Пока телевизионная версия "Джентльменов" еще не стерлась из воспоминаний, а "Министерство неджентльменских дел" не добралось до мирового проката, позволю себе напомнить вам о дебютной картине Гая Ричи. Сегодня хочу рассказать о том, как стремление студии подстраховаться едва не лишило "Карты, деньги и два ствола" их фирменной магии. И о том, как могла измениться карьерная траектория главного британского режиссера-хулигана, если бы он уступил в своих взглядах на образ главного героя фильма. Готовы вернуться в 1998-й на улицы Лондона? Тогда вперед, в мир, где выживает сильнейший.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Нет смысла говорить, что дебютная картина для любого режиссера становится подлинным пропуском в большой мир кино. Всё получилось – перед тобой откроются двери масштабных звездных проектов. Ошибся – останешься середняком и всю жизнь будешь сражаться за новую возможность громко о себе заявить. Провалился – считай списан в глубокий тыл снимать двенадцатый эпизод мыльной оперы для канала "Домашний". Гай Ричи свой шанс использовал сполна – "Карты, деньги и два ствола" и спустя четверть века уделывают большинство жанровых конкурентов плотностью черного юмора, забористым экшеном и непредсказуемыми сюжетными твистами. Но, как водится, фильм мог быть совсем другим, если бы...
Напомню (хотя зачем?), что сюжет картины разворачивается вокруг молодого повесы Эдди, который уговаривает трех своих приятелей собрать денег и сыграть по-крупному с довольно опасными людьми. Карта не идет, и Эдди проигрывается, но что еще страшнее – он оказывается должен бандитам крупную сумму. Поиски возможности выплатить проценты оборачиваются чередой неожиданных стычек, непредсказуемых пересечений и весьма кровавых разборок. Особое чувство юмора автора, фантастическая химия между персонажами, драйвовый саундтрек и другие важные детали сделали свое дело – "Карты" всё еще смотрятся на одном дыхании.
На момент своего выхода на экран лента не могла похвастать именитым актерским составом. Это сегодня Джейсон Стэтем – звезда блокбастеров, Декстер Флетчер – режиссер "Рокетмена", а Джейсон Флеминг – наш новый Хома Брут, но тогда эти фамилии не говорили ничего. В 1998-м самыми заметными именами на афише фильма были завершивший карьеру футболист Винни Джонс да певец Стинг, появившийся в кадре в двух коротеньких сценах. Поэтому многое в успехе картины зависело от того, как со своей задачей справится исполнитель роли Эдди – все-таки на нем, как на заводиле, во многом держится и сюжетный каркас, и отношения персонажей.
Стоит заключить, что Ник Моран сыграл отлично. Однако, как несложно догадаться, ему место во главе проекта вовсе не было забронировано – больше того, Ричи за своего протеже пришлось побороться. Всё дело в том, что продюсеры перед началом съемок посчитали, что картина должна обязательно покорить американскую публику, а для этого требовалось привлечь в проект узнаваемую звезду. И желательно на ведущую роль. Так претендентами на то, чтобы сыграть Эдди, оказались... Итан Хоук, Джуд Лоу и Стивен Дорфф. Другой новичок наверняка уступил бы давлению, да и сам вряд ли бы отказался от дебюта со звездой. Но не Гай Ричи.
Для Ричи внутренняя сплоченность четырех исполнителей ролей Эдди и его приятелей была важнее узнаваемости лиц в кадре, а Моран, Стэтем, Флэтчер и Флеминг показали себя настоящей бандой, в которой каждый может прикрыть каждого, да и веселиться вместе они могли за двадцатерых. По счастью, режиссеру не пришлось саботировать съемки с приглашенными актерами, идти на какие-то особенные ухищрения или обман – он просто не проявил рвения в переговорах и не стал заинтересовывать претендентов своим проектом. В результате звезды либо отказались от участия, либо затребовали неподъемный для студии гонорар – проблема разрешилась сама собой. Кстати, Гай Ричи частично оплачивал свой полнометражный дебют из личных сбережений, так что рисковать ему приходилось не только творческими перспективами.
Но вернемся к образу Эдди. Несмотря на то, что именно по его вине друзья оказались в неприятной ситуации, главный герой остается наиболее уравновешенным и здравомыслящим. Остальные либо слишком эмоциональны, либо безудержны в своих фантазиях, либо подвержены панике и скоропалительным решениям. Вчетвером ведущие персонажи устраивали в кадре волшебный переполох от которого невозможно было оторваться, и равновесие во многом удерживалось именно за счет равноправия всех актеров главной четверки. Будь это звезда и три "подручных", кино могло не выстрелить – в тень ушли бы многие фишки Бекона, Мыла и Толстого. Они бы стали тенью условного Джуда Лоу. Зачем нам это?
Даже больше скажу – звезда в главной роли вполне могла повлиять и на начинающего кинорежиссера. Имея в своем распоряжении шайку таких же оболтусов, как и он сам, Ричи мог не просто полноценно руководить съемочным процессом, но и продвигать собственное видение, тот самый почерк лондонской подворотни, который и сделал стиль постановщика узнаваемым и любимым миллионами зрителей. Равный вес четырех актеров и отсутствие давления на режиссера позволили придать картине легкость, игривую сумасшедшинку, мягкое, не сильно пугающее насилие, британский шарм, в конце концов. Замени одного актера из числа "пайщиков" – карточный домик рухнул бы.
Подобный незамутненный работой под звездным прессингом дебют, кроме всего прочего, наверняка позволил Гаю Ричи ощутить больше уверенности в своих силах. После успеха "Карт" режиссер смог оставить за собой свободу поработать над несколькими оригинальными сюжетами, и именно благодаря этому мир познакомился с "Большим кушем", "Револьвером" и "Рок-н-рольщиком". Да, сегодня Ричи вписан в мировую индустрию блокбастеров, в его послужном списке числятся обновление "Шерлока Холмса" и игровая версия "Аладдина", но больше мы его ценим за "Джентльменов" – за тот самый дух безумного авантюризма, который был свойственен парням из "Карт, денег и двух стволов", и который удалось сохранить, не прогнувшись под страхом продюсеров.
Уникальное чувство юмора, понимание стиля и принципов существования внутри столь колоритного слоя британского общества позволило Гаю Ричи создать шедевр на все времена. Стал бы "Карты, деньги и два ствола" классикой с Итаном Хоуком в главной роли – это еще большой вопрос, но в нашей вселенной всё сложилось как нельзя лучше. Может, Ник Моран заслуживал более успешную дальнейшую карьеру, но сложилось так, как сложилось. Вины в том, что роль Эдди стала для него вершиной, нет ни за Ричи, ни за остальной троицей, ни за зрителями. Впрочем, такой сюжетный поворот для картин данного жанра как раз характерен – вот ты в лучах славы и вдруг, бац, уноси готовенького.
Важно, что Ричи получил бесценный опыт, блестяще использовал все выпавшие ему возможности, оседлал удачу и взял от жизни максимум, отдав взамен добрый десяток классных картин. Очень надеюсь, что "Министерство неджентльменских дел" нас не разочарует, а "Джентльмены" получат второй сезон" – это было бы отлично. Про такое я бы непременно написал, но пока перекинусь на другие темы, а вы, если я вам не наскучил, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – тут много интересного. Но еще больше – в телеграм-канале, не пожалеете, если подпишетесь. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, выбирайте попутчиков с умом, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: