В предыдущем тексте, рассуждая о чисто шарлистских веселых картинках, которыми активные граждане страны 404 отреагировали на призыв о белом флаге, я все же полагала, что негодование проявляют или лаицисты, или вельзевулисты, или всякие Гонты - идейные наследники Волынского ужаса. И ведь ошиблась.
Я упомянула, что паства Кафедры Апостола Петра на Украине не очень многочисленна, подразумевая греко-католиков, ибо католиков латинских считать там можно, попросту загибая пальцы. Но мне казалось, что греко-католики по крайности промолчат.
Казалось не просто так. КЦ - Церковь дисциплинарная, иерархичная, четкая. (Такого, к примеру, чтоб диакон оказался крупной медийной фигурой, имея большую популярность и самостоятельность, нежели епископы, в КЦ не может быть ибо не может быть никогда). Однако принцип иерархичности оказался вопиюще нарушен, земные (национальные) пристрастия вышли важнее церковных установлений. Заметим еще разок, что Папа Франциск отнюдь не возглашал себя неприятелем данной страны, просто реалистично подошел к тому, как быстрее прекратить кровопролитие. Но какое там: для поврежденного сознания Папа должен надеть сутану-вышиванку, а вместо Ave Maria ежедневно возглашать "Ще не вмерла". И это почти не шутка. Нашлось даже теологическое обоснование к таким пожеланиям, ибо греко-католики отнюдь не промолчали.
По словам главы УКГЦ Святослава Шевчука, сомнения в победе Украины означают недостаток доверия «живому Богу, присутствующему в теле украинского народа». Я, конечно, не теолог, но вполне осознаю, что это новое слово в богословской науке. Очень новое. Усумнившийся же грешник должен, по мнению Шевчука, незамедлительно шагать "к исповеди". То есть - Святослав Шевчук обличает в грехах свое прямое священноначалие. И командует, как оному священноначалию исправляться.
Сразу оговоримся. В принципе ситуация несогласия католических духовных лиц со священноначалием возможна, но в одном единственном случае, каковой мы наблюдали на примере Второго Ватиканского собора: если священноначалие отступает от суммы вероучения. Только в этом случае.
Впрочем, о чем я? Ведь сей конкретный "народ как тело Божие" (Господи, прости) это и есть вероучительная сумма. Только вот - никак не католическая.
И, возвращаясь в недавнее прошлое, это уже не единственный случай, когда эти благочестивые люди выступают против действий и слов Папы. Минувшим августом, проводя виртуальную конференцию с российской католической молодежью, Папа Франциск упомянул о необходимости придерживаться традиций "великой России Петра I и Екатерины II - просвещенной страны великой культуры и великой человечности".
И в тот раз глава УГКЦ разразился публичной критикой, обвиняя священноначалие в пособничестве "империализму", разжигании "неоколониальных амбиций", и потребовал "разъяснений". Разъяснений, Карл. Потребовал.
Собственно говоря, эти дивные люди, в лице своего главы, ведут себя как кто угодно, но только не как католики.
Можно было наблюдать случай католического поведения, соответствующего и позиции Папы и, проще говоря, поведения, сообразного духовному сану. Тем же августом в Ужгороде греко-католический священник Роман Курах сказал в проповеди, что "просит Господа о том, чтобы он сделал чудо и примирил два великих народа – украинцев и русских". Один католик, что называется, отыскался. Но - ненадолго. На следующий же день священник в этих словах - покаялся. Что тут сказать, не нам судить со стороны человека, оказавшегося не готовым к мученичеству.
Только вот, экая незадача, приехать ночью к Папе компанией амбалов, это не то же самое, что приехать так к священнику Роману Кураху. Совсем не то же самое.
И я вот думаю. Если Папа такой неподходящий для этих изумительно набожных людей, может лучше им - выбрать своего Папу? Засесть в изоляцию где-нито в Тернополе, пускать в небо то черный, то белый дым - всё, как у больших. Перспективно получится, столько новых и интересных возможностей в духе новой теологии можно тут воплотить.
изображения из открытого доступа