Найти тему
Этносы и Человек

Особая миссия чёрной расы в Америке

Роман "Хижина дяди Тома" по разному прочитан белыми и афроамериканцами. История раба и рабства как явления, сформировавшего культуру чёрной Америки до сих пор вызывает споры в США.

Гарриет Бичер-Стоу - автор нашумевшего, не только в своё время, романа родилась в семье пастора и с малых лет впитала христианскую культуру, сквозь призму которой и написан роман. Кроме того, Гарриет считалась аболиционисткой.

-2
Аболиционистами называли филантропов, которые не примыкая ни к какой партии, стремились донести христианские ценности через просвещение, литературу, журналистику.

Идея Бичер-Стоу заключается в том, что чёрная раса имеет особую миссию в Америке. Несмотря на ужасы рабства, в самом попадании африканцев на другой континент будто бы виден особый смысл.

Согласно официальной статистике за 200 с лишним лет из Африки в Америку переместили около 12 миллионов человек. Чем не великое переселение народов?
В этом факте прослеживается и ветхозаветный сюжет: попадания евреев в Египет с последующим исходом. При чём исход не обязательно подразумевает перемещение физическое. Можно понимать исход и как обретение свободы юридической.
-3

Но Бичер-Стоу видит в истории африканских невольников ещё и обретение веры. Путь Христа предполагает в том числе и страдания. Дядя Том настоящий мученик. Он так и не выдаёт Касси и Эммелину. В итоге погибает за своё человеколюбие, но одерживает моральную победу.

Конечно, в романе описано много ситуаций и судеб, поставлены острые социальные вопросы, слишком вычурно изображает писатель добрых и злых персонажей, но всё это в рамках своей эпохи.

Как ни странно, благодаря рабству афроамериканцы обретают новую веру. Хотя, справедливости ради, христианство всё-таки ложится на более ранний религиозный слой тех верований, что привезены с родины. Позже этот феномен будет изучен подробно. Но во времена Бичер-Стоу высказывались смелые идеи о том, что именно афроамериканцы обогатят свою новую родину. Будто бы чёрная раса в отличии от высокомерной и эмоционально холодной белой способна воспринять христианство глубже и естественней.

Однако, именно за христианскую добродетель уже в 60-е годы прошлого века, когда движение чернокожих африканцев за свои права усилится, бедного дядю Тома отвергнут, как вредный элемент.

Почему, дескать, не сопротивлялся? Не пытался даже? А просто взял да и сдался злодеям.

Неприязнь к столь недавно популярному роману будет так велик, что его даже не рекомендуют читать школьникам. Мол, не воспитывает гражданские чувства и чувство собственного достоинства.

Теперь ограничения сняты, но самосознание афроамериканцев продолжает эволюционировать.

Спасибо за внимание!

Видео: Африка в лицах

Статья: Зомби, как элемент массовой культуры