4,2K подписчиков

“Материнский инстинкт” (2018, Duelles): Кто виноват

794 прочитали

Материнская любовь очень трогательна, разумеется, но она часто бывает крайне эгоистична” © Лорд Иллингворт (пьеса Оскара Уайльда “Женщина, не стоящая внимания”)

***

28 марта 2024 года должна состояться российская премьера драматического триллера “Материнский инстинкт” французского оператора Бенуа Деломма (Benoît Delhomme), для которого это будет дебют как режиссёра. В главных ролях заявлены американские актрисы Джессика Честейн (Jessica Chastain) и Энн Хэтэуэй (Anne Hathaway).

Новый фильм будет ремейком триллера 2018 года, поставленного бельгийцем Оливье Массе-Депассом (Olivier Masset-Depasse).

Оказывается, существует много фильмов с похожим названием, но, на самом деле, они все с другими сюжетами, не являющимися переосмыслением триллера 2018 года. Есть и японская драма Bosei (2022), и итало-аргентинская Maternal (2019), и канадская, выходившая на телевидении, Her Own Justice (2015).

Я решила посмотреть фильм Массе-Депасса, чтобы познакомиться с историей и прикинуть, чего приблизительно можно ожидать.

“Материнский инстинкт” (2018), режиссёр Оливье Массе-Депасс
“Материнский инстинкт” (2018), режиссёр Оливье Массе-Депасс

Литературная основа фильма

Сценарий написан по мотивам романа Барбары Абель “По ту сторону ненависти” 2012 года (Barbara Abel – Derriere la hainee).

“Материнская любовь очень трогательна, разумеется, но она часто бывает крайне эгоистична” © Лорд Иллингворт (пьеса Оскара Уайльда “Женщина, не стоящая внимания”) *** 28 марта 2024 года должна...-2

В центре сюжета – две семейные пары, они не только соседи, но и хорошие друзья, которые поддерживают друг друга. В обеих семьях есть мальчики-погодки, Майло и Максим. Мальчики всегда вместе как родные братья. Но идиллия разрушается, когда один мальчик погибает. Это всё отображается в экранизации.

Любопытно, что локализованный перевод названия фильма повторяет название дебютного романа – “Материнский инстинкт” (L'Instinct maternel), а у Оливье Массе-Депасса киноадаптация в оригинале называется аналогично роману Абель 2005 года – Duelle. У Бенуа Деломма фильм будет называться без ссылок на другие романы писательницы – просто Mothers' Instinct.

О Барбаре Абель

Барбара Абель в подростковом возрасте занималась актёрством, некоторое время работала актрисой и участвовала в уличных спектаклях.

Она окончила Брюссельский свободный университет (Université Libre de Bruxelles), где получила степень бакалавра романской филологии.

В 23 года она написала свою первую пьесу "Эскимос, который занимался садоводством" (L'Esquimau qui jardinait), которую ставили в брюссельских театрах и возили на театральный фестиваль в бельгийском городе Спа. В 2002 году она публикует дебютный детективный роман "Инстинкт матери", снискавший популярность. И после она продолжает выпускать захватывающие истории, рассказывающие о напряжённой семейной обстановке, приводящей к преступлению и безумию.

Обращаясь к библиографии писательницы, видно, что она очень часто использует тему материнства в разных её интерпретациях. Это должно дать понимание того, чего ждать. Если хочется драму, то Барбара Абель не тот писатель, она преследует цель создать детективный сюжет. Могу ей противопоставить Лайонел Шрайвер – она делает ставку на психологию.

Примеры сюжетов Б. Абель:

  • дебютный роман “Материнский инстинкт” или “Инстинкт матери” (L'Instinct maternel) 2002 года. Бездетная пара Ричард и Жанна Тавье страдает из-за этого, потому транслирует в мир агрессию и презрение. У Жанны есть доверенное лицо Эдвига, которая всеми силами старается ей морально помогать, но разве поможешь словами, если проблема намного глубже. Но как будто Жанне мало было несчастливого брака без детей, её муж неожиданно умирает, а его завещание сообщает, что часть своего наследства уходит некой Сюзанне Да Коста. Жанну накрывают с двойной силой злость, гнев, ненависть и обида, она решает найти эту женщину и отомстить ей.
  • “Противостояние” (Duelle) 2005 года. Люси была оставлена матерью сразу после своего появления на свет. Но ей повезло попасть в хорошую приёмную семью. По традиции прошлое обычно возвращается, и к Люси тоже. Её кто-то разыскивает, она уверена, что это биологическая мать. Но со временем её уверенность ослабевает, что это именно она, мысли о том, кто же ищет Люси, становятся мучительными, превращая жизнь в кошмарный сон.
  • “Прекрасный возраст для смерти” (Un bel âge pour mourir) 2003 года. Рассказывает о противостоянии женщин разного возраста, двух разных поколений, и в нём тоже замешаны дети.
  • “Отголосок смерти” (La Mort en écho) 2006 года. Это триллер, в сюжет которого вписаны три женщины, объединённые одним проклятием. Здесь тоже имеют место материнские инстинкты, женская судьба и преследование одержимым человеком.

О самом фильме “Материнский инстинкт”

Структурно в этом фильме поступили хитро. Здесь постоянно заигрывают с тем, за кого переживать. Кто именно заслуживает помощи, а кто должен быть задержан полицией – сразу и не поймёшь.

Открывающая сцена тут намекает на что-то неладное. Взволнованная Элис следит за тем, когда Селин покинет дом, чтобы потом пробраться в её половину дома, держа при себе ключи и большую сумку. Потом Элис, оказавшись внутри, закрывает окно шторами. Автоматически зритель станет задаваться вопросом, что задумала эта женщина.

Такой ход понятен – он сразу задаёт тон всему фильму. Он будет тревожный, с подвохами на каждом шагу, где никому нельзя верить.

Даже тому, что семьи Женио и Брунелль любят друг друга, как должно следовать из идиллической картины жизни представителей среднего класса 1960х.

Две эти семьи живут в одном большом доме – одна его половина принадлежит Селин, Дамиену и их сыну Максиму Женио, вторая – Элис, Симону и их сыну Тео Брунелль. Придомовая зона разделена живой изгородью. Женио и Брунелли очень близки и дружны, они абсолютно доверяют друг другу, могут в любой момент приходить в половину дома друг к другу, у них есть ключи от всех дверей, и детей из школы забирает тот, кто свободен в данный момент. Уровень доверия высочайший, когда чужой человек забирает твоего ребёнка из начальной школы.

Дом, в котором живут семьи Женио и Брунелль
Дом, в котором живут семьи Женио и Брунелль

Открывающая сцена, на самом деле, ничем плохим не оборачивается (пусть и внушает тревогу при первом просмотре). Это Элис приготовила сюрприз для своей любимой подруги Селин на день рождения, пригласив всех близких, чтобы праздник получился веселее. Селин получила в подарок нитку жемчуга. Есть в этом очень лёгкая библейская отсылка, потому что особое значение жемчуг обрёл как атрибут Девы Марии, земной матери Иисуса Христа.

Селин и нитка жемчуга
Селин и нитка жемчуга

Как становится известно по сюжету далее, Селин и Дамиен очень долго пытались, чтобы у них появился ребёнок. “Он нелегко нам достался,” – сказал Дамиен, оттого горечь утраты была ещё сильнее. Ещё можно упомянуть притчу о Драгоценной жемчужине, в которой купец очень долго искал жемчужину, а, когда нашёл, то продал всё, что у него было, чтобы завладеть ею. Притчу и символику можно соотнести с Селин, которая потеряла своего сына Максима, так нелегко ей доставшегося, а потом она приложила усилия, чтобы обрести потерянное снова, пусть это и было неправильно.

Хотя очевидной драматической составляющей сюжета является неестественный процесс, когда родители провожают своего малолетнего ребёнка в последний путь, а также то, как близко идут жизнь и смерть – вчера отмечали день рождения, на следующий день уже получили известие о гибели, всё же на первый план тут выдвигается триллерная линия.

Живая изгородь служит тут метафорой грани, которая делит любовь и ненависть между людьми, их адекватность и здравомыслие, как легко она пересекается или игнорируется. В зависимости от ситуации.

Максим приболел и остался дома. Элис была в саду и возилась с цветами, когда увидела, что Максим, стоя на подоконнике, пытается дотянуться до кота, греющегося в лучах солнца на краю крыши. Элис стала кричать мальчишке, чтобы он вернулся в комнату, стала звать Селин, чтобы та пришла в комнату. Но никто не успел, Максим упал. И в отношениях между женщинами пролегла трещина.

С этого момента начинается гадание на поведении матерей, кто из них на самом деле не в себе, потому что последовательно даются признаки странного поведения то для одной, то для другой. Почему Селин оставила своего сына одного в комнате? Могла ли Элис поторопиться, чтобы спасти Максима? Это только верхушка айсберга.

Обвинение сменяется тёплым объятием, минута затишья сменяется острым подозрением, что Селин всё же не простила Элис. Потом вдруг появляется подозрение, что у Элис тяжёлое психическое заболевание и ей стоит возобновить визиты к психиатру. Но и это не всё, потому что Селин за фасадом своего спокойствия решает сделать решающий выпад, не поддающийся здравому смыслу.

Здесь нет исследования любви матери к ребёнку, это триллер, в котором умело выстраиваются события, загоняющие действующих лиц в ловушку, которую они пытаются покинуть. Схематически это неплохо, но мне не хватило именно глубины.

***

Вспомнила ситуацию с криминальным триллером “Преступление из-за любви” 2010 года француза Алена Корно (Crime d'amour – Alain Corneau).

Его через два года пересняли в США, сюжет остался тот же, но изменилось название на “Страсть” (2012, Passion), режиссёром выступил американец Брайан Де Пальма (Brian De Palma, “Лицо со шрамом”, “Путь Карлито”, “Неприкасаемые”), а на главные роли были приглашены Рейчел МакАдамс (Rachel McAdams) и находящаяся на пике популярности в тот период шведка Нуми Рапас (Noomi Rapace).

У Корно фильм оказался лучше – в нём была концепция, он выглядел сдержаннее и напряжённее, в нём было ощущение безумия, но это выглядело изысканно. Триллер Де Пальмы отставал по качеству, представляя неприкрытую копию. На меня, по крайней мере, он такого же впечатления не произвёл.

Что внушает оптимизм, “Материнский инстинкт” переснят тоже европейцем, потому есть вероятность, что новая версия окажется лучше (или не хуже), чем у Оливье Массе-Депасса. Сразу скажу, что в этом случае мне не понравился именно оригинал. Так что стало ещё интереснее увидеть новую версию с Честейн и Хэтэуэй, что именно сделал Бенуа Деломм.

Но фильм Оливье Массе-Депасса получил девять наград на бельгийской кинопремии Магритт (10th Magritte Awards) в 2020 году. В том числе лучший фильм, режиссёр, сценарий и операторская работа.

***

UPD от 5 апреля 2024 Этому фильму надо дать время, чтобы он "раскрылся" в сознании. После первого просмотра он может не понравиться, как мне. Но его стоит посмотреть - по крайней мере актриса Верле Батенс, которая исполняет роль Элис, очень интересна.

+Ссылка на статью о ремейке 2024 года