Длительное плодотворное сотрудничество режиссера и актера – довольно распространенная в кино практика. От Скорсезе с Де Ниро до Бертона с Деппом можно назвать с десяток примеров, и от каждого такого союза зрители только выигрывают, ведь в таких тандемах раскрываются сильнейшие стороны обоих участников. Сегодня мы поговорим о совместных работах режиссера Гая Ричи и актера Джейсона Стэтема – эти двое дебютировали совместной картиной и продолжают сотрудничать до сих пор. Не все их общие фильмы одинаково удачны, поэтому стоит отделить мух от котлет и разложить все горячие блюда Ричи и Стэтема по порядку от худшего к лучшему.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
5. Револьвер (2005)
Ужасающие пользовательские рейтинги боевика "Револьвер", которые вы можете увидеть на самых разных порталах в интернете, не дают объективной оценки фильму – всё дело в том, что Ричи слишком задрал планку ожидания предыдущими работами, и первый же его промах больно ударил по режиссеру и всем причастным. Впрочем, говоря откровенно, "Револьвер" и правда получился слишком невнятным, путанным и перегруженным деталями. В сценарий, написанный Гаем Ричи и Люком Бессоном, вплетена буддийская философия, но заметно прижат экшн – от этого актерам в кадре душно и дискомфортно. Несмотря на участие в ленте Марка Стронга, Рэя Лиотты и Винсента Пасторе, пересматривать фильм не хочется.
4. Операция Фортуна (2022)
Не стану юлить. "Операция Фортуна" – далеко не шедевр. Это занятное, заводное кино, с отличными актерами, блестящим балансом юмора и экшена, с претензией на метамодернистский взгляд в сторону Бондианы и шикарными локациями. Но... Во время просмотра "Операции" меня не оставляло ощущение, что эту картину Ричи снимает "на сдачу", как какую-то обязательную отработку по контракту на другой фильм или в качестве возврата долга. Фильм насквозь пронизан вторичностью и полным отсутствием оригинальных идей – на четвертую строчку лента выбирается только благодаря обаянию Джейсона Стэтема, огромным глазам Обри Плазы, сумасшедшей харизме Хью Гранта и старанию Джоша Хартнетта. Актеры старались, но снимать было нечего.
3. Гнев человеческий (2021)
Лишь на первый взгляд "Гнев человеческий" может показаться проходным боевиком – его нелинейный способ рассказа, глубокая проработка образов и впечатляющий сюжетный твист выделяют картину из ряда других лент. Джейсон Стэтем выдает в фильме едва не лучшую свою актерскую работу, изначально прячась за привычным образом необщительного здоровяка, но по мере погружения в дело раскрывающийся с необычной стороны. Эмоциональный подтекст отлично контрастирует с бездушной стрельбой и гонками по улицам на банковских фургонах – Гай Ричи здесь отработал на 100 процентов, использовав все свои лучшие приемы. Даже перекормленная современным экшеном публика "Гнев" распробовала и оценила очень высоко.
2. Карты, деньги и два ствола (1998)
Дебютный фильм Гая Ричи задал его карьере совершенно безумную траекторию – криминальная комедия о четверке оболтусов, оказавшихся на крючке у мафии из-за карточного долга получила одинаково высокие оценки и у критиков, и у зрителей. С первыми всё понятно – Ричи удалось вернуть расположение киноведов, давно махнувших рукой на британское гангстерское кино. Динамичная, веселая, но в то же время жестокая комедия придала английской киноиндустрии ускорение. Что же до зрителей, то их очаровал актерский ансамбль, в котором Стэтем, может, и не играл первую скрипку, но хорошо запомнился каждому, кто посмотрел фильм. Амплуа недалекого, но пробивного парня, заданное Беконом в "Двух стволах", остается фишкой актера по сей день.
1. Большой куш (2000)
Между поклонниками "Карт, денег и двух стволов" и "Большого куша" можно устраивать боксерский поединок – лучший из этой пары фильм определить может только хорошая драка. Я со своей стороны дам задел – объявлю, что стилистически две ленты очень похожи, но "Куш" масштабнее, смелее, и, в конечном счете, лучше дебютной работы Ричи и Стэтема. Куда более объемная роль Джейсона позволяет его лучше рассмотреть, а извилистая история с двумя параллельными сюжетами позволяет Гаю проявить свой режиссерский дар. Добавьте в картину голливудских тяжеловесов Брэда Питта и Бенисио Дель Торо, и тот самый "куш" у вас в кармане (а с учетом "правильного перевода Гоблина" этот фильм вообще вне конкуренции).
Что-то подсказывает мне, что Гай Ричи и Джейсон Стэтем не остановятся на пяти совместных картинах и продолжат работать вместе. Да, у режиссера проекты расписаны на пять лет вперед, а актер с удовольствием вписывается в долгоиграющие франшизы, но их взаимное притяжение обязательно когда-то опять перерастет во что-то большое и новое. Но и сегодня мы уже имеем пять отличных остросюжетных картин, имеющих весьма заметный вес в индустрии жанрового кино. Ричи и Стэтем сделали друг друга, а нам посчастливилось при этом присутствовать... Всё. Ставки. Сделаны!
И мы снова переключаемся на что-то совсем противоположное, поскольку главное правило этого канала – никакого однообразия. Заглядывайте к Киноведу в штатском – сюда и в телеграм – регулярно, и вы всегда найдете свежие темы для изучения и обсуждения. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не ходите по тонкому льду, и...
Увидимся в кино!