного британского режиссера-хулигана, если бы он уступил в своих взглядах на образ главного героя фильма. Готовы вернуться в 1998-й на улицы Лондона? Тогда вперед, в мир, где выживает сильнейший.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Нет смысла говорить, что дебютная картина для любого режиссера становится подлинным пропуском в большой мир кино. Всё получилось – перед тобой откроются двери масштабных звездных проектов. Ошибся – останешься середняком и всю жизнь будешь сражаться за новую возможность громко о себе заявить. Провалился – считай списан в глубокий тыл снимать двенадцатый эпизод мыльной оперы для канала "Домашний". Гай Ричи свой шанс использовал сполна – "Карты, деньги и два ствола" и спустя четверть века уделывают большинство жанровых конкурентов плотностью черного юмора, забористым экшеном и непредсказуемыми сюжетными твистами. Но, как водится, фильм мог быть совсем другим, если бы...

-3

Напомню (хотя зачем?), что сюжет картины разворачивается вокруг молодого повесы Эдди, который уговаривает трех своих приятелей собрать денег и сыграть по-крупному с довольно опасными людьми. Карта не идет, и Эдди проигрывается, но что еще страшнее – он оказывается должен бандитам крупную сумму. Поиски возможности выплатить проценты оборачиваются чередой неожиданных стычек, непредсказуемых пересечений и весьма кровавых разборок. Особое чувство юмора автора, фантастическая химия между персонажами, драйвовый саундтрек и другие важные детали сделали свое дело – "Карты" всё еще смотрятся на одном дыхании.

-4

На момент своего выхода на экран лента не могла похвастать именитым актерским составом. Это сегодня Джейсон Стэтем – звезда блокбастеров, Декстер Флетчер – режиссер "Рокетмена", а Джейсон Флеминг – наш новый Хома Брут, но тогда эти фамилии не говорили ничего. В 1998-м самыми заметными именами на афише фильма были завершивший карьеру футболист Винни Джонс да певец Стинг, появившийся в кадре в двух коротеньких сценах. Поэтому многое в успехе картины зависело от того, как со своей задачей справится исполнитель роли Эдди – все-таки на нем, как на заводиле, во многом держится и сюжетный каркас, и отношения персонажей.

-5

Стоит заключить, что Ник Моран сыграл отлично. Однако, как несложно догадаться, ему место во главе проекта вовсе не было забронировано – больше того, Ричи за своего протеже пришлось побороться. Всё дело в том, что продюсеры перед началом съемок посчитали, что картина должна обязательно покорить американскую публику, а для этого требовалось привлечь в проект узнаваемую звезду. И желательно на ведущую роль. Так претендентами на то, чтобы сыграть Эдди, оказались... Итан Хоук, Джуд Лоу и Стивен Дорфф. Другой новичок наверняка уступил бы давлению, да и сам вряд ли бы отказался от дебюта со звездой. Но не Гай Ричи.

-6

Для Ричи внутренняя сплоченность четырех исполнителей ролей Эдди и его приятелей была важнее узнаваемости лиц в кадре, а Моран, Стэтем, Флэтчер и Флеминг показали себя настоящей бандой, в которой каждый может прикрыть каждого, да и веселиться вместе они могли за двадцатерых. По счастью, режиссеру не пришлось саботировать съемки с приглашенными актерами, идти на какие-то особенные ухищрения или обман – он просто не проявил рвения в переговорах и не стал заинтересовывать претендентов своим проектом. В результате звезды либо отказались от участия, либо затребовали неподъемный для студии гонорар – проблема разрешилась сама собой. Кстати, Гай Ричи частично оплачивал свой полнометражный дебют из личных сбережений, так что рисковать ему приходилось не только творческими перспективами.

-7

Но вернемся к образу Эдди. Несмотря на то, что именно по его вине друзья оказались в неприятной ситуации, главный герой остается наиболее уравновешенным и здравомыслящим. Остальные либо слишком эмоциональны, либо безудержны в своих фантазиях, либо подвержены панике и скоропалительным решениям. Вчетвером ведущие персонажи устраивали в кадре волшебный переполох от которого невозможно было оторваться, и равновесие во многом удерживалось именно за счет равноправия всех актеров главной четверки. Будь это звезда и три "подручных", кино могло не выстрелить – в тень ушли бы многие фишки Бекона, Мыла и Толстого. Они бы стали тенью условного Джуда Лоу. Зачем нам это?

-8

Даже больше скажу – звезда в главной роли вполне могла повлиять и на начинающего кинорежиссера. Имея в своем распоряжении шайку таких же оболтусов, как и он сам, Ричи мог не просто полноценно руководить съемочным процессом, но и продвигать собственное видение, тот самый почерк лондонской подворотни, который и сделал стиль постановщика узнаваемым и любимым миллионами зрителей. Равный вес четырех актеров и отсутствие давления на режиссера позволили придать картине легкость, игривую сумасшедшинку, мягкое, не сильно пугающее насилие, британский шарм, в конце концов. Замени одного актера из числа "пайщиков" – карточный домик рухнул бы.

-9

Подобный незамутненный работой под звездным прессингом дебют, кроме всего прочего, наверняка позволил Гаю Ричи ощутить больше уверенности в своих силах. После успеха "Карт" режиссер смог оставить за собой свободу поработать над несколькими оригинальными сюжетами, и именно благодаря этому мир познакомился с "Большим кушем", "Револьвером" и "Рок-н-рольщиком". Да, сегодня Ричи вписан в мировую индустрию блокбастеров, в его послужном списке числятся обновление "Шерлока Холмса" и игровая версия "Аладдина", но больше мы его ценим за "Джентльменов" – за тот самый дух безумного авантюризма, который был свойственен парням из "Карт, денег и двух стволов", и который удалось сохранить, не прогнувшись под страхом продюсеров.

-10

Уникальное чувство юмора, понимание стиля и принципов существования внутри столь колоритного слоя британского общества позволило Гаю Ричи создать шедевр на все времена. Стал бы "Карты, деньги и два ствола" классикой с Итаном Хоуком в главной роли – это еще большой вопрос, но в нашей вселенной всё сложилось как нельзя лучше. Может, Ник Моран заслуживал более успешную дальнейшую карьеру, но сложилось так, как сложилось. Вины в том, что роль Эдди стала для него вершиной, нет ни за Ричи, ни за остальной троицей, ни за зрителями. Впрочем, такой сюжетный поворот для картин данного жанра как раз характерен – вот ты в лучах славы и вдруг, бац, уноси готовенького.

-11

Важно, что Ричи получил бесценный опыт, блестяще использовал все выпавшие ему возможности, оседлал удачу и взял от жизни максимум, отдав взамен добрый десяток классных картин. Очень надеюсь, что "Министерство неджентльменских дел" нас не разочарует, а "Джентльмены" получат второй сезон" – это было бы отлично. Про такое я бы непременно написал, но пока перекинусь на другие темы, а вы, если я вам не наскучил, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – тут много интересного. Но еще больше – в телеграм-канале, не пожалеете, если подпишетесь. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, выбирайте попутчиков с умом, и...

-12

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: