Найти тему

Какие книги о бизнесе стоит прочитать?

Оглавление

Книг о бизнесе очень много. Есть действительно бесполезные, есть же очень даже необходимые к прочтению

Главное, запомнить правило - прочитав книгу, вы точно не разбогатеете, но точно вынесете что-то полезное для себя

Чем больше вы развиваетесь как лидер, тем лучше будете справляться с каждым направлением работы организации.

Вот наши 5 фаворитов книг о бизнесе:

1. "От хорошего к великому" Джим Коллинз

Лучшее — не враг хорошего. «От хорошего к великому» — это культовая бизнес-книга Джима Коллинза, которая уже много лет находится на вершине популярности у руководителей бизнеса и менеджеров. Успех этой книги — заслуга ее автора. Джим Коллинз написал свою книгу как большое и обстоятельное научное исследование, на которое он со своей коман­дой потратил годы.

Автор исследовал десятки успешных компаний, сотни менеджеров и тысячи научных статей, кропотливо выискивая крупицы знания о том, как создать великий бизнес и стать необыкновенно успешным руководителем. Принципы, открытые Коллинзом на примерах великих компаний, помогли множеству других компаний стать не менее великими.

У нас нет выдающихся школ в основном потому, что у нас есть школы хорошие. У нас нет великого правительства в основном потому, что у нас есть хорошее правительство. Немногие люди живут замечательной жизнью, потому что так легко жить просто хорошо. Подавляющее большинство компаний никогда не становятся великими именно потому, что подавляющее большинство из них становятся вполне хорошими, и это их основная проблема.

Великие компании, выдержавшие испытание временем, существуют не просто для того, чтобы приносить прибыль акционерам. Для действительно великой компании прибыль и поток денежных средств становятся как кровь и вода для здорового организма: они абсолютно необходимы для жизнедеятельности, но они не являются сутью жизни. Великие достижения — это результат серии хороших и последовательно выполненных правильных решений, каждое из которых вытекает из предыдущего.

Руководители пятого уровня. Одной из важнейших причин успешности компаний Коллинз считает талант ее руководителя. В книге «От хорошего к великому» выделяется пять основных типов руководителей, разделенных по уровням.

1-й уровень — высокопрофессиональный сотрудник, активно использует свои способности, знания, опыт и умения.

2-й уровень — ценный член команды, вносит в достижение целей свой вклад и эффективно взаимодействует с другими членами коман­ды.

3-й уровень — компетентный менеджер, который умеет организовывать людей и рационально распределяет ресурсы.

4-й уровень — эффективный руководитель, способный сформировать видение будущего и добиться того, чтобы компания продвигалась по намеченному пути.

5-й уровень — позволяет добиться исключительных результатов и обладает выдающимися личностными качествами.

Каждый следующий уровень руководителя включает в себя качества всех предыдущих уровней.

Характерной чертой руководителей 5-го уровня является главное в их жизни — это успех компаний и только потом уже стремление к собственному благополучию и славе. Они хотят видеть компанию еще более успешной в будущем, не придавая значения тому, что, может быть, не все узнают, чьи именно усилия явились основой успеха. Как сказал один руководитель 5-го уровня: «Я хотел бы, сидя однажды у себя на веранде, увидеть одну из самых великих компаний в мире и сказать: “Я там работал”».

Руководители компаний, достигших выдающихся результатов, поражают тем, что не говорят о себе. И это не ложная скромность. Те, кто работал или писал о руководителях, которые добились того, что их компании от хороших результатов перешли к выдающимся, постоянно использовали такие эпитеты, как «спокойный», «простой», «скромный», «сдержанный», «застенчивый», «приятный», «незаметный», «уравновешенный», «не верящий в собственную значимость» и т. д. Очень важно понять, что руководитель 5-го уровня — это не просто следствие скромности. Это в равной степени и непоколебимая решимость, почти стоическая потребность сделать то, что должно быть сделано для превращения компании в великую.

Существует знаменитый парадокс окна и зеркала. Руководители 5-го уровня смотрят в окно, чтобы приписать успех факторам, которые не имеют к ним отношения, когда все идет отлично. Когда же они не могут определить конкретного человека или событие, они списывают все на удачу. В то же время они смотрятся в зеркало, когда говорят об ответственности, никогда не списывая свои проблемы на невезение. Обычные лидеры компаний делают прямо противоположное. Они смотрят в окно в поисках кого-то, чтобы списать на него всю вину за плохие результаты, но начинают прихорашиваться у зеркала, когда можно приписать себе все достижения компании.

Источник

2. "Семь навыков высокоэффективных людей" Стивен Кови

Книга состоит из слов благодарности автора в своём начале и четырёх основных глав. Первая глава посвящена принципам и стереотипам, вторая рассматривает тему личной победы, третья – тему общественной победы, а четвёртая повествует о принципах самообновления. Мы не станем рассматривать в отдельности каждую главу, а вкратце расскажем о семи навыках высокоэффективных людей – основной теме книги.

Три первых навыка, о которых рассказывает Стивен Кови, ориентированы на внутренний мир человека и активизируют его способность к самообладанию. Именно они являются основой развития характера каждого человека. Только благодаря «личным победам» человек может обрести ту независимость, которая позволит ему достичь общественных побед, связанных с командной работой, взаимодействием и коммуникацией – тремя навыками внешней эффективности. Что же касается седьмого навыка, то он является связующим для всех остальных, а заключается он в регулярном и сбалансированном развитии.

Навык 1 – Будьте проактивны. У человека всегда есть свобода выбора, и он сам ответственен за то, что происходит в его жизни. И на его поступки влияет только он сам, а не обстоятельства или окружение.

Многие люди считают, что значимые события, способные изменить жизнь, будут происходить сами по себе. Они всё ждут, что кто-то за них предпримет попытки сделать их жизнь лучше. Но существенных результатов достигают те, кто решает проблемы, а не рассуждает о них, те, кто пытается отыскать решение, а не оправдаться. Для таких людей даже одно веское «за» гораздо значительнее, чем девяносто девять «против».

Принцип проактивности сводится к изменениям «изнутри наружу». Нет никакого смысла в том, чтобы найти что-то во вне и изменить это. Если вы действительно желаете повлиять на ситуацию, вы должны работать только над тем, на чем вы властны – это вы сами.

Принцип 2 – Начинайте, представляя конечную цель. Ваша жизнь станет складываться по-новому, если вы осознаете, что для вас важнее всего, а после будете постоянно сохранять этот образ в своём сознании, чтобы ежедневно заниматься только тем, что на самом деле важно для вас. Основой эффективности является чёткое понимание конечной цели. В противном случае у вас ничего не выйдет, сколько бы усилий вы ни прилагали.

По словам Кови, всё создаётся дважды. Первоначальным является мысленное творение, а следующим – физическое. Определяющим является стремление изменить что-либо, даже если оно пока нематериализовано.

Вы несёте ответственность за то, чтобы, применяя творческое мышление и воображение, формировать новые жизненные сценарии.

Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала. Под управлением собой следует понимать дисциплинированность, исполнительность, следование установленным порядкам. Очень важно первым делом решать ключевые проблемы, которые являются наиболее важными на настоящий момент времени. Вам нужно расставить приоритеты и, если оно того требует, отбросить всё ненужное на второй план.

Множество людей допускают ошибку, когда начинают выполнять срочные дела – гораздо эффективнее выполнять самое важное, а после просто сохранять баланс между развитием своих средств и ресурсов и ростом результативности. Эффективные люди мыслят возможностями, а не проблемами.

Навык 4 – Думайте в духе «выиграл/выиграл». Позицию «выиграл/выиграл» можно назвать особым настроем ума и сердца, которое направлено на постоянный поиск взаимной выгоды в процессе взаимодействия с другими людьми. Несмотря на то, что порой находить обоюдовыгодные решения довольно сложно, это просто необходимо, т.к. в противном случае в будущем проиграют обе стороны.

Рекомендуется применять стратегию «ненавязчивости», когда вы вместе со своим оппонентом отодвигаете на второй план все прежние договорённости, оставаясь друг с другом в согласии. Да, у вас нет никаких новых соглашений, но нет и никаких напрасных ожиданий.

Создание подобного рода взаимодействия является немалым трудом, и для достижения партнёрства вам нужно будет быть упорными в достижении целей и внимательными к интересам других.

Заинтересовало? Про остальные навыки советуем прочитать в книге

Источник

3. "Психология влияния" Роберт Чалдини

Часто мы принимаем решения, опираясь на стереотипы. Чтобы противостоять манипуляциям, осознанно относитесь к своим реакциям, контролируйте эмоции, будьте последовательны и сомневайтесь в авторитетах.

Наше стереотипное мышление может быть использовано против нас. В современном мире невозможно обдумать детали каждого решения, и мы пользуемся психологическими ярлыками, стереотипами, а они исправно служат нам.

Поведение животных может показаться нам до смешного простым.

Пример: Иногда индюшка-наседка отказывается от молодых индюшат или даже нападает на них, если птенцы не издают характерного звука. А чучело хорька, заклятого врага индюшки, издающее эти звуки, наседка примет за собственного птенца. Звук — это ярлык, который позволяет индюшке-наседке быстро идентифицировать своих птенцов.

Рекламодатели, продавцы и мошенники (профессионалы уступчивости) могут обманом заставить нас применять наши стереотипы против наших собственных интересов; подчинить своим требованиям, во благо своих интересов. Популярный стереотип «цена означает качество»: люди обычно считают, что дорогие товары имеют более высокое качество. Зачастую этот стереотип оказывается верен, но продавец может использовать его против нас.

Пример. Сувенирные магазины продают непопулярные драгоценные камни, повышая, а не понижая их цены.

Необходимо защищаться от манипуляторов, навязывающих ошибочные стереотипы.

Люди испытывают острую необходимость взаимного обмена. Правило «взаимного обмена» — мы чувствуем обязанность отвечать другим людям тем же, что они дали нам. Эта тенденция является основой любого общества. Она позволила нашим предкам совместно использовать ресурсы на основе взаимовыручки. Мы чувствуем психологическую нагрузку, не отвечая на чьё-то одолжение.

Как общество, мы презрительно относимся к тем, кто не отвечает взаимностью. Мы называем их попрошайками или неблагодарными личностями и боимся оказаться на их месте. Эксперименты показали: людям так не терпится избавиться от бремени долга, что они будут отдавать даже больше, чем получили.

Пример. Исследователь купил испытуемым дешёвую кока-колу, оказав им непрошеную любезность. Потом он попросил их купить у него лотерейные билеты. Большинство испытуемых отвечало взаимностью, покупая билеты по 50 центов за штуку. Когда исследователь не покупал испытуемым кока-колу, число купленных билетов уменьшалось вдвое. Он заставил людей испытать чувство долга, купив им кока-колы, и назначил для них собственный метод взаимного обмена.

Члены общества Кришны с успехом использовали такую тактику, когда дарили прохожим на улице цветы. Даже раздражённые этим люди часто вносили пожертвования, чтобы удовлетворить свою потребность ответить взаимностью на цветок.

Вы не можете отклонять все любезности, дабы дать отпор попыткам воспользоваться правилом взаимного обмена. Вместо этого выявляйте принципиальную основу предложений: являются ли они подлинной любезностью или оскорбительной тактикой манипуляции. И только потом отвечайте взаимностью соответствующим образом.

Источник

4. "Стратегия голубого океана" В. Чан Ким и Рене Моборн

Принципы разработки стратегии голубого океана. Стратегия голубого океана призвана минимизировать возможные риски. Она базируется на трёх принципах:

  • минимизация риска поиска — пересмотр границ рынка;
  • минимизация риска планирования — концентрация на общей картине, а не на цифрах;
  • минимизация риска масштаба — выход за пределы существующего спроса.

Принципы воплощения стратегии голубого океана. Чтобы эффективно осуществить стратегию голубого океана, направьте деятельность организации на её реализацию. Существует два принципа снижения организа­ционных и управленческих рисков.

  • Минимизация организа­ционного риска — преодоление организа­ционных препятствий.
  • Минимизация управлен­ческого риска — контроль за выполнением стратегии.

Инновации в области потреби­тельской ценности — основа стратегии голубого океана. Основная цель стратегии голубого океана — инновация ценности, то есть повышение потреби­тельских качеств и снижение издержек. Достигнуть этого можно, если компания поддерживает баланс между полезностью, ценой и издержками.

В большинстве случаев компания стремится отвоевать долю рынка. Таков традиционный подход предприятий — стратегия алого океана.

Новый товар возникает лишь в 14% случаев, которые обеспечивают 61% общей прибыли. Это показывает, что у компаний, выбирающих стратегию голубого океана, намного больше шансов на успех.

Но для современного бизнеса характерен ряд тенденций.

  • Благодаря техноло­ги­ческому прогрессу произво­ди­тельность выросла, и предложение превышает спрос.
  • Из-за снижения торговых барьеров и глобализации исчезли специали­зи­рованные рыночные ниши с высокими ценами.
  • Мировой спрос на многие продукты падает вместе с сокращением населения в развитых странах.

В результате снижается прибыль, многие продукты превращаются в стандар­ти­зи­рованный массовый товар. Чтобы не сражаться за долю рынка, компании пытаются создать новое рыночное пространство, высокорен­та­бельное и свободное от конкуренции.

Компании, создающие новую потреби­тельскую ценность, стараются добиться и дифференциации, и снижения издержек. Для этого необходимо предложить покупателям новый продукт по доступной цене. Со временем в силу вступит эффект масштаба, и издержки сократятся ещё больше.

Как же разработать стратегию голубого океана?

Инструмент № 1. Стратегическая канва.

Стратегическая канва показывает основные факторы конкуренции в отрасли и позволяет проанали­зировать, во что фирмы вкладывают средства и какие преимущества предлагают они своим клиентам.

Используя этот метод, надо обратить внимание на альтернативные продукты. Создайте для покупателей предложение с элементами потреби­тельской ценности продукции других отраслей. Так вы сможете выработать новые идеи, а не предлагать покупателям аналоги уже существующей продукции.

Инструмент № 2. Модель четырёх действий.

Чтобы отыскать слабые места схемы, по которой функционирует отрасль, существует четыре ключевых вопроса.

  1. Какие факторы потреби­тельской ценности исключить?
  2. Значение каких факторов снизить?
  3. Значение каких факторов повысить?
  4. Какие новые источники ценности создать?

В любой отрасли есть необходимые для проникновения на рынок факторы. Но предпочтения потребителей меняются, и может оказаться, что текущие товары и услуги слишком сложны и дороги для покупателей.

Эти вопросы помогут выявить неактуальные факторы конкуренции. Постарайтесь определить скрытые компромиссы, на которые потребители были вынуждены пойти.

Инструмент № 3. Решётка.

Метода «решётки»: компания заполняет таблицу, которая позволяет осознать отличия её действий от принятых в отрасли стандартов. Благодаря данному методу менеджеры смогут действовать согласованно.

Заполняя решётку, тщательно изучите факторы, которые считаются необходимыми для игрока отрасли, и оцените, насколько они оправданы.

Эффективная стратегия голубого океана имеет три отличительные черты.

  • Наличие приоритетов. Опирайтесь на ограниченный набор факторов конкуренции. Не вкладывайте средства в развитие направлений, не связанных с этими приоритетами.
  • Отклонение от стандарта. Рассмат­ривайте альтернативные варианты, а не принятые в отрасли подходы.
  • Чёткость и доходчивость. Хорошую и очевидную стратегию можно описать одним ёмким лозунгом

5. "Эффективный руководитель" Питер Друкер

Эффективности можно научиться. От любого руководителя требуется правильное выполнение задач — эффективность. Люди с блестящими умственными способностями могут оказаться неэффек­тивными работниками. Ум, воображение и знания только в сочетании с эффективностью воплощаются в результаты.

До недавнего времени основной проблемой организации была продуктивность деятельности работников физического труда. За последнюю сотню лет мы научились её измерять и многократно увеличили произво­ди­тельность отдельного рабочего. В основе деятельности современных организаций лежит интеллек­туальный труд.

  1. Его нельзя измерить с помощью критериев, выведенных для физического труда;
  2. Не поддаётся количественному измерению;
  3. Не измеряется по произведённым затратам;
  4. Вклад руководителей не зависит от количества подчинённых;
  5. Эффективность — это результаты, а не объём управленческой работы.

В книгах по развитию управлен­ческого персонала представляют портрет «руководителя завтрашнего дня» как «человека на все времена», в таких людях мир всегда испытывал большой недостаток. Требуется универсальный гений:

  1. Умеющий проводить анализ;
  2. Принимать решения;
  3. Работать с людьми;
  4. Творчески мыслить;
  5. Хорошо разбираться в математике;
  6. Понимать характерные особенности своей компании и структуры управления.

Компании набирают людей, в лучшем случае обладающих одним из желаемых качеств. Формируйте организацию так, чтобы любой человек, сильный в той или иной сфере, мог использовать свои навыки и способности в работе. Делайте ставку на расширение горизонтов деятельности людей с помощью доступных им орудий труда. Не рассчитывайте на резкий скачок в развитии личных способностей.

Отличительная черта эффективных руководителей — умение добиваться положительного результата во всём. Пять привычек, которые необходимо выработать руководителю, чтобы работать эффективно:

  1. Знайте, на что расходуется ваше время. Работайте над управлением временем, повышением его эффективности.
  2. Концентри­руйтесь на достижениях, выходящих за рамки организации. Нацельтесь не на выполнение работы, а на конечный результат.
  3. Развивайте сильные стороны — свои собственные, своих начальников, коллег, подчинённых. Не зацикли­вайтесь на слабостях, не начинайте с задач, которые не в состоянии решить.
  4. Концентри­руйтесь на сферах, в которых высокока­че­ственная работа приведёт к выдающимся результатам. Определяйте приоритеты и не отступайте от них.
  5. Принимайте эффективные решения. Правильные решения — это система, ряд правильных шагов в правильной последо­ва­тельности. Эффективное решение основано на несовпадении мнений, а не на консенсусе. Быстрые решения — ошибочные решения. Решений должно быть немного, но они должны быть фундамен­тальными. Необходима правильная стратегия, а не изобрета­тельные приёмы

Больше о книгах про бизнес можете узнать здесь!