Автопроизводители постоянно ищут пути улучшения эксплуатационных характеристик своих автомобилей, и разработка новых типов трансмиссий играет в этом процессе важную роль.
С развитием трансмиссионных технологий многие автопроизводители стали использовать трансмиссии с двойным сцеплением вместо стандартных гидроавтоматов. Одной из таких инноваций с двойным сцеплением (DCT, или Dual-clutch Transmission) является трансмиссия Powershift, разработанная компанией Ford в сотрудничестве с Getrag.
В этой статье мы рассмотрим основные характеристики этой трансмиссии, особенности её конструкции и типичные неисправности.
Что такое Powershift и с чем его "едят"?
В отличие от ранних роботизированных трансмиссий Ford с однодисковым сцеплением, Powershift (DPS6/6DCT250, а также MPS6/6DCT450) — это 6-ступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями, работающая в паре с автоматическим приводом переключения.
Первый вариант — это преселективная роботизированная трансмиссия с двойным "сухим" сцеплением, которой для своей деятельности достаточно не более 1.8 литров масла.
Второй вариант — робот с двойным "мокрым" сцеплением, использующий при своей работе порядка 7 литров соответствующей ATF.
Применимость трансмиссии Powershift
Powershift устанавливается в основном на модели Ford (Focus, Mondeo, Fiesta, GT, Kuga и др.) и Volvo (S60, V60, V40 и др.). Благодаря своей компактной конструкции, трансмиссия Powershift может успешно устанавливаться не только на седаны типа Ford Mondeo, но и на компактные автомобили типа Ford Fiesta.
Этот тип трансмиссии может быть установлен, как на автомобили с продольным, так и с поперечным расположением двигателя. Именно поэтому данное технологическое решение (пускай и сомнительное) используется на множестве автомобилей Ford и Volvo (а в наше время — ещё и на куче китайских автомобилей).
По конструкции но далеко не по качеству Powershift схожа с DSG. Наличие двух сцеплений гарантирует быстрое переключение передач, практически полное отсутствие разрывов в передаче крутящего момента и высокую топливную экономичность.
Принцип работы трансмиссии PowerShift заключается в следующем: при включении одной передачи следующая передача предварительно (преселективно) выбирается (то есть она находится в зацеплении (предвключена), но ещё не задействована), и для включения следующей передачи достаточно разомкнуть одно и включить другое сцепление. В результате процесс переключения передач происходит мгновенно.
Особенности конструкции Powershift
Конструкция PowerShift включает в себя два набора шестерён, которые приводятся в действие двумя отдельными сцеплениями. Примечательной особенностью конструкции этой трансмиссии является наличие двух входных валов (один вал находится внутри другого).
Первый (полый) вал приводит в действие чётные передачи, а также передачу заднего хода, в то время как второй вал (также известный как "центральный") отвечает за нечётные передачи.
Ещё одна особенность трансмиссии PowerShift — отсутствие гидротрансформатора, планетарных передач и фрикционных муфт. Благодаря этой особенности конструкции потери мощности и крутящего момента двигателя оказываются минимальными.
Механизмы PowerShift управляются электронным блоком, расположенным на корпусе коробки передач. Основная функция блока — сбор и обработка данных от различных датчиков. После обработки информации TCM передает сигналы на исполнительные механизмы и контролирует их работу. Кроме того, блок управления отвечает за работу сцепления и переключение передач. Это осуществляется с помощью двигателей постоянного тока со встроенными датчиками.
Таким образом, в Ford решили пойти своим необычным путем и сделали "электрическую DSG". Вероятно, предполагая обойтись без гидравлики ради простоты конструкции. И, казалось бы, на бумаге все выглядит очень красиво и данная трансмиссия должна была стать крайне успешным инженерным решением…
Тем не менее, хотели, как лучше, а получилось как получилось.
Чтобы электромотором нажимать на вилки сцепления — инженеры разработали механизм, который закрыли резиновой защитной трубочкой.
При длительной работе трансмиссии — появляется большое количество фрикционной пыли, а также растёт температура внутри. Сюда стоит добавить ржавчину и грязь от попадания в глубокие лужи.
Что в итоге — уже понятно. Коррозия, износ, нарушение работы вилок, что, в свою очередь, приводит к нарушению работы сцепления (износ) и, соответственно, к неправильной работе механизма переключения передач. И это — один из самых "лёгких" вариантов.
Коробка не очень любит (точнее говоря — совсем не любит) езду в пробках, когда сцепление работает особенно активно, сильно перегревается, постоянно буксует и т.д. Долгая работа в таком режиме является одним из ключевых источников проблем этой трансмиссии.
Типичные неисправности
Сервисы по ремонту АКПП часто сталкиваются со следующими проблемами трансмиссии Powershift:
— Рывки при старте/стопе в городском движении. Эта проблема возникает в пробках (владельцы Ford Focus часто жалуются на эту проблему);
— Утечки трансмиссионной жидкости. Утечки часто возникают в уплотнениях первичного вала, в результате трансмиссионная жидкость попадает на сцепление и приводит к его пробуксовке;
— Задержки при переключении передач. Эта проблема возникает в основном в трансмиссии Powershift с сухим сцеплением;
— Износ уплотнений. Из-за этой проблемы трансмиссия начинает работать неравномерно;
— Быстрое разрушение демпфера (аналога двухмассового маховика в DSG), приводящее к выходу трансмиссии из строя.
Стоит отметить, что в большинстве случаев вышеперечисленные проблемы возникают из-за нарушения правил эксплуатации и несвоевременного технического обслуживания. Поэтому, необходимо соблюдать все рекомендации производителя по своевременному обслуживанию трансмиссии Powershift.
Не забывайте прогревать трансмиссию в зимнее время года. Это улучшит смазку деталей трансмиссии и продлит срок ее безаварийной службы. Проблемы с трансмиссией Powershift могут возникнуть и в том случае, если водитель предпочитает агрессивную манеру езды. К слову, отметим, что эта трансмиссия не "любит" высоких скоростей с частым переключением передач и может быстро выйти из строя.
Выводы
Powershift — это современная версия роботизированных преселективных трансмиссий с двойным сцеплением.
Да, подобное решение обеспечивает плавное переключение передач (в отличие от работы с рывками и задержками, характерными для роботизированных трансмиссий с однодисковым сцеплением) без заметных перебоев в подаче крутящего момента.
Да, автомобили, оснащённые такой трансмиссией, обладают высокими показателями динамики разгона.
И — да, каждый раз производитель старается устранить наиболее существенные её недостатки, усовершенствовать программное обеспечение и оптимизировать алгоритмы работы.
Однако все усилия инженеров Ford пока не привели к постоянному решению проблем, связанных с работой Powershift. По сравнению с аналогичными трансмиссиями с двойным сцеплением (DSG, разработанная VW), коробка Powershift не считается надёжной. Существенная разница между этими "преселективами" кроется в программном обеспечении, а также в системе привода сцеплений и привода перемещения вилок коробки передач.
Если инженеры VAG додумались до применения гидравлического привода, то Ford в конструкции данной трансмиссии использует привод электрический. И, зачастую, проблема данных трансмиссий одна и та же — механизм выжима сцепления работает "всухую" и сильно нагревается.
Ниже представлен материал, на котором отчётливо видно, что весь механизм — в пыли от износа сцепления. Любое нарушение герметичности пыльника — и быстрая смерть нажимной вилки, которая клинит и перестаёт правильно выжимать своё сцепление. Отсюда — неправильный выжим, букс корзины и, как следствие — неправильные включения или переключения передач.
В качестве бонуса к данной статье — несколько иллюстраций процесса ремонта трансмиссии Powershift. Так сказать, наглядно и в деталях:
Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!
Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.
Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.
Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).
Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/