Работа с ревностью не гарантирует полного избавления от ревности. Но улучшить качество жизни клиента и отношения в паре - вполне возможно. Вот пример работы, сочетающей процессуальный подход и психодраму. (Это собирательный кейс).
К: Мне не дают покоя мысли о том, что он там с кем-то, и что-то делает, и ему хорошо.
Т: А что в этом самое неприятное?
К: Ему там лучше, чем со мной.
Т: А еще?
К: Может он разлюбил меня?.. Эта его коллега не остановится пока его не заполучит… Она может отнять его у меня… Хотя нет, вроде он меня любит.
Т: А еще?
К: Мне ведь тоже может быть весело! Почему я так завишу от него?! Сижу и страдаю, а потом, когда он приходит, я не могу выползти из скорлупы обиды. И он отдаляется.
Т: А давай с этими голосами познакомимся поближе.
Первый голос говорит: “Ему там лучше, чем со мной…”. Что это за голос? Кто так говорит? Повторяй только эту фразу”
Через череду всплывающих эпизодов мы подобрались к “ядру травмы”. Клиентка вспомнила время, где родители оставляли ее, маленькую, засыпать в комнате, а сами веселились с гостями.
Т: Как ты себя чувствуешь?
К: Маленькой, неинтересной, неценной. Как-будто им хочется поскорее меня усыпить, и пойти в свой взрослый, интересный, веселый мир.
Т: А что хочет эта маленькая девочка?
К: Любви, признания, чтобы мной интересовались, со мной хотели быть.
Т: Стань этой девочкой. Как движется твое тело?
Клиентка начинает кружиться и стучать в воображаемую дверь, голос становится более детским.
К: Я хочу к вам! Впустите меня! Я тоже хочу смеяться и танцевать!
За этой детской обидой стоит потребность контакта с другими, совместности, сопричастности.)
Т: Давай представим тех людей, которые впускают тебя, рады тебе. Кто это?.
К: Бабушка. Подруга. Немного - родители, они не всегда себя так вели.
… Мы проигрываем каждую фигуру и берем там ресурс и поддержку - ощущение “Мне рады, меня берут с собой на праздник. У меня есть мои люди”.
Таким же образом второй голос превращается в боевого подростка, конкурирующего с сестрой за платье (а по сути - за внимание других: сначала, родителей, потом - друзей и потенциальных партнеров). “Я хочу, чтобы меня видели, со мной считались!”
А третий - голос присвоения своей силы и свободы. “Я хочу сама создавать себе интересную жизнь. Я хочу, чтобы моя радость зависела от меня”.
Мы выбираем работать с этой дуальностью: “Я нуждаюсь в том, чтобы меня радовали” и “Я сама нахожу/создаю свою радость”. Тема конкуренции за партнера, озвученная вторым голосом может быть проработана отдельно. Также за ревностью могут стоять темы контроля, доверия и проч. Тогда это будет другой процесс.
Т: Давай посмотрим на вторичный процесс. Ты та, кто может находить и создавать радость. Почувствуй, пожалуйста, эту энергию в себе. Что приходит?
К: Я замечаю, как мои руки поднимаются вверх… как-будто они танцуют.
Т: Позволь себе танцевать.
Клиентка позволяет телу двигаться в танце и исследовть то, что получается.
К: Открывается так много радостей. Я становлюсь такой живой, интересующейся, наполненной. Я могу пойти на танцы, встретиться с девчонками, устроить фотосессию в том милом райончике…
Т: А что ты скажешь той части себя, которая боится, что ее оставят?
К: У тебя есть я, мы не пропадем! Мир такой большой и интересный. Мы можем сами танцевать, мы можем найти компанию, чтобы танцевать. А если кто-то захочет присоединиться, мы будем рады.
Т: А что отвечает та “маленькая девочка”?
К: Смесь недоверия и интереса… Ну, давай попробуем.
Клиентка поочередно танцует танец “Маленькой девочки” и “Взрослой свободной женщины”. Через какое-то время создается единый танец.
Дальше мы говорим о том, что означает этот опыт, и как его можно интегрировать в обычную жизнь.
Оба голоса (или процесса, как мы их называем в Процессульной терапии) важны. Задача терапии - изучить их, проявить, и исследовать то, что сопротивляется их проявлению. И, по большому счету дать им договориться: дать каждому голосу место в жизни, дать им со-существовать.
Ведь если не будет первого голоса (и стоящей за ней энергией контакта)- будет трудно строить партнерские отношения. А если не будет второго (способность самой находить радость)- партнерские отношения превратятся в зависимость.
А также почувствовать, что на глубинном уровне у них нет противоречия (единый танец).
Конечно, помимо индивидуальной динамики клиентки немалую роль в этой ситуации может играть динамика партнера и их пары. Им может быть привычно играть в бессознательную игру “Убегания - преследования”. Но если даже один партнер (а лучше, чтобы и другой, и вместе) осознает этот внутренний процесс, станет незачем поддерживать эту игру. Бывает и так, что пара может расстаться (если один партнер прекращает игру, а второй с этим не согласен). Но если в паре есть ценности помимо этой игры, то “убегающему” партнеру может стать интереснее в паре.
Конечно, изменения происходят не сразу. Но даже прикосновение к этому состоянию свободы и авторства, которое было у клиентки не проявленным, будут целительным. Ведь в дальнейшем захочется его больше привносить в свою жизнь. И со временем может укрепиться навык переключения внимания с тревоги ревности на созидание своей жизни, что куда более увлекательно.
Картинка взята с просторов интернета.
Автор: Белобородова Екатерина
Психолог, Парный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru