Напрашивается ответ: потому что понедельник - день тяжелый. А в тяжелый день всё кажется тяжелым! И утреннее пробуждение, и поездка на работу в общественном транспорте, ну и собственно само рабочее время педагога, который трудится в особом учреждении для особых детей.
Я сама как раз оттуда (социальное спецучреждение для детей с особенностями развития), кружковый педагог. И, несмотря на всеобщее убеждение, что любой творческий кружок - это прежде всего "группа по интересам", в НАШЕМ заведении каждое кружковое занятие - это обязательное звено в цепочке программы услуг для каждого-каждого ребенка, вне зависимости от его интересов, даже такого ребенка, который не понимает, куда его вообще привели и не отличает карандаш от мячика, а салфетку от бутерброда.
Ну что же, это не мы придумали, а где-то там, наверху! Посему, берём на кружковые (индивидуальные и групповые) занятия ВСЕХ, надеваем маску доброй тёти и сеем разумное, доброе и вечное… только адаптированное под наших непростых воспитанников, которые приезжают к нам в стационары.
Мальчик А.
Мальчик, 5 лет, ментальные нарушения. Обращенную речь - частично понимает (временами, пока не "уходит в себя"), своей речи - нет как таковой, только слоги и длинные гласные звуки. Но, кстати, каждый слог или звук относится к какому-то определенному действию.
- Например, звукосочетание "ыллль" из его уст означает, что он просится к маме на руки. А если мама его не берёт, то "ыллль" звучит настойчивее, громче, даже злее, пока мама не передумает.
- А если он говорит "у-кы-кы-кы" (не единожды, а постоянно повторяя и раскачиваясь), то это значит, что он хочет, чтобы ему включили музыку.
И это проверено и подтверждено мамой! А еще то, что звуки, характеризующие действия, мальчик А. никогда не путает.
Мальчик А. "в деле"
Между прочим, этот ребенок (относительно других) на занятиях проявляет себя довольно неплохо! Если наглядно, с рук, показать ему какое-то действие (открыть клеящий карандаш, провести линию восковым мелком по бумаге, отщипнуть кусок пластилина), он это повторит. Пусть и корявенько, без интереса, но сделает (сам сделает, вот что здорово!)
И всё бы хорошо, только посидеть в таком состоянии он может лишь минут 10, а потом могут ни с того ни с сего начаться слёзы, вскрикивания и "стереотипишки" (взмахи крылышками). И обычная, положенная по плану урока физминутка в середине занятия - не может вернуть его обратно в форму.
Почему?
Оказывается, потому, что физминутка мальчику А. нужна не обычная, а ритуальная, изобретенная им самим, без вариантов!
Для других ребят и их мам такая его "физминутка" кажется странной и смехотворной, а для педагогов-специалистов - очень интересной, но очень неудобной в исполнении.
Хотя бы потому, что в наших (небольших) кабинетах часто одновременно занимаются по 2-3 специалиста, и у каждого в данный момент на уроке сидит ребенок (а то и не один). Да, в государственных учреждениях оно так! Дефицит кабинетов для занятий с детьми, но зато каждый из многочисленных замов - при своем кабинете. Думаю, данным фактом я никого не удивлю.
Занятие в среду
По средам в нашем творческом кабинете занимаются сразу 3 педагога. А если учитывать, что занятия идут в штатном режиме, то все столы и стулья заняты, люди сидят друг у друга на головах, в шуме и балагане, ибо у каждого ребенка - свой характер, и проявлять его им приятно именно на занятиях (последняя фраза - сарказм).
И наш мальчик А. - тоже на свою беду оказался в составе этого "кабинетного балагана".
Неее, ну я всё понимаю: для такого ребенка нужен строго индивидуальный кабинет, полная тишина и всё прочее, но НЕТ у нас в учреждении таких возможностей, чтобы ВСЕГДА находился хотя бы один свободный кабинет для таких индивидуалистов (а не потому что педагог - плохой и о нуждах данного ребенка не заботится).
В общем, когда мальчик А. начал "махать" и "закипать", он стал издавать внутриутробные совсем не детские крики. Потом вскочил из-за стола и потянул за собой стульчик (зачем ему стульчик?)
А так как в кабинете полно народу, и стулья (занятые!) - стоят повсюду (ну, дети за тремя столами занимаются!), то стульчик мальчика А. - не пролез сквозь эти "лабиринты". И тогда А. - заплакал… и замахал-затопал-запрыгал еще сильнее!
А еще он попытался столкнуть со стула одного из мальчиков, который сидел за соседним столом. Тот, естественно, не поддался… и тогда А. - ну совсем разобиделся! Стал отчаянно рыдать и, пропихиваясь сквозь лабиринты и хороводы стульев, хватать каждого сидящего за одежду.
Ух! Понимая, что занятие испорчено уже у всех, кто находится в кабинете, решаем мальчика А. выпустить в коридор к маме. Мама всё понимает, забирает ребенка, благодарит и спокойно говорит:
- В тесноте не получилось? Ну ничего, может, в следующий раз повезет.
А дело-то не совсем в тесноте! Надо брать глубже!
Тогда в чём?
А дело именно в его "авторской" физминутке! Той самой, которая дарит ему радость и успокоение.
Занятие в понедельник
По понедельникам в кабинете в первой половине дня я работаю ОДНА!
Просто потому что коллеги-соседи работают каждый по своему графику, вот и получился такой случайный момент. Конечно, зная, что в эти полдня у меня свободны сразу 3 стола, я забиваю некоторые окошки расписания детьми по-максимуму (да, чтобы всем занятий хватило, я же не жадина)
Но мальчик А. в одном из "понедельничных" окошек стоял ОДИН. Просто случайно, потому что у других детей, вероятно, в это время были другие занятия или процедуры. В общем, один и один!
Занятие было - по оригами! Складывали с ним милую весеннюю птичку. Опять же: нормально парень работал, все указания выполнял, куда пальчиком ткну - там и делал сгиб, всё верно.
А через 10 минут, как и ожидалось, "завёлся"!
Но… в кабинете-то сейчас места намного больше. Ну ладно, пусть походит или попрыгает некоторое время, если ему это необходимо.
А мальчик А. - вытащил свой стульчик на середину кабинета. Потом вывез еще один, из-под другого стола. Поставил оба стула где-то на метр друг от друга и… стал ходить вокруг них восьмеркой, наполовину прикрыв глаза и напевая: а-о-и-у-вууу, а-о-и-у-вууу.
Попробовала позвать А. - нет, не слышит, не реагирует. Просто мирно ходит и напевает, никого не трогая.
Потом, "нарезав" примерно 10 медленных "восьмерок", мальчик А. аккуратно(!) задвинул чужой стульчик обратно под стол. Далее, взял свой стульчик, поставил около своего стола и снова сам(!) сел работать как ни в чем не бывало. Без криков, без шума и пыли! О как!
Не на занятиях (в любой день)
Потом уже и воспитатели из стационара говорили, да и мама тоже: если мальчик А. долго (а для него 10 минут - это долго!) делает какое-то одно дело или просто сидит в одном положении, то у него возникает резкая необходимость в РИТУАЛЕ.
И подождать - не получится! Ведь "восьмерки" ему необходимы здесь и сейчас! И обязательно с песенкой "а-о-и-у-вууу, а-о-и-у-вууу". Вот именно ТАКАЯ песенка, а не какие-то иные звуки.
Обязательные условия: кусок абсолютно свободной площади и два детских стула на ней. И чтобы никого-никого "по траектории восьмерки" не было. Правда, мама говорит, что мальчик А. не против, если на этих "реквизитных" стульях кто-то сидит. Главное, чтобы они убирали ноги с дороги и молчали… чтобы не заглушать "песенку".
Ну а следовательно...
Такую "площадь" и "свободные стулья" на своем занятии я могу ему предоставлять только по понедельникам! Ну или в случаях, когда коллеги на больничных или в отпусках.
Поэтому получается так: по средам - занятие всегда не удается, а по понедельникам - мальчик А. молодец! И спасибо его "ритуалу", который помогает ему выдерживать полное занятие и не устраивать погромы и скандалы.
Ну и хорошо еще, что сам ритуал вполне безобидный, гораздо лучше, чем кого-то укусить и ущипнуть или вырвать кусок занавески.
Так что… вполне еще есть надежда на лучшее.
Вот и у Вас, дорогие читатели, пусть всё, что окружает, становится лучше.