Бельгийский батальон попал на Украину. Первые месяцы его использовали для «мокрых дел» — убийств мирных жителей. Кроме того солдаты и офицеры во-всю занялись грабежом населения. Командир второй роты Вандом настолько увлекся этим занятием, что стал залезать и в немецкие карманы.
Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали.
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 14 марта 1942 г., суббота:
Конец бельгийского батальона «добровольцев»
Южный фронт, 13 марта 1942 г. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Недавно на одном участке Южного фронта нашими войсками разбит бельгийский «добровольческий» батальон «Валлони». Разгромлен штаб батальона, захвачены все штабные документы. Немногие уцелевшие солдаты и офицеры спаслись бегством. Они пристала к 97-й немецкой пехотной дивизии, которой и был придан этот батальон бельгийских подонков.
В августе прошлого года немецкие фашисты вкупе е рексистами (бельгийская агентура Гитлера) пытались создать бельгийский «добровольческий» корпус для восточного фронта. Специальное германское вербовочное бюро и глава бельгийских фашистов Дегрель занимались комплектованием этого корпуса. Никакого корпуса создать они не сумели. Тогда решили собрать дивизию. С дивизией тоже не вышло дело. Кое-как наскребли батальон всякого сброда. Помимо бельгийцев сюда вошли... немцы. Батальону присвоили имя «Валлони» и отправили в Германию в лагерь Регенвурм для обучения.
Среди солдат новоиспечённого «Союзного войска» были подростки до шестнадцати лет. Свыше восьмидесяти человек батальона — в возрасте от сорока до пятидесяти лет. Наконец, четырнадцать человек—старше пятидесяти. Во главе батальона вначале был поставлен бельгиец Якобс. Но как только батальон подали на фронт, Якобса заменили немцем капитаном Паули из 97-й пехотной дивизии.
Три месяца муштровали этот сброд, на девяносто пять процентов состоявший из рексистов. Видимо, военная наука не очень шла на ум этой шайке. Как явствует из захваченных штабных документов, солдаты бельгийского батальона занимались главным образом кражами. Воровали друг у друга, обирали окружающее население.
Кое-как обучив эту банду, ее нарядили в немецкую форму. Чтобы соблюсти приличие, на верхней части левого рукава солдатской шинели нашили эмблему бельгийского знамени — щит с цветами. Здесь же красовалась надпись «Валлони».
Батальон попал на Украину. Первые месяцы его использовали для «мокрых дел» — убийств мирных жителей. Кроме того солдаты и офицеры во-всю занялись грабежом населения. Командир второй роты Вандом настолько увлекся этим занятием, что стал залезать и в немецкие карманы. Вандом получал от германского командования пресловутые оккупационные марки для расплаты с возчиками. Возчики на ведомостях расписывались в получении денег, но ни одной марки не получили. Вандом показывал им кукиш, выгонял из штаба, а марки клал в свой карман. Так он присвоил пятьсот марок. Это вызвало негодование немецких хозяев Вандома. Как говорится в поговорке: «Вор у вора, дубинку украл».
Штабные документы хранят списки расстрелянных рексистами мирных жителей. Бандиты расстреляли шестнадцатилетнего Александра Титаренко якобы за то, что он не сдал оружия.
Когда в последнее время немцам пришлось туго, поскольку их части оказались сильно потрепанными в боях на Южном фронте, они решили использовать и свой «мощный» бельгийский резерв. Так батальон очутился на передовых позициях в районе Барвенково.
В первом же бою батальон перестал существовать. Наши бойцы мигом разделались с рексистами. Некоторых захватили в плен. Солдат первой роты Жорж Ларсенет, объясняя разгром батальона, заявил: «Отправляясь в СССР, мы рассчитывали, что наша роль будет главным образам «символическая». Этот сброд должен был олицетворять дружескую поддержку немецких фашистов со стороны бельгийского народа.
Попав на фронте под наш артиллерийский огонь, рексисты сразу посбавили спеси. Как показал пленный бельгиец Шарль Винкас, солдаты «метались в панике и, чувствуя себя в аду, стали проситься домой». Они даже были готовы примириться с далеко не теплой встречей, которая ждет на родине этих отщепенцев бельгийского народа.
Обнаружено письмо из штаба оккупационных немецких войск в Бельгии и Северной Франции, адресованное в лагерь Регенвурм. В письме говорилось, что представитель рексистов при штабе германского командования некий Враи жалуется на насмешки и издевательства со стороны бельгийского населения по адресу «добровольцев», вступивших в батальон «Валлони». Штаб приказал объявить бельгийским «добровольцам», что все случаи издевательств будут расследованы и «помощь будет оказала в кратчайший срок».
Эта помощь означает не что иное, как репрессия против бельгийского народа, ненавидящего своих немецких угнетателей и их агентуру. Правда, есть у него утешение: большая часть бандитов из «Валлонии» никогда не вернется в Бельгию. Наши бойцы навеки пригвоздили их к земле. (Батальонный комиссар Т. ЛИЛЬИН).
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1942 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.